В различных формах нимб является вездесущим религиозным символом. Хотя чаще всего он встречается в религиозных контекстах, например, на голове Христа, христианских святых или за головой Будды, нимб просочился и в нашу попкультуру в виде названия одноименной видеоигры.
Само слово произошло от греческого ἅλως (halōs) и обозначает ореол света, окружающий солнце и луну. Нимб изображался в произведениях искусства и на монетах по-разному, в зависимости от культуры, в которой он использовался.
Пожалуй, наиболее узнаваемым для западного мира является христианский нимб, представляющий собой либо обычный золотой круг, либо кольцо, наложенное на крест. Крещатый нимб использовался и используется до сих пор для обозначения того, что фигура представляет Христа, как это видно на данном гистаменоне византийского императора Романа III. Отчеканенный между 1028 и 1034 гг. н.э. в Константинополе, он изображает на аверсе вознесенного на престол Христа с крещатым нимбом. Однако на реверсе мы видим Богоматерь со стандартным нимбом, венчающая Романа.
Нимбы также могут быть изображены в виде корона из световы лучей, который часто называют «лучистый нимб».
Такой нимб можно увидеть на биллонной тетрадрахме Антонина Пия, отчеканенной в Египте во второй год правления (138/9 г. н.э.) На реверсе тетрадрахмы изображен феникс в лучистом нимбе. Это объясняется бессмертием и псевдобожественностью феникса, а также связью птицы с солнцем. Пий использовал этот образ потому, что в 139 г. н.э. начался новый Великий сотический (сириусный) цикл – 1461-летний цикл, который начинается, когда звезда Сириус восходит в той же точке горизонта, что и Солнце.
Поскольку фениксы связаны с возрождением и обновлением, это был вполне уместный выбор.
Третий распространенный тип нимба встречающийся в нумизматике и чаще всего на сасанидских монетах, – это огненный нимб. На этой серебряной драхме, отчеканенной между 591 и 623 гг. н.э., на аверсе изображен последний великий сасанидский шахиншах Хосров II в своей крылатой короне. Однако на реверсе изображена армянская богиня плодородия Анаит с пылающим нимбом.
Несмотря на географическую разницу в происхождении, нимбы почти всегда используется для обозначения божественности фигуры. Однако в некоторых случаях, в частности в поздней Западной Римской империи, нимб использовался для обозначения королевской власти. В основном это было связано с тем, что люди приписывали монарху божественный или полубожественный статус.
Это хорошо видно на реверсе золотого солида, отчеканенного императором Константом между 337 и 340 годами в городе Сиссия в Верхней Паннонии. Рисунок изображает трёх императоров-соправителей с титулом Август, Констанция II и Константа, смотрящих на окруженную ореолом центральную фигуру их брата Константина II – «Величайшего Августа» (Maximus Augustus). Этот нимб не только указывает на полубожественный характер власти Константина II, но и показывает, что он старший император.
Ещё одной необычной особенностью этого дизайна является тот факт, что монета была отчеканена при жизни Константина II. Когда фигура с нимбом является реальным человеком, а не религиозным божеством или животным, она, как правило, является умершей. Это можно увидеть на редкой посмертной AE бронзе римской императрицы Фаустины II, отчеканенной её мужем Марком Аврелием вскоре после её смерти в 175 г. На аверсе императрица изображена в стандартной манере в виде задрапированного бюста.
На реверсе показана интересная композиция, изображающая покойную и обожествленную императрицу, сидящую на спине летящего павлина. Будучи символом Юноны, царицы богов, павлин вполне уместно ассоциировался с земными римскими императрицами. Кроме того, то, что она сидит на птице, символизирует ее вознесение на небеса и обожествление.
Как древний символ божественности, лучистые нимбы часто считаются первоначально художественными изображениями шумерского мелама или зороастрийской хварны, оба из которых являются буквальными олицвотрениями божественной славы и великолепия.
Тот факт, что нимбы стали появляться в языческом искусстве IV в. до н.э. по всему древнему миру, от Рима до Индии, свидетельствует о том, что они произошли «из общего источника» или «влиятельного культа» где-то на Ближнем Востоке (Ramsden, 1941). Наиболее распространенной на сегодняшний день является теория, согласно которой нимб, изображаемый за головой фигуры, восходит к культу Митры, индоиранского бога света, культ которого впервые появился около 1400 г. до н.э. в ведических текстах. Хотя ореолы вокруг божества существовали и до Митры (например, около 2000 г. до н.э. в городе Мохенджо-Даро в долине Инда использовались «лучистые ауры» или солнечный диск египетского бога Ра), они изображались либо парящими над головой, либо как ореол окружающий всю фигуры, и это не совсем то же самое, что нимб (Wilson, 2021).
Интересные изображения Митры и Будды с нимбом встречаются на монетах древнеиндийской Кушанской империи, выпущенных во II веке. Например, на золотом статере императора Канишки, правившего с 127/8 по 150 г., Будда изображён в длинном одеянии самгати с двойным нимбом. Император был убежденным буддистом и способствовал распространению буддизма махаяны, в котором почиталась жизнь Будды и его духовное учение.
Монеты этой серии не только редки, но и имеют важное культурное значение, так как буддисты начали изображать Будду в человеческом облике примерно за 100 лет до выпуска этой монеты. Первое человеческое изображение Будды на Бимаранской шкатулке датируется примерно 50-60 гг.
Показанный ниже золотой динар, также выпущенный Канишкой между 127/8 и 152 гг., изображает императора на аверсе аналогично золотому статеру, описанному выше. Однако на реверсе этого образца можно увидеть бога Митру. Бог в лучезарном нимбе держит короткий скипетр и воздевает правую руку к небу. Изображение Митры на этой монете свидетельствует о религиозной терпимости империи.
Наряду со своими божествами кушанские цари также изображались на монетах с нимбами. Например, на этом золотом динаре, выпущенном между 151 и 190 гг. Хувишкой на монетном дворе в Гандхаране, поясной бюст царя в короне-диадеме с нимбом. В данном случае нимб представляет собой простой круг. На реверсе изображен бог Фаро с нимбом, известный также как Гермес или Меркурий. В древней индо-персидской культуре Фаро являлся символом хварны и божественной легитимности царской власти.
Использование нимбов на индийских монетах предшествует монетам, выпущенным во времена Кушанской империи. Например, на серебряной драхме Менандра II, царя эллинистического Индо-Греческого царства, охватывавшего часть территории современных Афганистана, Пакистана и Северной Индии, на реверсе изображена богиня Ника с нимбом. Эта редкая монета, отчеканенная между 90 и 80 гг. до н.э., демонстрирует смешение эллинистической и индийской культур, произошедшее в Бактрии.
Нимб стал христианским символом только в середине 300-х годов нашей эры. Христос на монетах впервые появился в 692 г., когда Юстиниан II выпустил серию золотых монет с изображением Христа на лицевой стороне, окруженной надписью «Иисус Христос, Царь царей», что было сигналом о том, что религия смещается с периферии и становится официальной религией Запада. В отличие от современного христианского искусства, этот портрет не имеет нимба. Вместо него за головой Христа изображен простой крест. Пройдет еще около 200 лет, прежде чем Христос появится на византийских монетах с крещатым нимбом, когда в 867 г. на престол взойдет Василий I Македонянин.
На монетах этой серии изображена большая фигура Христа в крещатом нимбе, которая доминирует на аверсе. Сидя на троне, Христос держит в руках Евангелия и поднимает руку в знак благословения. Этот образ стал одним из самых распространенных изображений Христа на византийской чеканке вплоть до распада империи. На реверсе изображены Василий I и император Константин, совместно держащие патриарший крест.