Или УЛЬТРАМАРИН ГИМЕ.
О том, что синий цвет способен радикальным образом изменить образ мышления человека, вплоть до полного слияния его с Вечной Синевой, я писал в статье СИНИЙ КЛЯЙНА. И потом продолжил в статье МЭРИАН БЛЮ, где тоже говорилось про тот же самый цвет, но иного оттенка. А ведь до этого были СИНИЙ ЦВЕТ СВЯТОГО ПАТРИКА, ТУРНБУЛЕВА СИНЬ, ГОЛУБОЙ ЭЛИС...
Но вот вам ещё немного синьки. Натуральный ультрамарин в древности делали на основе только одного минерала лазурита, затем стали добавлять туда порошок кармина и кампечевого дерева (Haematoxylum campechianum).
Однако лазурит был очень дорог, поэтому химики постоянно искали, чем бы его заменить.
И вот в 1826 году лионский химик Жан-Батист Гимэ разработал способ производства искусственного ультрамарина. Секрет он долгое время хранил в тайне, ибо это был залог коммерческого процветания. В общих чертах суть в том, что необходимо нагреть до нескольких сотен градусов смесь глины, каустической соды и древесного угля. Получаемый пигмент стоил не более 800 франков за килограмм, в то время как то же количество лазурита оценивали от 6 000 до 10 000 франков.
За это изобретение 4 февраля 1828 году химику вручили награду, а СИНИЙ ГИМЭ сразу же стали использовать для производства художественных и печатных красок, колеров для цемента, герметиков и грунтовки, а также добавлять в бумагу для создания иллюзии её белизны (с теми же целями прачки применяют синьку для стирки белья).
Жан-Батист Гиме (20 июля 1795 - 8 апреля 1871) - французский химик, промышленник, изобретатель.
Родился в Вуароне, в семье инженера. Учился на химика, хотя имел политехническое образование. Работал на государственной службе, занимаясь созданием порохов.
Стоит отметить, что темой ультрамарина он занялся не просто так - Общество поощрения национальной промышленности Франции на протяжении нескольких лет объявляло премию в 6000 фраков тому, кто предложит экономически выгодный промышленный способ изготовления искусственного синего красителя. Гимэ решил рискнуть... и вытащил счастливый билет. Даже два, ибо получил не только премию, но и право производить пигмент, названный его именем.
К слову, химик тут же предоставил новую краску замечательному французскому художнику Жану Огюсту Доминику Энгру (1780–1867), который использовал ее в своих картинах.
В 1834 году Гимэ ушёл из порохового цеха и основал свою фабрику во Флериё-сюр-Сон, что в пригороде Лиона. Став вскоре богатым и уважаемым человеком, он был избран муниципальным советником этого города. А бизнес передал своему сыну Эмилю. Который, кстати, весьма грамотно воспользовался состоянием отца и собственными накоплениями, чтобы приобрести большое количество произведений искусства, став инициатором создания Национального музея азиатского искусства в Париже и Музея естественной истории в Лионе.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!