Если у вас в Питере есть свободных 3-4 часа, советуем заглянуть в Музей Фаберже прикоснуться к истории и насладиться прекрасным!
Это действительно интересно, стильно и притягательно ( ежегодно музей посещает около 420 000 человек). Настоящая сокровищница, расположенная в историческом районе Санкт-Петербурга во Дворце Нарышкиных-Шуваловых (метро «Гостиный двор», набережная реки Фонтанки, 21)
Это частный музей. Но он обладает, не имеющим аналогов, собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусств 19-20 вв. Здесь представлена коллекция поистине роскошных экспонатов: изысканных украшений, великолепных подарков и сувениров, столовых приборов, удивительных предметов интерьера и других шедевров ювелирного творчества.
Наиболее ценные и известные предметы в коллекции музея - императорские пасхальные яиц, созданных фирмой Карла Густавовича Фаберже. В коллекции музея, в том числе, находятся первое и последнее из императорских яиц. Полная экспозиция вмещает более 4000 фантазийных вещиц – работ талантливых мастеров фирмы, получившей международное призвание.
Как и в других дворцах - впечатляет великолепное убранство особняка - парадная лестница (куда же без неё), роскошные интерьеры, иконы, сервизы, подарки, подлинные шедевры - Айвазовского, Поленова, Маковского, Брюллова в картинной галерее.
Вы осмотрите несколько залов - Готический с коллекцией драгоценно украшенных русских икон 19-20 в.
Рыцарский зал, в нём представлена серебряная посуда, преподнесенная государем в качестве подарков воинам, кубки, шкатулки, чаши и роскошные вазы.
Золотая гостиная, вмещающая миниатюрную мебель, камнерезные фигуры, предметы быта, а также императорские подарки - табакерки, портсигары.
Бежевый зал, посвящён русской эмали.
Белая гостиница, где представлена коллекция фарфора 19 в.
Красная гостиная с ларцами и сервизами, из серебра с золотыми элементами и самоцветами.
Голубая гостиная - экспонаты с эмалью, портсигары и шкатулки, декорированные уменьшенными копиями знаменитых картин.
Картины с полотнами русских художников и каменными изделиями представлены в галерее.
И…, наконец – Синяя гостиная, где располагается собрание пасхальных яиц.
Действительно, стоить только упомянуть фамилию Фаберже, сразу же вспоминают знаменитые яйца - настоящие шедевры, украшенные золотом, бриллиантом и со скрытым сюрпризом, которые и по сей день остаются одной из вершин ювелирного искусства.
А ведь Карл Густавович Фаберже - петербургский ювелир, чьё имя прославилось на весь мир, не сделал ни одного изделия собственными руками!
Он родился в семье ювелира, но так и не смог стать хорошим ювелирным мастером. Как шутил сам герой, вбивать необходимые старания и любовь к этому делу нужно было кожаным ремнем, но «Меня не били, вот ничего и не вышло». Даже высланный в погоне за знаниями в Европу, Карл Фабереже так ничему там и не научился. Азы и теорию освоил, а вот его руки отказывались производить на свет что-то интересное. Но он был гениальным организатором и настоящим предпринимателем. «Почему это должен делать я, если это могут сделать за меня?» - основываясь на таких простых истинах, тогда еще неизвестный «ювелир» начинает собирать по всему миру лучших мастеров, гениев своего дела и свозить их в Петербург. Те начали создавать шедевры.
А на одной ювелирной выставке продукция дома Фаберже так заинтересовала правящего монарха, что Александр III решил деть этому дому специальный заказ. Говорят, что первое яйцо Фаберже не было прорывом в области искусства, а лишь повторяло увиденное ранее и выполненный неизвестным мастером. Фактически, яйцо - плагиат. Но оно произвело сильнейшее впечатление, и Карла Фаберже провозгласили придворным ювелиром, а императорский заказ на пасхальные яйца стал ежегодным.
В своих творениях Фаберже не уходил далеко от событий, произошедших в царской жизни, пряча в сюрприз миниатюрные портреты, копии известных памятников и дворцов, кораблей, паровозов и царских карет, фигурки раскрывающего хвост механического павлина и поющего петуха.
Всего Фаберже создал 52-54 яйца для императорского дома, и копии для подарков – была такая традиция дарить яйца на праздники. Еще одиннадцать произведений искусства воссоздал для разного рода заказчиков за очень большие суммы и просьбы.
Традиции яйцедарения прервали пришедшие к власти большевики, распродавая направо и налево царское имущество по частным коллекциям. При Сталине даже была особая контора под кодовым названием «Антиквариат», которая занималась продажей ценного имущества за границу.
Помотавшись по частным коллекциям яйца стали аккумулироваться в одних руках, и самым главным их держателем стал Малькольм Форбс, после смерти которого все яйца должны были уйти с молотка на аукционе, но русский олигарх из Львова по фамилии Вексельберг перекупил коллекцию и выставил на всеобщее обозрение в петербургском Музее Фаберже .
Сегодня здесь выставляется пятнадцать яиц, вторая по размерам коллекция из десяти яиц хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Кстати, это именно те, не проданные представители Сталинского «Антиквариата», яйца.
Конечно, все экспонаты настолько интересны и красивы, что уходить из этого царства великолепия просто не хочется. Мастерство ювелиров поражает!
В музее можно посетить и временные выставки и экспозиции. Как во всех музеях - тематический сувенирный магазин с уменьшенными копиями экспонатов, альбомами, книгами о ювелирном деле, гениальных мастерах и талантливом руководителе семейной фирмы Фаберже. Расположен на первом этаже дворца, там же кассы, гардероб и очень интересное и атмосферное кафе. Музей однозначно рекомендуем.
Далее, мы решили завершить свои походы по музеям и просто прогуляться по центру Санкт-Петербурга. Но погода в городе не предсказуема и сильнейший ливень застал нас на Большой Морской. Пришлось укрываться от потока воды Музее Восковых фигур (д. № 6)
Честно говоря, мы не любители подобного рода экспозиций. Но рекламщики сунули в руки зазывающий флаер и ливень сыграл свою роль. Скажем прямо, музей на любителя и нам не понравился. Коротко – сразу у входа встречают фигуры известных современных политиков, первая комната с персонажами детских сказок и мультфильмов, далее известные исторические личности, политики, спортсмены, артисты, киногерои, музыканты…
Тут и личности, которых давно нет в живых и ныне здравствующие. Ощущения не очень приятные. Постоянно присутствует мысль- похож или нет…Чаще –нет. А если похож, да ещё и давно почил – жутковато становится смотреть на этих царей, Распутиных, Сталиных, Лениных…
Экспонаты представлены без особой системы. Рядом с Майклом Джексоном – Стас Михайлов, с Пушкиным – Иван Охлобыстин, с Пьер Ришаром – Михаил Боярский… и тут неожиданно ещё один зальчик, с ремаркой – «дети могут не смотреть». А могут ведь и посмотреть, зал открыт – вход для всех свободный. Зал эротический и чего там только нет - каких аномалий и уродств – бррр-рр...
В музее тесно и вскоре всё перемешивается перед глазами – живые лица и экспонаты. Короче пробежались мы по музею и скорее на улицу гулять под дождём и смывать с себя эти эмоции.