Волею случая я по работе оказался в городе Севастополе. Как я уже упоминал, я ни разу в своей жизни в Крыму не был и изучаю его в сознательном возрасте, когда в составе России полуостров уже седьмой год. На дворе, к слову, сентябрь двадцатого года.
Отдыхать- не работать, времени было у нас мало, но все же я каждый день с улыбкой до ушей наслаждался прекрасным городом в бархатный сезон, южной природой и фотографировал все вокруг. Вот это командировка! Словно премия от работы!
Сегодня же получилось вырваться в саму Балаклаву. Времени на город у меня не было, но я и не особо стремился, потому что больше всего мне хотелось увидеть местный подземный музей-укрытие подводных лодок времен холодной войны.
Тихая балаклавская бухта манит изумрудной водой. У стенки причала спрятался рыбак с удочкой:
В бухте много яхт и лодок, а до базы идти не особо далеко, вот уже на ножках в воде стоит часть бывшего КПП:
Напротив- спасательный глубоководный аппарат АС-20 («Шмель»). Вообще-то он всегда окрашен в широкие оранжево-белые вертикальные полосы, за что и получил такое прозвище. А здесь почему-то белый, словно железная белуха:
Близ входа в укрытие стоят маленькие катамараны, на которых можно пройти по всему подземному морскому каналу. Это отдельная экскурсия:
Один лишь вход внушает огромное уважение к советским инженерам! Все строилось с расчетом противоатомной защиты первой категории. Это означает, что секретный объект мог выдержать прямое попадание атомной бомбы в 100 килотонн!:
Купив билет, ожидаем нашего экскурсовода. Котик на скамейке тоже мерно ждет экскурсию:
В ожидании я рассматриваю экспонаты и фотографии вокруг. Вот, барокамера, к примеру. Листайте влево:
Сам вход в укрытие перекрывал понтонный мост, а так же запирался батопортом весом в 150 тонн, способным выдержать ударную волну атомного взрыва. Для скрытности как вход, так и выход накрывались маскировочными приспособлениями и сетями.
А вот и пришел наш экскурсовод. Многие из персонала музея- это отставные офицеры. Голос поставлен, огонь в глазах и на "отлично" знание политчасти, всех морских терминов и устройств.
После того как нам прочитали лекцию по безопасности поведения на объекте, мы услышали:
-За мной!
И пошли мы в длинный прохладный коридор. Кстати да, внутри +18, но после жаркой улицы это только плюс.
Мы прошагали в первый зал, где нам поведали о героических метростроевцах. Само укрытие строилось с 1954 года и расширилось в 1958. Времена, когда все мальчишки хотели стать метростроевцами! И только после полета Юрия Гагарина- космонавтами!
Доска почета строительного управления №528, которое было создано как раз для строительства столь сложного сооружения:
Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961 год. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Город к тому времени сразу засекретили и Балаклава стала ЗАТО города Севастополя.
Рабочие инструменты строителей:
Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкая и извилистая балаклавская бухта укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.
Экипировка строителей, лебедка, вентилятор:
Почетный диплом коллективу Строительного управления №528 за достигнутые высокие производственные показатели во Всесоюзном социалистическом соревновании:
Подземный комплекс включает в себя два объекта: объект 825 ГТС (гидротехническое сооружение) и объект 820 РТБ (ремонтно-техническая база). Объекты располагались по разным сторонам морского канала, имеющего два выхода. Сообщения между объектами не было, так что обслуживающий персонал объекта 825 ГТС мог и не догадываться о специфике деятельности соседей.
Посмотрите только на эти мощные огромные двери!:
Тут мы все снова услышали громкое:
-За мной!
И пошли по туннелю с моделями подводных лодок:
С недавних пор я себе тоже приобрел подобную. Теперь у меня на полочке стоит "Акула".
А это у нас большая специальная лодка-лаборатория. Внутри находились камеры по исследованию животных и гидробарокамеры. Не хочется даже думать, через что там проходили местные подводные Белки и Стрелки.
Про каждую модель можно прочитать отдельно на информационном стенде рядом:
Припаркованная в ангаре торпеда:
В этом зале рассказывается об устройстве торпедных аппаратов и характеристики торпед:
Идем дальше!
- За мной!
На сопроводительных стендах можно прочитать как готовились строительные смеси и армированная железобетонная сетка для комплекса:
Мы вышли в самую большую часть укрытия. Саму ремонтную базу подводных лодок:
Укрытие выглядит настолько фантастично, что раньше я думал, что такие объекты бывают только в шпионских фильмах про Джеймса Бонда:
А оно всё на яву бывает, оказывается!
Из интересного представленного- подводный аппарат "Тритон1-М". Такая мини-подводная лодка словно из мультика. Внутри помещаются два водолаза. Самое необычное, что герметичная она только для механизмов и аккумуляторных батарей. Сами же водолазы сидят внутри за стеклом в воде. Такую лодку я встречал позже в Калининграде на территории музея Мирового океана и еще в Кронштадте.
Или вот, спускаемая с орбиты гондола:
Так как я был в музее в 2020 году, здесь еще не было настоящей подводной лодки. Но сейчас она уже появилась:
Поражаюсь масштабами:
После закрытия в 1993 году большая часть комплекса не охранялась. В 2000 году объект был передан Военно-морским силам Вооруженных сил Украины.
В 1993—2003 годах база была разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.
Сейчас же специалистами военно-строительного комплекса Минобороны России ведутся масштабные работы. Это единственный музейный комплекс такого класса: приводится в порядок первое в мире секретное гидротехническое сооружение, соединяется история так называемого Объекта 825 с передовыми музейными технологиями.
Идет по каналу катамаран с экскурсией. Ширина его в этом месте аж 20 метров:
А мы двигается в следующий зал.
- За мной!
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" или ласково "Кузя". В машинно-котельной группе такого проекта мне даже доводилось работать.
Мы подходим к тоннелю с рельсами по середине, где нам показывают реалии страшной силы атомного оружия:
И так как объект у нас военный, то будет не лишним упомянуть, против чего и кого, собственно, тратятся такие огромные усилия по строительству секретных сооружений и наукоемкой ракетной техники.
Единственной страной за всю историю человечества, испытавшей ядерное оружие на гражданских людях, является США. В результате этого ничем не оправданного преступного деяния, Япония потеряла многие сотни тысяч гражданских жизней, капитулировала и впала в полный вассалитет. Современная Япония предъявляет России за два острова курильской гряды, считает нашу страну агрессором, не подписывает с нами мирный договор, но и слова не может вымолвить против американской власти, которая до сих пор даже не принесла извинения за две сброшенные на их мирные города атомные бомбы.
В данный момент ядерные боеголовки блока НАТО развернуты и на нашу страну. Альянс активно расширяется на восток, при этом цинично заявляя, что он несет чисто оборонительных характер.
Это обязательно надо рассказывать детям и подросткам. Нужно понимать, для чего в стране создаются ракеты с ядерными боеголовками. И что "страшные мультики Киселева по телевизору" созданы не для блефа и смеха, а для того, чтобы припугнуть вражеского супостата и заставить его задуматься, а стоит ли проверять все это на практике.
Из уст нашего экскурсовода то и дело вылетают такие фразы, как "Американское скудоумие!" или "Натовцы бегают со своими шмайссерами!"
-За мной!
Мы находимся в ракетном хранилище, где так же располагались и ядерные заряды. Вагонетка для транспортировки торпед:
Есть просто огромные экспонаты ракетного вооружения:
А вот на полках лежат и фонящие капсулы. Что они "фонящие" шучу, конечно, но со счетчиком я рядом не стоял)
Следующий зал рассказывает нам о работе подводников.
Корпус подводной лодки состоит из двух стенок. Снаружи- шумопоглощающий, а второй- прочный. Взгляните на толщину его стенки:
Наверное, характерный звук подводной лодки, который используют во всех фильмах, как-то относится с этим прибором:
Обещаемся свято будем хранить военную и государственную тайну!:
На этом наша экскурсия по секретному подземелью заканчивается.
Мы выходим на арсенальную площадку. Здесь нам представлены: турбина, глубинные мины и дизель-генератор с шильдиком Manchester & Willesden 1943 года:
А также красавец ЯК-38. Вертикального взлета и посадки между прочим!:
Мирная Балаклава. По бухте неторопливо проходят маленькие лодочки с туристами:
Раньше единственное, что я знал о Балаклаве- это руины Генуэзской крепости Чембало:
На десерт я хочу вам показать выход из подземной базы. Вход мы свами уже видели. А выход? Придется чуть обойти гору Таврос, в недрах которой и находится база.
По пути встречаем памятник подводникам. Он был восстановлен в 2016-м году по инициативе жителей Балаклавы и поддержке балаклавского МО:
И вот мы уже добрались до выхода из базы. Здесь довольно опасно. Крыша прохудилась и в ней дыра:
А внизу виден выход:
Волны с шумом бьются о бетонное основание. Здесь глубоко и многие загорелые мальчишки солдатиком прыгают в бирюзовую пучину:
Кто-то рядом плавает на байдарке, стоят сети в бухте. Что там они выращивают мне неведомо. В бухте тихо, а в дали, на горизонте, шумит и беснуется на солнце Черное море!:
Хорошо в Крыму!
И до свидания, Балаклава!
Надо отметить, что после 2021 года музей претерпел существенные изменения. Экспозиция стала интерактивной, внутри в сухой док поставили подводную лодку С-49 проекта 633РВ. По коридорам за вами "мчится" свет со звуком, нагнетая таинственную обстановку, а при входе выдают билет в виде красного пропуска в особую зону.
Так что настоятельно рекомендую сходить. Я и сам хочу снова!