Найти в Дзене
Журнал «Луч»

«Желание творить было дикое»: из Балаково в топ-20 современных художников мира

Оглавление

Дмитрий Потапов писал портреты в 8-м микрорайоне Балаково. Сейчас художник работает под псевдонимом DAMN TRUE, и его работы регулярно выставляются в галереях мировых мегаполисов от Лондона и Нью-Йорка до Москвы и Дубая. Мы поговорили с Дмитрием о творческом пути и родном городе, цифровом искусстве и экспериментах. Как совместить несовместимое и что делать молодым художникам, чтобы добиться успеха, рассказываем в этом интервью.

Фото: из личного архива героя
Фото: из личного архива героя

Творческая карьера и путь в digital

Давайте познакомимся. Вы цифровой художник. Кто это?

Цифровой художник — это человек, который продвигает свои работы на цифровых площадках, например на экранах или в виртуальных галереях. Раньше я занимался классическим современным искусством, то есть писал на холстах, но потом был вынужден немного пересмотреть взгляды. На холсты и краски уходило очень много денег. А когда в твоей жизни есть переезды, учёба, работа…

Но желание творить было дикое. Оно рвалось изнутри, было много идей, хотелось показать миру, что могу сделать. Тогда я обратил внимание на диджитал-искусство. Оно было в зачатке, а NFT ещё не существовало.

NFT (non-fungible tokens, в переводе с англ. — «невзаимозаменяемый токен») — технология, которая подтверждает уникальность виртуального объекта и закрепляет право владения им за одним пользователем.

Бум интереса к нему случился в пандемию, видимо из-за того, что люди перестали посещать галереи. Тогда мне стало проще, и появилось ощущение, что я к этому и готовился всю жизнь.

Вы не раз говорили, что исследуете границы между цифровым и физическим изображением. Что это значит?

В работах я совмещаю напечатанные на холстах фотографии с дополнительными элементами, написанными акриловыми и масляными красками, мелом или углем. Когда мои работы в 2020 году стали распространяться за рубежом, одна женщина написала в инстаграм (социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории РФ) фразу о границах между цифровым и физическим. Она лучше меня сформулировала, чем я на самом деле занимаюсь: делаю фото и превращаю их в элементы современного искусства.

Первая работа Damn True в Лондонской галерее Unit London
Первая работа Damn True в Лондонской галерее Unit London

Насколько большую роль в творческом процессе играют социальные сети? Общение выступает драйвером новых идей?

Когда начал продвигать искусство, мне понадобилась международная платформа. Чтобы можно было по хештегам искать работы из разных стран. Неважно, в Москве я, в Балаково или Саратове, — мою работу могли увидеть галеристы за рубежом.

Иностранцев в мире искусства редко замечают. Всегда легче продвинуть художника из соседнего квартала, который понимает всю внутрянку.

Первую картину я продал лондонской галерее именно в инстаграме, и это замотивировало меня продолжать работать.

Несколько лет назад вы попали в топ-20 современных художников по версии американского журнала Artit. Что изменилось за это время? Расскажите, чем занимаетесь сейчас.

В России сначала моё искусство восприняли в штыки. Людям было неинтересно, наверное, разбираться в экспериментах. Первой крупной платформой, которая со мной здесь поработала, стала компания МТС, и это поразило. Потому что в целом отношение к такому искусству было плохое, это я замечал и по комментариям во «ВКонтакте».

С этого года я начал сотрудничать с музыкантами и замечаю, как люди делают перепосты, ставят на рабочие столы мои картины. Хейта будто бы стало поменьше. А работы на холстах так же висят, есть выставки, куда нельзя отправить диджитал.

Художник работает ради одной цели: поделиться эмоциями и переживаниями, которые вкладывает в творчество. Пока аудитории нравится моё искусство, готов помогать советом другим талантам.

А что по поводу NFT. Разве бум не прошёл?

Бум спал ещё в феврале прошлого года. Зарубежные галереи перестали работать со мной. До декабря 2022-го у меня был контракт с NFT-платформой из Южной Кореи, но его не продлили.

Хоть сейчас в мировом NFT-искусстве упадок, но в России стали открываться свои платформы и институции. В Москве даже в фуд-моллах на экранах транслируют цифровое искусство.

Думаю, что в будущем можно ждать повышения спроса на русское искусство и творчество в любом проявлении. Мы будем выставлять работы, делать коллаборации, восхищаться друг другом и радоваться.

В предыдущих интервью вы называли своей целью донести до людей необходимость нестандартно смотреть на жизнь. А нестандартно — это как?

Нестандартно — это когда ты видишь в повседневных и не всегда красивых в привычном понимании вещах красоту.

Моя последняя серия работ UNTITLED, например, может быть местами безобразной, но туда вложены все мои эмоции за последний год, и вместе они выглядят хорошо. Я долго готовился к этой серии, но постоянно откладывал. А потом проснулся и понял, что могу через искажённые ощущения транслировать идею, что необходимо смотреть глубже, не только на обложку. Хорошо, что серию работ довёл до ума. Красоту мира нужно под другим углом рассматривать и быть добрее.

«Нужные люди», или Как попасть в мир искусства

Есть стереотип, что в творческих профессиях без тусовки не пробиться. У вас есть тусовка?

В Балаково арт-тусовка проблематично воспринимает современное искусство. Школа живописи редко пускает новых людей в этот круг. Меня это до сих пор волнует. Хочется показывать людям новые форматы воспроизведения идей, ведь искусство не кончается на написании натюрмортов, портретов карандашом или масляными красками. По-настоящему свою тусовку я, кстати, пока так и не нашёл.

Когда я попадаю в любое творческое объединение, то первое время стараюсь не говорить о работе и достижениях. У многих творческих людей, с которыми я общался, завышенная самооценка. Мне тяжело находить с ними общий язык, хотя художников, у которых лондонские галереи покупают картины, у нас можно пересчитать по пальцам.

А ещё в тусовке всегда нужно быть на связи и постоянно посещать мероприятия. Иногда это мешает личной жизни: дома мне было бы проблематично объяснить, почему я пропадаю где-то до четырёх часов утра. Хотя такие связи и правда нужны. Без тусовки идти к цели дольше и тяжелее, потому что не ты видишь поддержки и тебе не у кого спросить советов.

Damn True, UNTITLED. 2023
Damn True, UNTITLED. 2023

Стоит ли тусовку искать?

Нет универсального рецепта. Нужно дозировать и выбирать варианты. Всегда должны быть люди, которые могут, например, в нужный момент прислать тебе полезную ссылку.

Если себя где-то проявишь хорошо, тебя будут приглашать на мероприятия. На одной из выставок в Москве, куда меня пригласил куратор, сначала было немного не по себе. А спустя время, после вернисажа, я начал общаться и до полуночи собирал вокруг себя разных людей. Рассказывал им одно и то же, но всем было интересно, предлагали сделать коллаборации. Им интересно было видеть человека, у которого получилось пробиться самостоятельно.

Кстати, когда у меня появились первые продажи за рубеж, очень не хватало советов. Я постоянно гуглил, выставлял счета из гугл-документов, переписывал их, ходил в банки, спрашивал, как получать деньги, снова переписывал и переделывал.

Недавно появились диджитал-тусовки, и я стал больше общаться с коллегами. Предпоследняя выставка была в Дубае. Там я нашёл адекватных людей, начал фильтровать отношение, потихоньку входить в арт-тусовку, которую раньше отрицал из-за того, что привык делать всё самостоятельно.

Известно, что вы не получали профильного образования. Почему? Стоит ли вообще учиться творчеству?

Меня пытались отправить в художественную школу в Балаково, но я был подростком и противился учёбе, нужно ведь было ходить на уроки, делать задания.

Школа даёт азы. Я не против обучения, сам штудировал книги: как накладывать тени, как точить карандаши, как работать с перспективой. Так отточил базовые навыки, но учёба на этом не заканчивается. Развиваться можно тем путём, который комфортен вам.

О родном городе, вдохновении и желании пробиться к звёздам

Идея — лучший мотиватор. А что вас вдохновляло и мотивировало в детстве, когда вы жили в Балаково?

В Балаково начинал творческий путь и знакомился со всем искусством, которое видел. Я ничего не знал об абстракциях, ходил в галереи классического искусства, и в моём понимании вершиной творчества было рисование портретов.

Мне всю жизнь хотелось найти что-то новое и улучшить старое. Мы с ребятами во дворе, например, решили новые лавки усовершенствовать. И это желание проецировалось в искусство. Вижу картину, мне не хватает на ней чего-то. Вижу готовый продукт — хочу его дополнить.

От АЭС у нас есть в городе хороший музей. Когда мы туда ходили со школой, мне хотелось что-то внести на макеты и картины. Всегда чего-то не хватало, и в жизни и творчестве я старался вносить коррективы, доработки, а затем смотреть на реакцию людей.

В Балаково очень красивая природа. Для меня это по-настоящему райское место. Иногда люди летом хотят улететь на острова и на море, а мне хочется летом в Балаково. Мне там спокойно. Там я могу посвящать себя творчеству. В юношестве мне в городе не хватало творчества, но сейчас могу привносить его с собой.

В Балаково, когда я был подростком, делал портреты на заказ, оформлял стены в продуктовом «Магните», в котором работал. На больших стенах рисовал. А потом увидел во «ВКонтакте» новость о картине, проданной на аукционе за 100 тысяч долларов. Это была абстракция. И вот тогда — в 2010 году — у меня открылись глаза. На портретах всё не заканчивается, есть ещё много направлений!

После этой новости показалось, что я работаю «не туда». Дело не в деньгах. Сумма, конечно, поразила: никогда такой и не видел. Но больше меня впечатлило отношение людей к такому искусству, их интерес.

Тогда я понял, что хочу быть круче, начал искать новые вдохновляющие материалы, читать биографии художников, смотреть, какие бывают современные галереи, что они выставляют, смотреть на авторов и на то, как они себя ведут и позиционируют. Не представлял, насколько это важно. Мне всегда казалось, что если просто хорошо работаешь, этого достаточно. Сейчас понимаю, что как бы хорошо ты ни рисовал, находясь в вакууме ничего своими работами не сможешь донести до мира. Нельзя просто заниматься искусством. Те, кто отказался от принятия современности, рисуют в стол, и их не зовут на выставки. И это потому, что о них никто не знает и никогда не видел в соцсетях.

В Балаково я всё делал не благодаря, а вопреки. Заниматься искусством, когда ты взрослый парень и окончил институт… Близким было сложно понять. Им казалось, что это пустая трата времени. Но я так не считал.

В Балаково мне немного обидно за закостенелость арт-пространства. Не раз писал, что готов помочь и финансово, и морально, и с организацией. Очень хочется показать горожанам другое искусство, другие направления, чтобы они тоже посмотрели и оценили. Я стараюсь в родном городе прививать открытость к новому. Чтобы люди не боялись смотреть на новые вещи и под другим углом.

А если бы вам предложили стать куратором музея в Балаково, что бы вы сделали?

Первоначально я отобрал бы из Балаково и Саратовской области молодых художников. Уверен, что у нас живёт много крутых ребят, которые просто пока не понимают, как себя продвинуть и проявить. Мы бы разработали арт-пространство для взрослых и детей. Это не просто галерея, а крутое и суперсовременное место с экранами, с диджитал-работами, с холстами, возможно с инсталляциями. Но начал бы я с продвижения балаковских ребят.

Дальше стали бы приглашать художников из более крупных городов и сделали Балаково столицей цифрового искусства в области. Как Екатеринбург или Новосибирск.

Хотелось бы видеть фестивали под открытым небом. В Балаково есть площадки для сбора людей, не хватает только энтузиазма. Возможно, интерес будет невысокий, но его нужно взращивать: показывать, знакомить. Вначале можно поймать волну хейта и насмешки, но те люди, кто поймёт, что в их жизнь приходит что-то новое, поменяют мнение о современном искусстве в лучшую сторону.

Ещё важна смена экспозиций. Чтобы поддерживать интерес, нужно регулярно набирать новых художников или показывать новые работы старых.

Damn True, UNTITLED. Представлена на VR-выставке DARTROOM 2023
Damn True, UNTITLED. Представлена на VR-выставке DARTROOM 2023

Сложнее ли добиваться успеха, если родился в маленьком городе, а не в столице?

Помимо своей локации и небольшого комьюнити в маленьком городе, ты ничего не видишь, поэтому тебе сложнее понять правила, по которым играют большие игроки. Тебя, как маленькую рыбку, помещают в большой аквариум. С кем общаться? Куда плыть?

У тех, кто родился в большом городе, есть фора, потому что у них лучше насмотренность. Но у людей из маленьких городов намного больше желания пробиться. Ты уже не смотришь, где можно себя пожалеть и полениться. Тебе хочется показать себя и свой город с лучшей стороны, поэтому просто работаешь. Наша земля рождает талантливых людей, которые могут дать многое этому миру. Хотелось бы постоянно показывать это.

Те, кто родился в больших городах, могут заниматься искусством просто потому, что есть возможность. Это чувствуется и в подаче работ. Если в картинах проявляются эмоции, у москвичей произведения получаются более вылизанные, гладкие, светлые и радужные. Мои же работы темноваты, потому что мне было тяжелее.

А ещё в Москве, когда ты говоришь о Балаково, почти никто не знает о нашем городе. Первое время казалось, что проще говорить, что я из Саратова, из Саратовской области. Но теперь, когда я записываю подкасты, даю интервью или знакомлюсь с кем-то, всегда говорю, что родом из Балаково, и люди запоминают его. У них отображается в памяти такое место, кто-то начнёт смотреть карты или гуглить фотографии.

А что бы вы посоветовали молодым ребятам из Балаково, которые хотят начать заниматься искусством?

Повышать насмотренность. Раньше работы других художников нужно было очень долго искать, но сегодня всё есть в соцсетях. Советую смотреть более активные, живые и молодёжные платформы, например Pinterest.

Damn True, UNTITLED. 2023
Damn True, UNTITLED. 2023

Никогда не советую копировать. Если копировать, не добьёшься ничего. Например, мои работы полюбили именно за авторский стиль. Чужое под видом своего не продать.

Экспериментировать и совмещать несовместимое. Мешать ту же самую акриловую краску с мелом или масляную с углем. Дорабатывать плёнки с помощью огня и дыма. Можно оставлять под дождём фотографии и вымачивать снимки в воде. Это приведёт к тому, что ты станешь экспертом в своей области, будешь видеть проблематику и найдёшь уникальную фишку. Эксперименты позволяют стать человеком, который знает, как правильно донести мысль.

За кем сейчас следить в современном искусстве?

Сейчас интересно следить за нейросетевыми художниками. Например, я слежу за художницей Sofia Crespo, которая с помощью искусственного интеллекта создаёт изображения вымышленных животных и бактерий. Её работы приводят меня в восторг, потому что она показывает то, о чём мы, может быть, и думаем в повседневной жизни, но не берёмся представить себе.

Ещё один пример — художник Kim-Byungkwan из Китая, который работает в более классической манере и выставляет физические объекты в галереях.

Сложно найти любимого или нелюбимого художника. Когда прихожу на выставку, работа для меня сначала может быть непонятной совсем, на ней может быть пара абстрактных мазков. Тогда я обязательно читаю описание. После описания смотрю на работу снова и вижу мир глазами художника, через призму его восприятия. Он воспроизвёл что-то так, как не увидел это я! Это вдохновляет. Нужно стараться понимать работы.

Сейчас, кстати, ещё набирают популярность VR-выставки. Это очень удобно, круто, и много людей могут посетить их не выходя из дома. Тут есть и минусы, и плюсы. Новая аудитория может найти тебя, не посещая выставки, будет смотреть, покупать работы, возможно, потом это перетечёт в совместные проекты.

И бонус для наших читателей. Соберём топ-3 мест для вдохновения в Балаково?

База отдыха «Ревяка». Это очень крутое место, практически безлюдное. Там белоснежный песок и пляж, как на островах, прозрачные волны.

Парк, который недавно открыл «Росатом» в 7-м микрорайоне. Это небо и земля по сравнению с тем, что было там в момент моего взросления. Сейчас это одно из топовых мест в городе.

Набережная судоходного канала в Дзержинском микрорайоне. Это канал, где меняли русло реки Волги. Там ветрено, конечно, бывает, но это место силы. Я провёл там очень много времени, когда в юности приезжал туда с ребятами. Из 8-го микрорайона и ездил на островную часть к бабушке. Оттуда, кстати, и начиналось Балаково. Если нужно подумать, погрустить или собраться с мыслями — там очень хорошо. Бетоночка нагревается на солнце, а ты сидишь, слушаешь музыку и наслаждаешься.

Обложка: Damn True, Absolutism. 2022.