Как защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию, если кто-то говорит о вас гадости в соцсетях, СМИ или в кругу людей? По закону, за такой поступок можно ответить деньгами. В суде можно потребовать признать неправдивыми сведения, которые порочат вашу репутацию и компенсировать моральный вред и убытки. Также можно потребовать удалить эти сведения, запретить их распространение или опровергнуть. Если сведения были опубликованы в СМИ, то срок подачи иска - 1 год с даты публикации.
Чтобы выиграть дело, нужно доказать, что оспариваемые сведения ложны, а ответчик будет доказывать то, что сведения правдивы. Кроме того, суду нужно будет доказать, что:
- Плохие сведения действительно распространялись ответчиком
- Эти сведения вас действительно оскорбляют и могут вызвать к вам негативное отношение у прочитавших
- Это именно сведения, а не оценка вас. В свою очередь, оценка не может быть выражена в оскорбительной форме.
Самое сложное в таких делах для суда – это найти грань между утверждением факта и субъективным мнением автора, на которое он имеет право.
Доказательства могут быть различными: скриншоты, акты нотариального осмотра сайтов, переписка, свидетельские показания, заключения специалистов и фото-видеозаписи.
Важно знать, в какой суд подавать иск - в арбитражный, если распространяют ложь о вашем бизнесе, или в гражданский, если это касается вашей личной жизни.
Пример успешной защиты - гражданин оспорил обвинения в соцсетях в педофилии, добившись удаления и опровержения клеветы[1]. Однако, бывают и отказы в иске, если не удастся доказать, что аккаунты в соцсетях, в которых публиковались порочащие сведения, принадлежали именно ответчику[2].
Дополнительно вы можете заявить о клевете в уголовном порядке, подав соответствующее заявление мировому судье, или обратиться с заявлением в прокуратуру. Но тогда нужно будет обязательно доказать, что человек заведомо знал, что сообщает неправду.
[1] Решение Хамовнического районного суда города Москвы от 22.12.2022 по делу N 2-3428/2022;
[2] Решение Московского районного суда города Санкт-Петербург от 24.05.2022 по делу N 2-2862/2022.