Найти тему

Продолжение истории Литейного проспекта: Красота в Деталях (часть 3)

Оглавление
Пересечение Невского и Литейного проспектов. Фото с сайта https://stranabolgariya.ru
Пересечение Невского и Литейного проспектов. Фото с сайта https://stranabolgariya.ru

Добро пожаловать в третью часть нашей увлекательной серии статей, посвященной удивительной истории Литейного проспекта. В предыдущих двух частях мы погрузились в богатое прошлое этой знаковой улицы Санкт-Петербурга, раскрывая ее тайны и красоту.

Сегодня, в третьей части "Продолжение истории Литейного проспекта: Красота в Деталях," мы продолжим наше путешествие по улице, рассказывая о деталях и историях, которые, на наш взгляд, делают Литейный проспект уникальным и неотъемлемым элементом петербургской культурной палитры.

Погрузимся в этот удивительный мир истории, искусства и архитектуры Литейного проспекта, где красота прячется в деталях.

Доходный дом А. Д. Мурузи

Дом Мурузи 1877–1880 годы. Фото с сайта https://pastvu.com
Дом Мурузи 1877–1880 годы. Фото с сайта https://pastvu.com

Дом номер 24 на Литейном проспекте, известный как Дом Мурузи, был создан при участии князя-миллионера, который отдал всё своё богатство на строительство этого удивительного здания между 1874 и 1877 годами. Этот проект гражданского инженера Серебрякова приобрел широкую известность, став главной сенсацией Петербурга, отраженной во всех газетах.

Князь Александр Мурузи задал дому мавританский стиль, вдохновленный архитектурой Магриба и исламской Испании. Он даже заказал скопировать религиозные изречения мавров из Испании для украшения фасада.

Этот дом был впереди своего времени, с водяным отоплением, канализацией и фонтанами в холлах. Первый этаж предназначался для роскошных магазинов, что сделало его самым прибыльным домом в Петербурге. Князь Мурузи также создал для своей семьи апартаменты с 26 комнатами, оформленными с изыском, и лестницу из мрамора Каррара.

Несмотря на сдачу площадей в аренду, строительство дома Мурузи оказалось несостоятельным. После смерти князя, его дом были вынуждены продать, несмотря на финансовую поддержку императора Александра Третьего, который признал заслуги семьи Мурузи перед Россией и предоставил вдове огромный кредит.

Дом Мурузи со стороны Преображенской площади 1879. Фото с сайта https://pastvu.com
Дом Мурузи со стороны Преображенской площади 1879. Фото с сайта https://pastvu.com

В руках новых владельцев дом потерял свое былое великолепие. Впоследствии, в период Октябрьской Революции, его квартиры были преобразованы в огромные коммунальные жилплощади, многие из которых существуют и по сей день. Несмотря на статус памятника архитектуры, здание Мурузи находится в критическом состоянии.

Уникальная история этого дома связана с русской литературой. В далекие времена на его месте стоял деревянный особняк. Федор Михайлович Достоевский использовал его адрес, чтобы создать обители для персонажей своего романа "Идиот". Таким образом, деревянный особняк уступил место большому каменному дому, став частью литературной истории, предугадав, что на этом месте в будущем будет стоять дом Мурузи.

В 1878 году в скромной квартире написан знаменитый «Левша» Николай Лесков. На этаже выше жил сын Александра Сергеевича Пушкина - генерал-майор Александр Александрович. В 1900-х брат Иннокентия Анненского, публицист, собирал здесь литературный кружок, в который часто приходил Александр Иванович Куприн. Почти четверть века в доме Мурузи жили Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус, привлекая петербургских литераторов. После революции Корней Иванович Чуковский организовал литературную студию в наполовину заброшенном доме, а знаменитый поэт Николай Гумилев устраивал здесь литературные вечера. Литературная история дома Мурузи продолжилась, ведь в нем провел детство писатель Даниил Гранин.

Доходный дом князя А. Д. Мурузи.. Фото с сайта https://vk.com/wall-36338110_192502?z=photo-36338110_456289246%2Falbum-36338110_00%2Frev
Доходный дом князя А. Д. Мурузи.. Фото с сайта https://vk.com/wall-36338110_192502?z=photo-36338110_456289246%2Falbum-36338110_00%2Frev

В 1955 году Иосиф Бродский переселился в этот дом в коммунальную квартиру и прожил тут до 1972 года. Этот период считается одним из самых творческих в его жизни: именно здесь он создал свои знаменитые произведения. На сегодняшний день в доме расположен музей-квартира Бродского.

Адрес: Санкт-Петербург, Литейный проспект, 24.

Особняк З. И. Юсуповой

Литейный, 42, 1860–1875 годы. Фото с сайта https://pastvu.com
Литейный, 42, 1860–1875 годы. Фото с сайта https://pastvu.com

Дворец княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой на Литейном проспекте (дом 42) - образец аристократического роскошного особняка. Зинаида была одной из красивейших и богатых женщин Петербурга. Особняк был построен, когда она осталась вдовой. Фасад в стиле итальянского Возрождения поражает декоративностью: каменные кариатиды, барочные фронтоны, дорогая облицовка песчаником. Интерьеры также великолепны: искусственный мрамор, лепка, позолота, роспись. Фасады и некоторые интерьеры сохранились в хорошем состоянии до наших дней.

Исходно во дворце княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой на Литейном проспекте был огромный зимний сад с роскошными скульптурами и фонтанами, а также разнообразными растениями, включая 48 сортов камелий и более 20 сортов роз. К сожалению, сегодня на его месте находится театральный зал. Особняк был завещан внуку Феликсу Юсупову и переделан в концертный зал. Здесь выступал театр-кабаре «Кривое зеркало», и важные мероприятия «Театрального общества» посещали известные личности Петербурга, включая А. Бенуа и А. Блока.

Литейный, 42 1914–1917 годы. Юсуповский лазарет для раненых воинов. Фото с сайта https://pastvu.com
Литейный, 42 1914–1917 годы. Юсуповский лазарет для раненых воинов. Фото с сайта https://pastvu.com

Во времена Первой мировой войны, дворец, особенно его парадная часть, претерпел необычное преобразование. Вместо великих балов и развлечений здесь устроили госпиталь, где служили сестры милосердия, включая жен и дочерей высшей знати, вплоть до членов императорской семьи.

События в 1917 году перевернули судьбу дворца. Он стал "Домом строителей", а потом превратился в "Польский дом просвещения". В 1940 году стал учебным центром "Лекторий городского комитета", и через семь лет его присвоило Всероссийское общество "Знание", которое использует его и по сей день. Однако лишь в 1995 году указ президента превратил это здание в федеральный памятник истории и культуры.

Особняк З. И. Юсуповой. Фото с сайта https://collection-design.ru
Особняк З. И. Юсуповой. Фото с сайта https://collection-design.ru

Особняк княгини Зинаиды Юсуповой на Литейном проспекте не в числе туристических горячих точек. Попасть внутрь можно через экскурсионные агентства или при покупке билетов на оперетту в театральных кассах.

Адрес: Санкт-Петербург, Литейный проспект, 42.

Дворик Сен Жермен

Дворик "Сен-Жермен". Фото с сайта https://irecommend.ru
Дворик "Сен-Жермен". Фото с сайта https://irecommend.ru

Одно из немногих старинных внутридворовых зелёных мест, сохранившихся в сердце Петербурга, это садик на Литейном. Его очертания начали появляться ещё в XIX веке, но современный вид ему придали в 1910-х годах. На этом участке Литейного проспекта с начала XVIII века расквартировался Преображенский полк. В конце века земельные участки стали раскупать, но первоначальный владелец дома 46 до конца неизвестен, некоторые указывают на подполковника Преображенского полка, графа Бурхарда Кристофа фон Миниха.

В 1859 году дом значительно перестроил архитектор Александр Пель, который выкупил его в личное пользование. С ним связано второе важное изменение дома и сада, а в 1905 году участок перешел в собственность Фёдора фон Крузе, началась большая реконструкция под руководством архитектора Александра Хренова. Именно в этот период появился фонтан в саду, приобретя тот прекрасный вид, которым мы можем наслаждаться и сегодня. Садик на Литейном ещё называли «Пале Рояль» или «Бельведер». Его название «Сен-Жермен» неформально присвоили из-за ощущения сходства с французскими садиками.

Дворик "Сен-Жермен". Фото с сайта Яндекс Карты
Дворик "Сен-Жермен". Фото с сайта Яндекс Карты

Говорят, что садик был свидетелем выступлений Фёдора Шаляпина и Анны Ахматовой. А в начале XX века коммунальную квартиру к своей музе Марии Андреевой посещал Максим Горький. Затем место сменилось другой творческой элитой Петербурга. В 60-70-е годы прошлого века музыканты, поэты и писатели собирались во дворике с садом и фонтаном, в числе которых были Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Борис Гребенщиков, Виктор Цой и Константин Кинчев. Всё потому, что садик находился неподалеку от кафе «Сайгон».

Во дворе можно увидеть три горельефа с головой Минервы в стиле эпохи Возрождения, маски сатиров на каждом фасаде и латинские надписи. В центре стоит фонтан, который только недавно вернулся на своё законное место. Но самый интересный артефакт, который можно встретить во дворике, это раритетный фонарный столб с механической тягой. Светильник зажигали канатным способом, и он был произведен на чугунолитейном заводе Франца Карловича Сан-Галли. Старожилы дома на Литейном утверждают, что это один из первых фонарных столбов Петербурга. Всего по периметру дворика их два, но лучше всего сохранился только второй.

Так что, если вы побываете в садике на Литейном, обязательно обращайте внимание на артефакты, которые здесь хранят историю Петербурга во всех ее проявлениях!

Адрес: Санкт-Петербург, Литейный проспект, 46.

Литейный проспект. Фото с сайта https://foto-ram.ru
Литейный проспект. Фото с сайта https://foto-ram.ru

Вот и заканчивается наша третья часть статьи о Литейном проспекте. Однако, как вы могли заметить, каждый камень, каждая деталь этого удивительного места сохраняет в себе свою собственную историю. В следующих статьях мы более детально рассмотрим интересные аспекты связанные с людьми, которые когда-то проживали в этом районе.

Но это еще не все! Мы приглашаем вас продолжать путешествие по истории Москвы и Санкт-Петербурга вместе с нами. Для того, чтобы не пропустить следующие части этой увлекательной серии, ставьте лайки, подписывайтесь на нас и читайте наши статьи!

Спасибо, что провели с нами время и до скорой встречи!

Советуем также прочитать: