Найти тему

Математика - это интересно! Математика - это прекрасно!

«Математика выявляет порядок, симметрию и определённость. Это важнейшие виды прекрасного» (Аристотель).

Действительно, изменения, процессы, происходящие в пестром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов объектов. Самый простой пример: 3+2 всегда 5, о чём бы ни шла речь – о песчинках или планетах, о морях или цветах. Знакомство с математикой даёт первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика даёт возможность увидеть, что порядок и определённость, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребёнка и его интеллект. Одна их основных целей занятия математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Вводя маленьких детей в мир математики, покажите им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполните представление о каждом числе живыми ассоциациями. Обратите внимание, что в сказках числа играют тоже большую смысловую роль. Знакомя детей с формой, помните, что важно не столько добиться запоминания названия 3-4 геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в окружающей жизни.

Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость её преподавания детям, отвлечённость понятий, которыми она оперирует. Тогда дети будут учиться, не зная, что математика – сложная наука, а будут ждать из этого источника волшебных историй.

Взрослые могут использовать простые жизненные ситуации для формирования элементарных математических представлений. Так, можно предложить ребёнку сравнить свои туфельки с обувью других детей или взрослых: выяснить, какая туфелька больше (меньше), прикладывая подошвы друг к другу. На прогулке можно предложить собирать большие и маленькие камешки, листья, шишки. Эти и другие задания позволяют учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова «большой - маленький».

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Стимулируйте употребление в быту таких слов как «длинный-короткий», «широкий-узкий» (шарфики, полотенца), «высокий-низкий» (шкаф, стол, стул, диван); «толще-тоньше» (колбаса, сосиска, палка, верёвка). Важно чтобы у детей 4-5 лет эти слова тоже были в лексиконе, а не только «большой-маленький».

А эти задания, позволят детям поупражняться в различии формы: предложите ребёнку много разных банок и флаконов с крышками, чтобы он имел возможность подобрать крышки по форме и по размеру; на прогулке аккуратно намочите подошвы, сделайте отпечатки и сравните их по форме и по размеру; замесив тесто для печенья, делайте их вместе с ребёнком, используя разные формы. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Старших дошкольников спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет.

Спросите ребёнка, чего у него на теле по два (две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя) и чего по одному (нос, рот, язык).

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя).

А поупражняться в счёте поможет игра в «Магазин». Вы будете играть роль продавца: продавать штучный товар, считать его и называть стоимость покупки. А ребёнок отсчитывать деньги (фишки) и пересчитывать товар.

Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефоне, странице в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Приобретите ребенку игру с цифрами. Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете. Поиграйте в игру «Какая цифра пропущена?» (Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтобы получился непрерывный ряд; ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла).

Дошкольники активно учатся ориентироваться во времени. Это одно из наиболее сложных для них математических понятий. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра. Называя день недели, уточняйте, а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, напоминайте о его праздниках или знаменательных датах. Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам необходимо помнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

-2

5 советов по проведению игр с детьми:

  • Совет первый: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако, и нельзя выбрасывать из нее правила, выполнить которые нелегко.
  • Совет второй: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
  • Совет третий: не будьте «занудами». Ваше внедрение в мир детской игры - введение туда новых, развивающих и обучающих элементов должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры.
  • Совет четвертый: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам - разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
  • Совет пятый: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети - большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».

Формирование элементарных математических представлений, в конечном счете, есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы развить интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.