Честно скажу в эту историю я никогда не верил. Ведь управлять шаровой молнией люди не могут, но... Но вот однажды наткнулся на одну статью с интервью, взятом у мастера спорта международного класса по альпинизму Владимира Кавуненко — и не могу сам себе поверить — свидетель есть свидетель.
Тем более, что по этому случаю проводилось расследование. Следствие пришло к выводу, что причина травм спортсменов (и гибели одного из них) — шаровая молния.
Ссылка на эту публикацию под названием «Владимир Кавуненко: Гималаи нам даже не снились…» будет дана, в конце нашей статьи. Также в конце статьи мы дадим ссылку на главу «Шаровая молния» из книги Кавуненко «Как будут без нас одиноки вершины» об этом происшествии.
Лирическое отступление:
Дзен неоднократно блокировал наши статьи с описанием травм тургруппы Дятлова, поэтому не исключена блокировка и этой статьи. Мы постарались максимально убрать описание травм. Однако полностью убрать их из текста невозможно, иначе теряется логическая цепочка и смысл. В случае блокировки нами будет напечатана статья со ссылкой на нашу страницу на сайте стихи.ру. Читать ее можно будет прямо отсюда, из нашей статьи (без перехода на стихи.ру), нажав на ссылку.
Вот выдержка из этой публикации на сайте риск.ру (нами были внесены некоторые орфографические исправления, но в целом текст и орфография остались без изменений):
Корреспондент:
— Техническое оснащение как-то повлияло на спорт — он стал более безопасным?
Кавуненко:
— Безопасность в спорте лежит на самих спортсменах. В 99 % случаев восходящие сами виноваты в том, что происходит, причем при любой оснащенности, при любой. Конечно, сейчас стало проще... Раньше, если подходишь под новый маршрут, ты два дня (ну я, по крайней мере, с налета никогда ничего не делаю) изучаешь, смотришь — куда, чего дальше. А сейчас, в принципе, наметил диретиссиму – зашлямбурил, повесил площадку, и в этой площадке ты как в комнате отдыха лежишь, даже с коньяком. Непогода, пурга, а они, паразиты, берут и пьют черный кофе! У меня всегда к площадкам был протест... Ну, а куда денешься, когда пошли уже такие стены.
Конечно, в снаряжении есть смысл — крючья, закладухи, френды — все это интересно, и, конечно, безопасность увеличивает. Но опять-таки все, что ни происходит — это в большой степени человеческий фактор.
Не считая шаровой молнии (примечание редакции риск.ру: на одном из восхождений как раз в Узунколе в палатку альпинистов залетела шаровая молния. Один человек погиб, многие, в том числе Владимир Кавуненко, получили... ожоги (в угоду Дзену мы удалили слово, описывающее силу ожогов, Ред.). Я даже лавины бы исключил — это тоже человеческий фактор. А вот эта холера, что к нам залетела, ну как ее угадать? И деться некуда...
Что произошло с Кавуненко и его товарищами?
В августе 1968 года группа альпинистов (Башкиров, Кавуненко, Карпов, Коровин и Шитинин) прибыла в альпинистский лагерь «Узункол», что в Карачаево-Черкесии. Здесь они должны были в рамках чемпионата ЦС ДСО (добровольное спортивное общество) «Спартак» осуществить восхождение на вершину горы Трапеция. Перед восхождением у них несколько дней ушло на тренировки и детальную разработку маршрута.
17 августа 1978 года альпинисты возвращались на базу после покорения вершины. Погода стояла облачная, но не было и намека на грозу и дождь. Группа состояла из опытных альпинистов, много раз покорявших горы. Поначалу все шло хорошо, однако с какого-то момента погода резко ухудшилась — начались осадки, появился туман, видимость стала практически нулевой. Поэтому, группа решила на высоте 4-х км установить небольшую палатку.
Ночью Кавуненко проснулся от ощущения, что в палатке появилось что-то постороннее. Он открыл глаза и увидел перед собой небольшой шар размером с теннисный мяч, излучающий яркий фосфорический свет. Шар завис на уровне метра от пола. Пока альпинисты собирались с мыслями, шар начал «нырять» в спальные мешки спортсменов. От невыносимой боли они начинали кричать. Но по непонятной причине они не могли помочь друг другу — никто не мог даже пошевелиться. Кстати, после трагедии никто из оставшихся в живых не смог объяснить причину полного оцепенения, охватившего их.
Вот как Кавуненко сам в своей книге «Как будут без нас одиноки вершины» описывает этот момент:
В два часа ночи я вдруг просыпаюсь и вижу, между мной и Зыбиным висит шар фосфорического цвета размером с теннисный мяч, который вдруг зажил своей жизнью. Не знаю, в какой последовательности он работал, но отметины оставил на каждом. Помню крики то с одной, то с другой стороны. Потом меня оглушил сильный разряд и ожог. Дальше — больше. Что происходит, не пойму. Сознание мерцает — то возвращается, то уходит. Сколько это длилось, не могу себе представить, да и никто не знает. Шаровая молния вела себя непонятно. Ткань (материал) не трогала. На моем спальном мешке она оставила отверстие диаметром сантиметра полтора — небольшая дырочка. А поражено было почти все бедро. И палатка осталась цела. Слышал я только треск.
Кавуненко вспоминал, что шар нырял к нему около 5 раз. Так продолжалось некоторое время. К счастью, через сутки альпинистов нашли спасатели. Четырех, оставшихся в живых, доставили вертолетом в госпиталь.
В следующем видео Кавуненко рассказывает одну интересную подробность о причиненных травмах:
Государственная комиссия после тщательного и почему-то секретного следствия (не признаки ли «разумности» молнии послужили тому виной?) пришла к однозначному заключению, что травмы, нанесенные альпинистам, явились результатом воздействия шаровой молнии.
Естественно, что возникают многочисленные вопросы. Почему шаровая молния «клюнула» именно на людей, а не на металлические инструменты или на радиостанцию, которые находились в палатке? Как шаровая молния проникла в наглухо зашнурованную изнутри палатку? Куда она делась? И самый главный вопрос — была ли молния управляемой кем-то? Ведь атаковать по очереди каждого спортсмена — это уже систематические, а не хаотические действия, требующие либо программы по управлению, либо управления разумом (например, человеческим).
Ссылка на статью с интервью Кавуненко:
Ссылка на главу из книги Кавуненко об этом происшествии: