У дочки с этого года в школе началось обществознание. Я немедленно отобрал у неё учебник и начал читать. Нет, не только и не столько потому, что интересно познакомиться с учебным предметом, который буквально в течение моей жизни слепили из гуано и палок. Интерес обусловлен ещё и тем, что я планирую через год поступать в ВУЗ, и для проведения этой аферы мне необходимо сдать ЕГЭ, в том числе и по обществознанию.
У нас в школе обществознание тоже было. Кажется. Я помню учебник. Помню подобие уроков. Мы не понимали, что происходит. Учитель, кажется, понимал ещё меньше. В результате от курса в голове осталось чуть менее, чем ничего. Ну, так часто бывает, когда вместо науки пытаются преподавать компиляцию разнонаправленных статей. Где предмет науки? Где объект изучения? Где видные учёные-обществознанологи, портретами которых можно украсить кабинет? Вот-вот.
Наверное, сегодня технология преподавания НЁХ отточилась. Учебники, во всяком случае, пишут интересные. Увлекательные. Вот, например, рассказывают детям, что такое «отрочество». Сначала, мол, человек рождается, потом у него детство, а за ним следует отрочество, это по-современному — подростковый возраст. И тут же, в следующем же абзаце: «Шестьсот лет назад родился отрок Варфоломей». И вот я сижу с фейспалмом. Отрок. Родился. Сразу, готовым. Ох, тяжко, видать, мамке пришлось… Но ладно, у нас же тут не литература и не русский язык, чтоб такие мелочи полировать. Чего я придираюсь-то, на самом деле.
Почитал про кукушку, поймал откровение. Вы наверняка знаете, что кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда. А что дальше происходит — знаете? Я вот не знал, а дальше — самое интересное. Кукушонок вылупляется первым и начинает бдить. Как только вылупляется следующий, он хватает за шкиряк новорожденного сводного брата и выкидывает из гнезда. Потом — другого, третьего. И так, пока не останется один.
Вот теперь совершенно иными красками заиграл традиционный вопрос: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить осталось?» Действительно, кому же задать такой вопрос, как не прирождённому убийце…
Но не только кровь, боль и страдания обнаружил я в учебнике обществознания за шестой класс. Было там и то, что меня порадовало. В параграфе о талантах, способностях и профориентации написаны золотые слова: «добиться успеха человек может, только занимаясь тем делом, которое он любит» (не дословная цитата).
Разумеется, это ложь. Успеха можно добиться, занимаясь делом, на которое тебе плевать, и даже делом, которое ты ненавидишь. Примеров — гора. Но тут важен другой момент. Важно, что детям объясняют: надо руководствоваться в первую очередь своими способностями, умениями, предрасположенностями. Потому что миру не нужно ещё одно поколение богатых и влиятельных неврастеников, ищущих успокоения на дне бутылки, на кончике иглы или на сбитых костяшках кулаков.
Когда я учился, было… не так. Своего обществознания я не помню, но я помню общество, в котором рос. Там отовсюду неслось: поступай в ВУЗ, чтобы тебя не забрали в армию и не убили в Чечне! Получай техническую специальность, технарь всегда работу найдёт! Учись хорошо, чтобы потом сидеть в чистеньком кабинете и ничего не делать, получая большие деньги!
Вот к чему нас готовили.
На выпускном снимали видео, и у всех — ну, или почти у всех, - взяли мини-интервью. Спрашивали, какие у кого планы на будущее. Сам-то я даже не обратил бы на это внимания. Обратила мама, когда смотрела кассету (да-да, мой выпускной был записан на кассету, вот такой я старый): «Все как под копирку, одно и то же: вот, я хочу устроиться на высокооплачиваемую работу, неважно, какую». Один мальчик выделился. Он сказал, что пойдёт после школы поступать в технический ВУЗ, но это, разумеется, не самое главное, а самое главное то, что он планирует стать всемирно известным писателем. Этого мальчика звали так же, как меня, и это, в общем, я и был.
Не знаю, что говорят в своих мини-интервью сегодняшние выпускники, но хочется верить, что мечты у них поинтереснее, чем были у нас. Что они не боятся мечтать. Что они смотрят на деньги, как на средство, а не как на цель. По крайней мере, обществознание вроде как учит их именно такому отношению к жизни.
Сейчас нередко приходится слышать о том, как всё плохо у нас, и с каждым годом хуже. Но мне кажется, говорить так без оглядки — форма безумия. Потому что если вы не видели или не помните девяностые, не застали в осмысленном возрасте начала двухтысячных, это не значит, что их не было. Оглядываясь назад, я вижу там только одно хорошее: тотальную, окончательную и беспробудную свободу, которая выражалась в формуле: «Да хоть вы попередохните, всем плевать». В этой свободе, под предводительством обозлённых и перепуганных взрослых, ничего не понимающих в творящемся вокруг, мы росли. Мы учились тому, что грабить и убивать — это тоже вид доблести. И некоторые — научились… А эпоха поменялась.
С лёгким полуностальгическим минором и оптимистическим взглядом в светлое будущее человечества, всегда ваш - #good_cop@wordblade
113