Найти в Дзене
Звук и музыка

Uriah Heep. LP & CD

Uriah Heep - very 'eavy very 'umble (1970)
Uriah Heep - very 'eavy very 'umble (1970)

На тематических площадках Интернета который год не утихают споры о том, какой формат лучше: компакт-диск, или виниловая пластинка? Причём, по мере подорожания винила, и оборудования для его проигрывания, споры плавно перетекают в сравнение CD и винил-рипов (цифровых копий LP), записанных в формате 24/96 или выше.

Сторонники хай-резных копий виниловых пластинок приводят самые разные аргументы в их пользу. Например, некоторые люди считают, что на винил записывается ультразвук, и поэтому они достовернее, чем CD, который ограничен 20 кГц, играют в слышимом диапазоне.

Другие говорят о «перекомпрессии» компакт дисков, в результате чего на них появляются искажения.

Третьи толкуют о каких-то «ступеньках» и «разрывах» в цифровой записи, которых нет в аналоговых фонограммах. Соответственно, если те же виниловые пластинки всё же надо оцифровать, то непременно в 24/96, или выше, и тогда, в итоге, звук будет лучше, чем на CD, с его «убогими» 16/44.1.

В любом случае, бытует мнение, что цифра «сушит» и «мертвит» звук, CD отстой, а «цифру», если и слушать, то только в высоком разрешении.

Но, так ли это, на самом деле?

Я решил провести небольшой слепой тест, где в одной и той же фонограмме, в формате flac 24/96, будут чередоваться фрагменты винил-рипа, и рипа компакт-диска, склеенные в стык таким образом, что склейку невозможно будет определить на слух.

Для сравнения я выбрал пластинку Uriah Heep - "Very Eavy Very Umble", 1970 года выпуска. Рип я взял с Рутрекера, вот его полное описание:

«Uriah Heep "Very 'Eavy Very 'Umble" (vinyl 24/96), Bronze, № 28 763 ET, Western Germany

Жанр: Classic Rock
Год выпуска диска: 1970
Производитель диска: Germany
Аудио кодек: FLAC
Тип рипа: tracks
Битрейт аудио: 24bit/96kHz
Трэклист:

Side 1:

1. Gypsy
2. Walking In Your Shadow
3. Come Away Melinda
4. Lucy Blues

Side 2:

1. Dreammare
2. Real Tutned On
3. I'll Keep On Trying
4. Wake Up (Set Your Sights)

Доп. информация:

- Состояние винила EX
- Устройство воспроизведения Pioneer PL-400
- Картридж Shure V15 Type 4
- Предварительный усилитель Creek Audio ОВН-8SE,Final version
- Провода Straight Wire Musicable 2
- АЦП ESI Juli@
- Программа-оцифровщик Adobe Audition 3.0
- Формат записи (Bit/kHz) 32/96
- Формат раздачи (Bit/kHz) 24/96

Нарезал на треки с сохранением оригинальных пауз. Удалил несколько громких щелчков вручную. Более никаких обработок не производил.»

-2
-3

https://rutracker.net/forum/viewtopic.php?t=1402792

Компакт диск взят с того же ресурса, это Bronze Rec. 258 294, Germany, 1987 год. Обратите внимание на надпись AAD, присутствующую на компакт-диске. Она означает, что фонограмма не подвергалась цифровой обработке (вторая буква «А»). Фактически, на диске мы имеем относительно свежую (прошло всего лишь 17 лет!) оцифровку мастер-ленты, в формате 16/44,1.

-4

Сравнивать будем две песни, лирическую балладу «Come Away Melinda», и блюз, который так и называется, «Lucy Blues».

Я выбрал эти две композиции потому, что в них есть сцена, и присутствует динамика. В тяжёлых и быстрых номерах на альбоме это не так заметно.

Каждая их этих двух песен разделена на четыре примерно равные части, в которых чередуются фрагменты LP и CD таким образом, что бы склейки нельзя было услышать. Фонограмму с винил-рипа я оставил, как есть, а с компакт-диска выровнял по громкости (- 1,5 дБ), и сделал апсемплинг в 24/96.

Сможете на слух определить, где винил, а где компакт-диск?

Послушать и сравнить можно вот здесь:
https://disk.yandex.ru/d/L5lfgW_4Ec14ww

Если появятся желающие, то, через некоторое время, я выложу скан звукового редактора, на котором будет видно, где какой фрагмент расположен.