Найти тему

Генерал Патрик Гордон и поэт Александр Пушкин. Что погубило Пушкина?

В ноябре 1699 года скончался ближайший соратник Петра, генерал-адмирал, шотландец Патрик Гордон, а сто лет спустя в июне 1799 года родился Великий русский поэт Александр Пушкин. И через этот век незримой нитью прошла связь между генералом и поэтом. К сожалению, она была оборвана роковым выстрелом Дантеса на Черной речке 27 января 1837 года. Кажется мы всё знаем об этой трагедии, но это не так. Была у неё более весомая историческая подоплёка.

"Один, как прежде..." Михаил Сушенок

Ещё в середине двадцатых годов Пушкин задумал Историю Петра I. " Я непременно напишу Историю Петра I" говорил он в 1827 году. Но не просто историю, а некий по его замыслу историко-художественый труд, чтобы более доходчиво, чем "сухие" историки раскрыть личность Петра во всех её проявлениях. Это стало быстро известно всему Санкт-Петербургу. Более того, гуляя с женой и Императорской четой по аллям Царского Села и Летнего Сада Пушкин с воодушевлением рассказывал о своем новом будущем произведении. Николаю I идея понравилась и он даже разрешил Пушкину доступ к закрытым и секретным архивам. И в 1832 году поэт "с головой" ушел в работу. Если бы он знал тогда, что его ждет...

Приступив к работе, Пушкин к своему удивлению столкнулся с противоречиями в личности Петра. Петр предстал перед ним как бы в двух ипостасях: как глава Государства, представляющий интересы России за ее пределами и как Царь с его отношением к подданым.

"Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и его временными указами. Первые суть плод ума обширного, исполненного доброжелательста и мудрости, вторые жестоки, своенравны и, кажется писаны кнутом. Первые были для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика". В них отражались "своевольство и варварство царя". "Все состояния"(сословия) были равны перед его дубиною. Всё дрожало, всё безмолвно повиновалось".(А.С.Пушкин)

В предыдущей статье приводилось высказывание Петра о российском народе и о том, что он хотел с ним сделать. Иного от немца - полукровки Фридриха Петера Гогенцоллерна нечего было и ожидать. Но Пушкин этого знать не мог.

Правильная История России начала создаваться шайкой немецких - историков "сказочников"( Миллер, Байер, Шлецер и Тауберт) еще в 40-е годы XVIII века и на момент подготовки "Истории Петра" была официально признанной. Поэтому любой шаг "влево", в сторону изучения подробностей первых 24 лет жизни Петра, до его воцарения сразу пресекался.

Немецкие "историки" прочесали всю Россию, выгребли до дна все мало-мальские ценные исторические материалы о времени Петра и собрав все это в известные "чемоданы Миллера" принялись в тесной координации с другими "историками" Европы ваять Историю России. К примеру, ими были уничтожены практически все Дворцовые разряды времен царствования деда Петра Царя Алексея Михайловича, что привело к возниковению массы фальсификаций, о чем уже говорилось ранее.

Так перенос места рождения из Бранденбурга в Москву по признанию Ивана Голикова бы выдуман лично Герхардом Миллером, а ряд событий были сдвинуты немецкими "сказочниками" одни на 7! лет вперед, другие на 10! лет назад.

Пушкин был опытным исследователем, в его библиотеке хранилось много исторических материалов и документов. Он знал взгляды на Петра Голикова, Прокоповича, Татищева, Миллера, Болтина и Щербатова и др.. Знал он и суждения о Петре представителей французского Просвещения-Вольтера, Монтескье, Дидро, Мабли и Руссо. Но он всегда подчеркивал необходимость тщательного и критического отношения к ним.

Среди обилия исторических документов, к которым обращался Пушкин был один, особенный "Дневник Патрика Гордона" в 6 т. , о котором выдающийся русский историк Николай Устрялов сказал: "Это сокровище неоцененное, материал по преимуществу исторический, не уступающий никакому акту в достоверности, исполненный множества любопытнейших подробностей!».

Дневник Гордона, написанный на английском языке охватывал всю его жизнь (окончен 31 декабря 1698) Автор был не только очевидцем, но и непосредственным участником описываемых событий, отличался точностью и большой объективностью, форма изложения была сухой и документальной, Особенно много труд Гордона дал для описания личности Петра.

К сожалению обширное рукописное наследие Гордона, как целое, не сохранилось. Не полностью дошла до нас и наиболее ценная его часть -журнал. который он вел на протяжении всей своей карьеры. Из шести уцелевших томов, IV и V попали в Московский архив Коллегии иностранных дел среди конфискованных бумаг опального временщика графа А.И. Остермана, сосланного в Сибирь в 1741 году. Ещё 4 тома ( I,II,III и VI) приобрел у потомков Гордона барон А.С. Строганов. От него они перешли к Годфриду Миллеру, который подверг их серьезной правке.

Патриархи "правильной" Истории России Миллер и Байер занимались материалами Гордона несколько лет, исправляли, вытирали, переписывали. Но получилось плохо, поскольку пришлось переделывать весь Дневник. Издавать его а таком виде не решились, ограничившись небольшим очерком о Записках Гордона на французском языке. Далее в течение 70 лет тема Дневника историками не поднималась.- оставался лишь маленький очерк Миллера и Легенда о пропаже Дневника.

История получила неожиданное продолжение, когда друг Пушкина А. И. Тургенев случайно обнаружил Дневник Гордона на его родине в Шотландии и выкупил его.

-2

Тургенев Александр Иванович. Карл Брюллов

Александр Иванович Тургенев (1784-1845), государственный деятель, историк, один из 4-х сыновей ректора Санкт-Петербургского университета Ивана Тургенева. Его брат Н.И Тургенев, главный идеолог декабристов, был приговорен в России заочно к повешению. Тургенев сыграл большую роль в жизни Пушкина, благодаря ему Пушкин поступил в Царскосельский лицей, благодаря Тургеневу Пушкину удалось избежать ссылки на Соловки, в последний путь в Святогорский монастырь гроб с телом Пушкина провожал также Тургенев.

Тургенев был очень известен в Европе и имел возможность встреч, как с братом Николаем, жившим в Париже, так и с известными Европейскими деятелями, писателями, учеными, философами, имел доступ к иностранным архивам. Это позволяло ему снабжать Пушкина интересными документами, в частности о Петре и Пугачеве, Историю которого Пушкин писал одновременно с Историей Петра.

В последний приезд Тургенева в Москву в 1836 году и даже в ночь перед дуэлью Тургенев и Пушкин обсуждали материалы для будущей Истории Петра, включая Дневник Гордона.

Более подробно с некоторыми выдержками из- Дневника можно ознакомиться в книге Руководителя Исторического Клуба Александра Касаткина "Крушение Империи Русских Царей в 1676-1700гг" Часть первая "Латинский переворот в сердце Империи" с которой и началось наше повествование. https://vk.com/topic-182409422_39757721

Глава 7. "Гражданская война в свете Чигиринских походов" 1677-1679гг."

Гражданская война https://vk.com/topic?act=browse_images&id=-182409422_120

Разгром полков "нового строя" на Днепре https://vk.com/topic?act=browse_images&id=-182409422_121

Уничтожение Дневника Патрика Гордона https://vk.com/topic?act=browse_images&id=-182409422_122

Наряду с Гражданской войной 1677-1682 года Патрик Гордон подробно описал и нелицеприятные моменты прихода Петра I к власти, например, пребывание его в Европе в изгнании в 1690-1693гг, когда ему пришлось в декабре 1689 прикрывать бегство Петра с матерью Софьей года в Европу. ("Несостоявшийся Император".)

Император Николай I внимательно наблюдал за работой тандема Тургенев - Пушкин. Прекрасно понимая к чему может привести публикация материалов из Дневника Гордона он несколько раз на аудиенциях жестко указывал Пушкину на недопустимость появления их в печати, но Пушкин был упрям и более радикален, чем Тургенев, ненавидевший крепостничество и самодержавие, но более терпимый.

Николай I (1796) и Пушкин (1799) были практически ровесниками, при этом отношение их друг к другу было просто удивительным, Пушкин терпимо и даже дружелюбно относился к Николаю I, казнившему декабристов и отправившему его лицейских друзей на каторгу.

8 сентября 1826г. Николай I возвращает опального поэта из Михайловской ссылки и два часа беседует с поэтом. О чем они говорили без свидетелей можно только догадываться, но расстались они довольные друг другом. Николай I заявил: «Я нынче говорил с умнейшим человеком в России», а поэт с восторгом рассказывал друзьям: «Наш царь имеет ум бархатный, того и гляди, каторжников простит». Более того в 1832 году Пушкин создает Николаевский цикл стихов https://proza.ru/2015/04/16/1698

За неделю до смерти Пушкин в разговоре с Плетневым сознавался, что "Историю Петра" пока нельзя писать то есть- её не позволят печатать". Тем не менее, он по признанию Вульфа "располагал поплатиться за дуэль лишь новою ссылкой в Михайловское... и там на свободе предполагал заняться составлением Истории Петра Великого"

Но Николай I, считавший одной из своих главных задач - поставить барьер проникновению в Россию Европейской "заразы" не мог допустить оскорбительных выражений Пушкина в адрес Петра и какой-либо критики в его отношении, не говоря о большем. Оставалось только принять радикальные меры. И если с Тургеневым он ничего не мог поделать, поскольку сам был заинтересован в получении имевшихся у того исторических документов, то "слабое звено" Пушкина - его жена, было ему хорошо известно.

В последние дни жизни Пушкин оказался в положении "осажденной крепости", не ладился задуманный им журнал "Современник", не получила признания "История Пугачева", на грани разорения были имения, сковывала цензура, завистники трубили об истощении таланта, давили огромные долги, одолевали векселя торговцев и заимодавцев. А Наталье Николаевне нужны новые наряды, ведь она принята и блистает при дворе.

В такой обстановке спровоцировать поэта было совсем несложно.

Знание оплаченное кровью.

Судя по поведению Пушкина перед дуэлью он не собирался ни умирать, ни убивать Дантеса (новоиспеченный родственник все-же). Осталось загадкой почему он так быстро подошел к "барьеру" облегчив задачу Дантесу. Возможно надеялся, что тот струсит и промахнется, тогда бы он не стал стрелять и впереди его ждало Михайловское. Но Дантес не струсил, двинулся вперед и выстрелил первым.

К сожалению на месте дуэли не оказалось перевязочных средств, а путь в столицу был просто ужасным. За те последние 48 часов, которые были отпущены поэту, он потерял 2,5 литра крови, то есть половину.

Такой оказалась цена попытки Пушкина написать правдивую Историю Петра.

На просьбу Пушкина Императору: " Прости меня за дуэль!" тот ответил: "Если бог не велит нам свидеться на этом свете, то прими мое прощение...".

После кончины Пушкина Николай I приказал Василию Жуковскому под присмотром главы своей Тайной полиции и шефа Корпуса жандармов, начальника Третьего отделения Леонтия Дубельта разобрать бумаги Пушкина и, видимо, получил то, что его интересовало - Дневник Гордона, перевод которого с английского осуществлял по просьбе Тургенева барон Келлер. После чего позаботился о семье поэта, как ему и обещал, и оплатил все его долги. А кабинет Пушкина и все имевшиеся там исторические материалы были опечатаны.

Через два года покончил с собой переводчик Дневника барон Келлер. Настойчивые просьбы Александра Тургенева Императору предоставить Дневник для дальнейшего изучения остались без ответа. А в 1846 году Тургенев скончался.

Следствие по делу о дуэли вел Дубел ьт, который естественно обвинил в случившемся Геккерна и Дантеса. И так случилось, что семьи Дубельта и Пушкина породнились, младшая дочь поэта Наталья вышла замуж за сына Дубельта Михаила. И если бы Пушкин прожил еще 16 лет, он бы смог увидеть своего внука - Леонтия Дубельта младшего.

Подписывайтесь на канал, впереди у нас ещё много нового, интересного и неожиданного.

Далее "Фельдмаршал Борис Шереметев "Прусский"