Когда Иисус проповедовал в храме, книжники и фарисеи привели к Нему женщину, схваченную во время прелюбодеяния. Пытаясь заманить Иисуса в ловушку, они сказали: “Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?” (Ин. 8:4, 5). Иисус ответил: “Кто из вас без греха, первый брось на нее камень” (ст. 7). Услышав слова Иисуса, они “стали уходить один за другим, начиная от старших” (ст. 9). Почему они разошлись? В начале стиха 9 дается объяснение: “Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних”.
Большинству из нас очень и очень понятна фраза “будучи обличаемы совестью”. Когда наша дочь была ребенком, она часто будила меня среди ночи, чтобы признаться в каких-то своих проступках, которые не давали ей заснуть. Вероятно, все мы можем вспомнить, как мы солгали, воспользовались шпаргалкой на экзамене, взяли что-то чужое или сделали еще что-нибудь плохое, и наша совесть “обличала нас”.
В Библии много можно найти о совести. Само слово “совесть” в Ветхом Завете вообще не встречается, однако понятие это хорошо известно – начиная с Адама и Евы, которые спрятались от Бога, потому что ослушались Его (Быт. 3:8). Даже через много лет после того, как братья продали Иосифа в рабство, воспоминание об этом бессердечном поступке продолжало преследовать их (Быт. 42:21). Когда Давид отрезал край одежды Саула, Писание отмечает, что “больно стало сердцу Давида” (1 Цар. 24:6).
В Новом Завете слово “совесть” приобретает полную значимость. Здесь оно встречается двадцать девять раз – больше, чем многие слова, которые изучаются гораздо чаще. Двадцать раз это слово встречается только в писаниях Павла (и двадцать четыре раза, если считать, что он написал также и Послание к Евреям).
Изучать, что Библия говорит о совести, очень важно. Для начала давайте попытаемся ответить на вопрос: “Что такое совесть?”
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВЕСТИ
Давайте вначале кратко определим, чем совесть не является. Во-первых, совесть сама по себе не является надежным ориентиром в религии. Стоя перед иудейским синедрионом, Павел сказал: “Мужи братия! Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня” (Деян. 23:16). Даже когда Павел преследовал христиан, его совесть не осуждала его.
Еще совесть не является знанием или законом. Она лишь проявляется на основе той меры знаний и закона, какой обладает человек.
Кроме того, совесть не является “голосом Бога в человеке”. Среди писателей прошлого эта идея была довольно распространенной; они думали о совести как о “тихом, нежном звуке” (3 Цар. 19:12), исходящем от Господа. Библия учит нас, что, хотя совесть была дана человеку Богом, используется Богом и является частью Божьего плана по удержанию людей от греха, это внутренний голос самого человека.
Это реальность
Обратившись к положительной стороне предмета, мы задаем себе вопрос: “Чем же тогда совесть является?”
Позвольте мне прежде всего подчеркнуть, что совесть – это реальность. Некоторые отрицают существование совести. Атеисты и философы-агностики отрицают реальность совести, так как она утверждает существование Бога и духовного мира. В споре с атеистом Энтони Флу Томас Уорррен сказал, что большинство людей согласны, что некоторые действия являются правильными, а некоторые – неправильными. В качестве примера он назвал единодушное осуждение всеми действий Гитлера по отношению к евреям. На этом всеобщем моральном чувстве Уоррен построил свое доказательство существования Бога, Который вложил его в нас.
Психологи-гуманисты тоже отрицают реальность совести, так как совесть говорит, что некоторые действия являются абсолютно правильными, а некоторые – абсолютно неправильными. Совесть заявляет, что вина реальна и требует соответствующего к ней отношения, а не просто отрицания или игнорирования.
Некоторые признают существование чего-то, называемого совестью, но сводят до минимума ее значение. Одни говорят, что совесть есть нечто, тянущееся, как шлейф, за нами: накопленные неврозы веков. Другие утверждают, что совесть есть нечто, существующее вокруг нас: совокупность того, что общество считает правильным или неправильным. Третьи заявляют, что совесть находится внутри нас: наша реакция на жизненный опыт. Все эти факторы имеют отношение к хорошему или плохому воспитанию совести, но не объясняют происхождение самой совести.
Независимо от того, что могут говорить ученые мужи (см. 1 Кор. 1:21), наш опыт и Библия говорят нам, что совесть очень реальна и что она исходит от Бога. Она не пришла ни из глубины веков, ни извне, ни изнутри нас, она дана нам свыше! Обладание совестью – это основополагающая часть творения по образу Божию (Быт. 1:27). Совесть дана всем (Рим. 2:13-15); это всеобщая реальность. Даже скептик Бернард Шоу вынужден был признать, что совесть является “частью оснащения каждого нормального человека, и она никогда не допускает сбоев в своей работе”. Кто-то удачно сказал: “Ни один честный человек не может с чистой совестью отрицать существование совести”.
Это “моральное сознание”
Хотя мы признаем существование совести, дать ей определение нелегко по причине ее тесной связи с другими аспектами внутреннего мира человека. Совесть тесно переплетается с разумом человека (его интеллектом) (Тит. 1:15). Воля и совесть тоже связаны между собой (ср. Деян. 23:1 и 26:9). Наиболее тесная связь существует между совестью и сердцем (эмоциями). В Современном Переводе Библии сказано, что “Давид почувствовал угрызения совести” (1 Цар. 24:5), а в Синодальном Переводе (как и в древнееврейском оригинале) – что “больно стало сердцу Давида” (1 Цар. 24:6). Еще пример: когда проповедь Петра в день Пятидесятницы пробудила совесть его слушателей, текст говорит, что “они умилились сердцем” (Деян. 2:37). И тем не менее, апостол Павел выделил совесть и говорил о ее особых функциях. Поэтому нам нужно спросить: “Что же такое совесть?”
Многие пытались ответить на этот вопрос. Одни говорили: “Это то единственное, что болит, когда все остальное в тебе чувствует себя превосходно”. Другие утверждали: “Это слабый внутренний голос, который говорит вам, что налоговая служба может проверить, уплатили ли вы свой подоходный налог”. Что-то похожее сказал один мальчик: “Это то, что сидит внутри и заставляет признаться маме в плохом поступке до того, как об этом ей скажет сестра”. Один комедийный актер пошутил: “Эта штука не удержит вас от дурного поступка, но и не даст вам получить от него удовольствие”. Герой произведений Марка Твена Гекльберри Финн сделал вывод, что совесть “занимает больше места, чем все остальные внутренности человека”.
Слово, переводимое как “совесть”, в новозаветное время было обычным словом греческого языка, но употреблялось оно только в речи простых людей, а не ученых или юристов. В разговорном языке оно означало “боль, которую испытываешь, когда совершаешь дурной поступок”. Павел взял это простое слово и, по вдохновению Святого Духа, превратил его в то особое слово, которое мы теперь читаем в Новом Завете.
По-гречески “совесть” – сунейдесис; оно состоит из предлога сун (“с”, или “вместе”), и слова ойда, одно из значений которого – “знать”. (Ср. русское “со” [с, вместе] и “весть” [произв. от ведать, т.е. знать].) В обоих языках это слово означает “знать совместно” , т.е. способность знать себя и то, что внутри себя; оно говорит о внутреннем сознании, которое помогает нам постичь себя.
В своем толковом словаре Арндт и Гингрих определяют сунейдесис как “моральное сознание”. В толковом словаре русского языка под ред. Д. Н. Ушакова совесть определяется как “внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение”. Толковый словарь Тайера дает более пространное определение: “Душа, которая различает между нравственно хорошим и нравственно плохим, склоняя к совершению первого и отказу от совершения второго, поощряя первое и осуждая второе”. Вайн в своем учебнике словесности вторит Тайеру: “Это движение мысли, определяющей, что считается нравственно хорошим, а что нравственно плохим, поощряющей хорошее и осуждающей плохое и таким образом подталкивающей к совершению первого и удерживающей от второго”.
Итак, определение “совести”, по Арндту и Гингриху, – “моральное сознание” (или, по Ушакову, “сознание моральности”). Однако, чтобы понять совесть, мы вынуждены проделать то, что сделали Тайер и Вайн: дать ей определение через описание того, что она делает.
ОПИСАНИЕ СОВЕСТИ
Согласно Библии, совесть выполняет две основные функции и одну второстепенную. Беря во внимание эти функции, можно сказать, что совесть сравнима с нервной системой живого организма: совесть для души – то же, что нервная система для тела. Давайте рассмотрим основные задачи нервной системы: она предупреждает тело об опасности (например: “Это горячо!”) и наказывает его, если оно не восприняло предупреждение (“Больно!”). Что касается ее второстепенной задачи, нервная система побуждает человека предупреждать других об опасности (“Дети, держитесь подальше от огня, а не то обожжетесь!”). То же самое и с совестью.
Она различает и направляет
Первая основная функция совести – говорить нам, что хорошо, а что плохо, побуждая нас к совершению хорошего. В Евр. 5:14 говорится о способности “различать добро и зло”, т.е. о функции совести. Самым лучшим обсуждением этой функции является, вероятно, Рим. 2:13-15: “Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут; ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах”. (Этот отрывок неправильно используют в подтверждение учения о том, что, если человек “живет по совести”, то все в порядке. Из контекста, однако, ясно, что Павел учит о том, что никто не достигает той планки, которая поставлена явленным откровением: ни иудеи со своим законом Моисеевым, ни язычники со своим “законом совести”. Его вывод – что “все согрешили и лишены славы Божией” [Рим. 3:23]).
Все люди инстинктивно знают, что одни действия правильны, а другие неправильны, – даже те, кто незнаком с написанными законами Божьими. Например, почти во всех обществах есть законы против воровства и убийства. Что же внутри людей приводит их к таким нравственным суждениям? Далее в отрывке говорится: “О чем свидетельствует совесть их” (ст. 15). Это “свидетельство”, или показание в пользу правильного или неправильного, и является первой функцией совести. Именно эту функцию мы имеем в виду, когда говорим: “Я не могу с чистой совестью сделать это”.
Она судит и выносит приговор
Вторая основная функция совести заключается в том, чтобы судить нас и выносить нам приговор, когда мы совершаем то, что она запрещает, или бездействуем в отношении того, к чему она нас подталкивает. Совесть не может нас силой заставить следовать ее указаниям, но она может благословить или наказать нас в зависимости от того, как мы ей подчиняемся. Совесть – это судья, свидетель и присяжные в одном “лице”, и решение она выносит немедленно. Кроме того, это палач, приводящий приговор суда в исполнение. Поэтому, сказав о “свидетельствующей” совести язычников, Павел добавляет: “...мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую” (Рим. 2:15).
Одно из величайших благословений в жизни человека – это иметь совесть, которая бы защищала его – которая бы говорила: “Ты сделал то, что правильно” (см. Рим. 9:1). Библия называет это “доброй совестью” (Деян. 23:1; 1 Тим. 1:5, 19; 1 Пет. 3:16, 21; Евр. 13:18), “непорочной совестью” (Деян. 24:16) и “чистой совестью” (1 Тим. 3:9; 2 Тим. 1:3). У французов есть пословица: “С чистой совестью хорошо спится”. Кто-то сказал, что чистая совесть есть “предвкушение небес”.
Чистая совесть дала Павлу уверенность и силы продолжать служение. Он писал коринфянам: “Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности... жили...” (2 Кор. 1:12). Ничто так не поддерживает человека, как уверенность в том, что он поступает по правде. Петр наставлял гонимых христиан: “Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе” (1 Пет. 3:16).
С другой стороны, одно из величайших проклятий в жизни человека – иметь совесть, которая его обличает, которая говорит: “То, что ты сделал, плохо”. В Прит. 28:1 мудрец говорит об этом свойстве больной совести: “Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним”. Если чистая совесть – это предвкушение небес, то нечистая совесть – это предчувствие ада.
Автор Послания к Евреям много говорит о нечистой совести, когда обсуждает тот факт, что Моисеев закон со своими жертвоприношениями не может освободить совесть ни одного честного человека от сознания вины (Евр. 9:9, 14; 10:2). В Евр. 10:22 он называет нечистую совесть “порочной”. Некоторые авторы полагают, что “порочная совесть” – это та, которая “функционирует не так, как следует”, но я считаю, что, когда она, осуждая человека, кричит: “Виновен, виновен, виновен!”, – она идеально выполняет Божье назначение.
В Библии, в истории и в нашей собственной жизни можно найти множество примеров людей, мучимых угрызениями совести. Из Библии вспоминаются рассказы о Каине (Быт. 4:9), царе Сауле (1 Цар. 26:21), царе Ироде (Мк. 6:16) и Иуде (Мф. 27:3-5).
История полна примеров мучений из-за нечистой совести. Однажды судья слушал дело человека, обвинявшегося в убийстве. В середине судебного заседания судья, к полной неожиданности всех присутствовавших, судья встал со скамьи и признался, что много лет тому назад убил человека. Ему удалось скрыться от правосудия и на новом месте завоевать доверие людей. За эти годы он создал себе состояние, заработал хорошую репутацию и, в конце концов, был избран судьей. Однако, слушая свидетелей во время судебного заседания и смотря в лицо обвиняемому, он вдруг почувствовал, что совесть его проснулась и вынесла ему приговор. Он отдал себя в руки правосудия и предстал перед судом за некогда совершенное преступление.
Каждому из нас доводилось ощущать болезненные уколы обличающей совести. Однажды учитель одной христианской школы получил такое письмо:
“В (таком-то) учебном году я был одним из ваших студентов. В нашей группе вы вели курс ветхозаветной истории. Мы должны были прочесть весь Ветхий Завет, это входило в программу курса. Я сдал расписание своего чтения, где значилось, что я прочел все книги Ветхого Завета полностью, хотя на самом деле 40% из второй половины я всего лишь наскоро просмотрел. Я прочитал – действительно прочитал – около 60%, но затем время стало меня поджимать, а столько книг было еще не прочитано. Одним словом, если говорить честно, я солгал, что прочел Ветхий Завет полностью. Это не давало мне покоя тогда, это беспокоит меня сейчас. Как бы там ни было, человек никогда не должен лгать, а то, что я солгал о прочтении Библии, представляется мне особенно ужасным! В общем, я хочу признаться вам в этом и попросить вашего прощения. Если вы также считаете, что я заслуживаю более низкого балла, то вы можете обратиться в колледж (указано название колледжа) и внести все необходимые изменения. Еще раз прошу прощения за эту постыдную ложь. Я много раз каялся перед Богом и просил прощения, но, в конце концов, понял, что не смогу успокоиться до тех пор, пока не покаюсь перед вами и не признаюсь в содеянном. Спасибо за то время, которое вы уделили мне. Надеюсь, вы сможете ответить мне короткой запиской, чтобы я знал, простили ли вы меня”.
Последствия нарушения требований нашей совести настолько значительны, что Библия делает особый упор на том, чтобы мы не насиловали свою совесть (Рим. 14:23; Деян. 24:16). Постоянно жить вразрез с требованиями совести – значит лишить ее способности выполнять данные ей Богом функции (1 Тим. 4:2).
Она одобряет или осуждает других
Второстепенная функция совести заключается в том, что она одобряет или осуждает то, что делают другие. Кроме себя, она судит других по присущим ей стандартам правильного и неправильного. Понимая это, Павел часто обращался к совести своих читателей, чтобы они признали его правоту. Например, во 2 Кор. 4:2 он пишет, что тот факт, что он придерживался в своей жизни истины, должен “представлять [его жизнь] совести всякого человека пред Богом”. Ниже он снова говорит: “Надеюсь, что [мы] открыты и вашим совестям” (5:11).
Поскольку совесть одобряет или осуждает других, проявление совести в этом плане неизменно оказывает влияние на наши отношения с другими. И поэтому неудивительно, что самые длинные дискуссии по вопросам совести затрагивают отношения, и в особенности отношения между христианами (Рим. 14; 15; 1 Кор. 8—10).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дадите вы в точности такое же определение совести и ее функций, на каком остановился я, или нет, но вы не можете отрицать, что следующие утверждения истинны: совесть реально существует; совесть говорит нам, что хорошо и что плохо; самое ужасное – пойти против совести, а потом жить с этим грузом! Эти истины записаны глубоко в душе каждого человека.
Перед тем, как завершить урок, позвольте мне задать последний вопрос и ответить на него: что делать, когда человек ослушался своей совести и его гложет чувство вины?
Некоторые психологические школы говорят, что в действительности вы не виноваты, поэтому просто игнорируйте чувство вины, выбросив его из головы, оставив в прошлом. Такой подход не срабатывает, так как вина вновь и вновь напоминает о себе. Гуманистическая философия говорит, что доброе в вас перевешивает плохое, поэтому будьте максимально хорошими и не беспокойтесь о том, что вы сделали что-то плохое. Однако в глубине души человек все равно знает, когда он виновен.
Библия учит, что чувство вины надо не игнорировать, не пытаться уговорить себя забыть его, но избавиться от него навсегда через кровь Иисуса! Вдохновенный автор подчеркивает: “...Насколько же действеннее Кровь Христова... [которая] очистит нашу совесть от греховных поступков, несущих смерть, чтобы мы служили Богу живому” (Евр. 9:14; Современный Перевод). Совесть наша очищается кровью Иисуса, когда мы вручаем Ему нашу жизнь, “кроплением очистивши сердца от порочной совести и омывши тело водою чистою” (Евр. 10:22). Большинство ученых признает, что омовение тела “водою чистою” означает водное крещение. Петр увязал вместе очищение совести и наше повиновение, назвав крещение “обещанием Богу доброй совести” (1 Пет. 3:21).
Если хотите узнать благословение чистой совести, тогда сделайте то, что считаете правильным – покоритесь Господу сегодня!