После рассказа о творческой биографии Сандро Алессандрони в первой части статьи остановлюсь на его карьере в качестве главного киносоловья Италии.
Во втором фильме долларовой трилогии Леоне «На несколько долларов больше» (1965) в титрах есть имена самого Леоне и Морриконе, но Алессандрони там не упоминается, хотя он насвистелся в этом вестерне предостаточно.
Собственно фильм начинается с его свиста. Музыки еще нет, а кто-то за кадром (его нам не показывают), насвистывает в ожидании будущей жертвы, перезаряжая ружье.
Затем звучит выстрел, убитый падает с лошади и идет главная музыкальная тема, где Алессандрони заливается соловьем в обрамлении выстрелов и своего хора.
В «Хорошем, плохом, злом» (1966) роль Алессандро как свистуна скромнее. Хотя ему дали посвистеть в главной музыкальной теме фильма и ее аранжировках, но свист не является доминирующим в этих композициях. Он лишь одна из вишенок на торте.
На первом плане в заглавной теме играет флейта (или кларнет), используется имитация воя койота человеческими голосами (аааа, уаа) и звучит гитара Алессандрони.
А в финальной композиции, которая сопровождает самую знаменитую дуэль в кино с тремя участниками (среди которых только один знает, в кого ему стрелять), свисту Сандро и вовсе не нашлось места. Как и ему самому в титрах фильма (к счастью, его хор все-таки был указан в титрах, что само по себе было достижением).
Зато Алессандрони дали порезвиться в финале следующей картины дуэта Леоне-Морриконе. В «Однажды на Диком Западе» (1968) Морриконе превзошел сам себя, написав практически каждому (!) главному герою по своей персональной мелодии, которая сопровождает его появление на экране.
Гармоника (Чарльз Бронсон) появляется при звуках Мелодии смерти (как и злодей Фрэнк), сыгранной на гармонике – здесь свист Алессандрони не нужен.
У главной героини (К.Кардинале) тема Женщины – ей свист тоже ни к чему.
Самая оптимистичная мелодия принадлежит бандиту Шайенну (Д.Робардс) и в ней до самого финала свиста нет. Но в финальную тему «Прощай Шайенн» ("Addio a Cheyenne") Морриконе вставил свист своего дружка – и весьма к месту.
Дело в том, что фильм заканчивается смертью Шайенна, и для его оптимистичной мелодии надо было придумать такой финал, чтобы все зрители ревели горючими слезами (естественно, речь шла о зрителях мужского пола – жестокие женщины способны всплакнуть только над судьбой Хатико).
Свист Алессандрони в этом случае подошел как нельзя лучше. Именно он призван подчеркнуть конечность нашей жизни. Мелодия Шайенна позволяет нам надеяться на лучшее, но присоединившийся к ней свист плавно подводит зрителя к естественному и общему для всех финалу… Под свист Алессандрони и завершается великий фильм Леоне.
Кстати, если вы когда-нибудь будете заниматься подготовкой собственных похорон (на Западе людей иногда интересуют подобные вопросы), то поручите на этом мероприятии поставить мелодию «Прощай Шайенн». Под свист Алессандрони уревутся все присутствующие, и, может быть, даже некоторые женщины. А со стороны будет казаться, что все они плачут по покойному…
Со своим другом Морриконе Алессандро работал (насвистывал) еще над двумя фильмами Леоне: «За пригоршню динамита» (1971) и «Меня зовут Никто» (1973, режиссер Т.Валери, продюсер С.Леоне).
Помимо фильмов Леоне Сандро посвистывал для саундтреков Морриконе в следующих картинах:
«Пистолет не знает аргументов» (1964) – свист Сандро слышен в известной песне Lonesome Billy, в которой солирует американец Питер Тевис - представлена выше в видео на Ютуб),
«Открытие Америки» (1964),
«Беги, человек, беги» (1968) Серджо Соллимы,
«Сицилийский клан» (1969) Анри Вернейя,
«Напарники» (1970) Серджо Корбуччи,
«Сонни и Джед» (1972) С.Корбуччи,
«Страх над городом» (1975) А.Вернейя,
«Красивый мешок» (1980).
Из этих фильмов нельзя не отметить потрясающую музыку Морриконе и соло Алессандрони в «Сицилийском клане».
Фильм получился выдающимся и вклад музыки в его успех преуменьшать не следует. Свист Сандро используется в нескольких вариантах основной темы: в начальных титрах его нет, но в финале фильма соло Алессандрони присутствует.
В «Страхе над городом» с участием Жана-Поля Бельмондо, сыгравшего инспектора полиции, охотящегося за серийным убийцей, Алессандрони удалось продемонстрировать публике зловещий вариант своего свиста, который запоминается надолго.
На нем, по сути, основана главная музыкальная тема фильма.
Но не Морриконе единым… Известность Алессандрони принесли еще несколько кинолент, где он работал с другими композиторами: «Аризона Кольт» (1966), «Джонни Оро» (1966, Сандро насвистывает в основной музыкальной теме и в песне), «Прощай, Сабата» (1970), «Пуля для незнакомца» (1971), «Они зовут его Святой Дух» (1972).
В саундтреке «Пуля для незнакомца» композитора Бруно Николаи свист является безусловным украшением приятной мелодии.
То же можно сказать относительно другой композиции Николаи – для вестерна «Они зовут его Святой Дух».
И, конечно же, применительно к настоящей теме нельзя не упомянуть про 2 безусловных кино-хита, которые не по разу просмотрел любой посетитель советских видеосалонов в конце 80-х – начале 90-х годов: «Меня зовут Троица» (1970) Э.Барбони и «Одинокий волк Маккуэйд» (1983) С.Карвера.
Для комедийного вестерна «Меня зовут Троица» про двух братьев-аферистов (Теренс Хилл и Бад Спенсер) замечательную тему написал итальянский композитор Франк Микалицци – она звучит в фильме, как в виде песни (в ролике на Ютубе представлен этот вариант), так и мелодии, но в любом ее варианте используется свист Алессандрони, без которого сегодня трудно представить главную тему фильма.
Еще важнее соловьиная трель Алессандрони в современном варианте вестерна с Чаком Норрисом.
Кроме старины Чака, злодея Дэвида Каррадайна и мелодий Франческо Де Мази в этом фильме нет ничего. Вряд ли я погрешу против истины, если скажу, что от этого кино в истории останется только музыка Де Мази со свистом Алессандро.
Разумеется, свистел Сандро и в собственных саундтреках: например, «Эль Пуро» (1969), «Трюкач один, других нет» (1974) и «Докторша под простыней» (1976), но его работы, как я отмечал выше, особо удачными не назовешь.
Как показывает мой небольшой обзор фильмов, при музыкальном оформлении которых использовался свист Алессандрони, его способности оказались востребованными преимущественно в жанре вестерна. И это не случайно, поскольку именно для этих фильмов свист подходит идеально.
С одной стороны, свист – это самое естественное занятие для ковбоя, пересекающего прерию. Петь в долгой дороге не очень уместно, а вот насвистывать какую-то мелодию – самое то. Свист – это песня для прерий.
С другой стороны, свист помогает композитору усилить воздействие мелодии на зрителя, не прибегая к помощи слов, что очень удобно. Если ты вставляешь песню в картину, то слова должны хотя бы в общих чертах соответствовать ее содержанию.
В случае свиста об этом думать не надо – такой соловей как Алессандрони насвистит все, что хочешь. И зрителю все будет понятно без слов.
Отнюдь не случайно в своей статье я называю Сандро соловьем. Свист в его исполнении ничем не уступает человеческому пению.
Более того, как я говорил в самом начале статьи, вариант мелодии со свистом в мелодии для фильма «За пригоршню долларов» получился лучше классической песни. И не следует забывать, что настоящие соловьи, как любые другие птицы, поют песни без слов. Тем же самым занимался и соловей Алессандро….
В статье про Алессандрони и его работе в кино необходимо хотя бы вкратце упомянуть про участие ансамбля «I Cantori Moderni di Alessandroni» в создании фильмов.
Хор Алессандрони вместе со своим руководителем участвовал в записи множества саундтреков Эннио Морриконе, Бруно Николаи, Нико Фиденко, включая и те, где свистеть от Сандро не требовалось:
«Джанго» (1965), «В тени Кольта» (1965), «100 000 долларов за Ринго» (1965), «Доллары текут рекой» (The Hills run red, 1966), «Лицом к лицу» (1967), «Джон – ублюдок» (1967), «Джентльмен – убийца» (1967), «Падающий человек» (1968), «Я хочу его смерти» (1968), «Захватчики земли» (1969), «История извращений» (1969), «Метелло» (1970), «Маддалена» (1971), «Убальда, обнаженная и жаркая» (1972), «Южени» (1973), «Аллонзанфан» (1974), «Алиби»…
В саундтреках к фильмам его хор обычно использовался не для записи песен, а для создания голосового фона: вроде, а-а-а-а или у-у-у-у…
Подобный музыкальный эффект усиливает эмоциональное воздействие мелодии и воспринимается зрителями весьма органично.
Когда вы слышите такое пение хора во время просмотра фильма, то даже не отдаете себе отчет, что это тоже пение, хоть и без слов. Эффект в этом случае возникает примерно тот же, что и при свисте.
Сандро много пел вместе со своим хором и без него, но известным вокалистом не стал. Тем ни менее ему удалось исполнить один шлягер, который разошелся по всему миру.
Вместе со своей женой Джулией Алессандрони поучаствовал в записи песни «Ма-на Ма-на», написанной Пьеро Умилиани для одного малоизвестного шведского эротического фильма. Фраза из этой песни (эти самые «ма-на ма-на»), спетая Алессандро, знакома любому советскому человеку – насколько я помню, ее использовали в комедийных сценках «Маски-шоу».
На Западе эта задорная песенка без слов тоже не осталась незамеченной - ее исполняли в «Шоу Бенни Хилла» и в «Маппет-шоу».
Долгий путь к славе
Нельзя не отметить, что путь к известности и даже небольшой славе (в пределах Италии) у Алессандрони был долог и тернист. Он прожил достаточно долго (умер в 2017 году в 92 года!), чтобы застать запоздавшие почести, но вполне мог и не дожить до них.
Ведь известность среди широкой публики Сандро принесло не его пение или работа композитором, а участие в качестве исполнителя музыкальных композиций в классических фильмах Леоне, Вернейя и еще паре-тройке картин. Но это участие в виде свиста или игры на гитаре происходило за кулисами и не находило отражения в титрах фильмов.
Зрители знали композиторов полюбившихся фильмов (Морриконе, отчасти Николаи и Де Мази), а тот человек, который принимал активное участие в создании великолепных мелодий, которые сегодня знакомы каждому, долгое время оставался в тени.
В сущности, свистун ничем не уступает исполнителю песни, но тех, кто спел песню, хотя бы указывают на пластинках при выпуске саундтреков, а свистунов отнюдь не всегда.
Рассмотрим ситуацию с Алессандрони на конкретных примерах. Возьмем саундтрек к фильму «За пригоршню долларов».
На первых итальянских изданиях честно указано, что гитаристом и свистуном в главной теме выступил А.Алессандрони. Немцы при переиздании эту информацию выбросили. На обложке первого издания 1967 года в США и Британии имени Алессандрони тоже нет. Отсутствует оно и на изданиях 1969, 1976 годов. Для американцев все треки записали Эннио Морриконе и его оркестр.
В 1998 году выходит первый компакт-диск – и там про Алессандрони ни слова. И только в итальянском издании CD 2006 года появляется указание, что за свист в этом фильме отвечал Алессандро Алессандрони.
Сходным образом с оценкой его вклада в работу обстоят дела на пластинках-компиляциях из 2 фильмов: «За пригоршню долларов» и «На несколько долларов больше». На итальянской пластинке 1966 года имя Сандро естественно упоминается. Во французском и немецком изданиях он тоже присутствует как свистун. В Британии на обложке пластинки оставили только хор Алессандрони, но в США выкинули и его (для американцев фамилия Алессандрони осталась неизвестной).
Поразительное дело, но даже в тех странах, где честно сообщали об участии Сандро в записи, в последующих изданиях саундтреков зачастую выбрасывали эту информацию. На упомянутой компиляции из двух фильмов фамилия Алессандрони в дальнейшем исчезла в Германии, Испании и даже итальянском переиздании этого альбома в 2021 году!
В саундтреке к «Хорошему, плохому, злому» на итальянской пластинке 1966 года Алессандрони указан, а на зарубежных изданиях этой информации нет (имеется только Морриконе).
На итальянском переиздании этого саундтрека в 1974 году Алессандрони исчез и в дальнейшем на родине не появлялся. Из десятков переизданий этого саундтрека лишь на испанском издании 2020 года я обнаружил фамилию итальянского соловья…
На пластинке с музыкой из вестерна «Напарники» поначалу упоминался только хор Алессандрони, но в CD-изданиях появилось указание, что за свист на этой записи отвечает Алессандро.
Та же история с «Беги, человек, беги». Лишь через 30 лет они вспомнили, что при записи солировал Алессандрони! Правильно говорят, в Италии надо жить долго!
С «Однажды на Диком Западе» Алессандрони повезло больше всего: его художественный свист честно указан почти на всех изданиях – даже в США (лишь на некоторых немецких дисках его имя исчезало, но потом опять появлялось).
С саундтреками Алессандро во французских фильмах все гораздо хуже. На пластинках с музыкой из «Сицилийского клана» и «Страха над городом» упоминаний про Алессандрони нет.
О его работе в фильме «Сицилийский клан» вспомнили только в 2020 году, что и указали на компакт-диске.
Надеюсь, этот обзор наглядно убеждает, почему вы ранее ничего не слышали об Алессандро Алессандрони.
Мы запоминаем только самые громкие имена, которые всегда на обложках (такие как Морриконе), но многие настоящие таланты часто остаются в тени. Поэтому мы их и не знаем. Такова жизнь – как говорят французы, которые обижали Алессандрони не меньше американцев.
На Ютубе есть несколько концертных выступлений уже пожилого Алессандрони (в возрасте за 80) с классическими темами из вестернов Леоне.
Вот одно из них. Здесь он насвистывает мелодии из фильмов «За пригоршню долларов» и «Однажды на Диком Западе».