Сегодня имя талантливого российского художника Юлия Клевера, к сожалению, практически забыто. Но в конце XIX - начале XX века этот живописец считался популярным и был очень востребован у публики. В число поклонников творчества Юлия входили не только обычные обыватели, но и знаменитые меценаты и даже члены императорской фамилии.
Активный ребенок
Юлиус фон Клевер родился в середине января 1850 г. в г. Дерпте в Эстонии. Отец будущего художника, обрусевший немец Юлиус Клевер работал преподавателем химии в одном из высших учебных заведений Российской империи — Ветеринарном институте Дерпта.
По воспоминаниям современников, в детстве Юлий был очень живым, подвижным, активным и веселым ребенком. Этим он пошел в своего отца, который очень любил устраивать у себя в доме всевозможные праздники и вечеринки. Когда Юлий подрос, родители отдали его на обучение в одну из гимназий г. Дерпта.
Одновременно для Юлия был нанят и учитель рисования. Родители заметили талант сына к живописи и решили, что эти способности обязательно нужно развивать. Фамилия первого учителя рисования Юлия Клевера, к сожалению, не сохранилась. В некоторых источниках упоминается, будто бы в качестве преподавателя родители наняли Юлию Карла Кюгельхена. Однако такого быть не могло, поскольку Кюгельхен ко времени рождения Юлия уже скончался.
Академия художеств
После окончания гимназии Юлий Юльевич Клевер решил поступать в Петербургскую академию художеств. Известно, что на это решение будущего живописца повлиял его отец. Юлий Клевер старший однако настоял на том, чтобы сын поступил в Академию на архитектурный факультет. Этот факультет в те времена считался более перспективным в плане будущей службы и размера заработка.
Проучившись некоторое время на архитектурном факультете, Юлий Клевер понял, что живопись его все же привлекает гораздо больше зодчества. Примерно через год после начала обучения в Академии Юлий Юльевич поэтому перевелся в пейзажный класс, где тогда преподавал Сократ Воробьев, считавшийся мастером салонно-академического пейзажа. Позднее учителем Юлия также был знаменитый русский пейзажист Михаил Клодт, мастер реалистичного пейзажа.
В пейзажном классе Клевер учился в общем и целом неплохо. Но молодому художнику не понравился стиль преподавания ни Воробьева, ни Клодта. Юлий Юльевич посчитал, что Воробьев ведет уроки слишком бесстрастно и без увлеченности. Учиться у Клодта же художник не захотел постольку, поскольку этот преподаватель был против ознакомления своих учеников с творчеством зарубежных живописцев. Клевер решил, что это ограничивает его развитие.
В свободном плавании
В конечном итоге Юлий решил покинуть Академию, и продолжить свое обучение живописи самостоятельно. Хотя этот поступок и сильно расстроил родителей художника, но ничего из ряда вон выходящего он все же не сделал.
В те времена многие живописцы, в том числе и ставшие в последующем знаменитыми, поступали точно таким же образом. Художники считали, что академизм портит их самобытность. Существует также версия о том, что покинул Академию Юлий Клевер не по своему желанию. Возможно его исключили за какой-то проступок.
Успех у публики
В любом случае самостоятельное обучение живописи у художника в последующем пошло более чем успешно. Уже на следующий год после ухода из Академии одну из картин Клевера приобрел член Императорского общества поощрения художников Павел Строганов.
Еще через год картину Юлия Клевера «Закат» заметила великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I. Великая княгиня приобрела это полотно для себя лично.
В 1874 г. 24-летний художник организовал свою первую персональную выставку. Экспозиция прошла на стендах Общества поощрения художников. Еще через два года картину Юлия Юльевича пожелал приобрести сам император Александр II. Царю понравилась работа Клевера «Березовый лес».
Конечно же, внимание императора сказалось на судьбе Юлия самым положительным образом. Даже несмотря на то, что живописец не окончил Академии, ему было присвоено звание художника первой степени. Несколько позднее — в 1878 г. Клевер получил и звание академика живописи.
Собственная кафедра и квартира в Академии
К началу 80-х годов Юлий Клевер уже сложился как художник, имея свой собственный стиль и оригинальное творческое лицо. В 1880 г. за картину «Лесная глушь» живописцу присвоили звание профессора живописи и предоставили ему собственную кафедру в Академии.
Звание профессора не только еще больше подняло престиж Юлия как художника, но и дало право на получение квартиры и мастерской непосредственно в здании Академии. Таким образом, по иронии судьбы Юлий Юльевич поселился в той же квартире, в которой когда-то жил его учитель Сократ Воробьев.
Ко времени переезда на новое место жительства художник уже был женат на Эмилии фон Кюгельген. Эмилия была дочерью дворцового аптекаря и обожала искусство. В последующем она родила Юлию Юльевичу четверых детей. Своих отпрысков с полного согласия и одобрения Эмилии Клевер с юных лет обучал живописи. Трое из них в последующем стали художниками.
Коммерческий успех
Помимо получения всевозможных званий, успех сопутствовал Клеверу и в коммерческом плане. Внимание членов императорской семьи, а также известного мецената Третьякова к творчеству художника не прошло незамеченным в среде русских ценителей искусства.
Богатые коллекционеры считали за честь иметь дома картины Юлия Юльевича. Известно, что на своих полотнах Клевер зарабатывал не менее 25 тыс. руб. в год, что по тем временам было очень крупной суммой.
Заказов на написание картин художнику поступало настолько много, что он физически просто не успевал выполнять их все. Терять выгодные предложения живописцу при этом не хотелось, и он в конечном итоге даже начал пользоваться услугами помощников. Известно, что на своих потоковых картинах, которые в Петербурге называли «клеверками», фигуры людей, животных, какие-то мелкие предметы рисовали ученики Юлия Юльевича.
Угроза для репутации
Успех сопутствовал художнику, но в 1890 г. он был вынужден покинуть Россию. Живописца привлекли в качестве свидетеля по делу о финансовых злоупотреблениях его приятеля — секретаря Академии Исеева. Исеев любил играть в карты, и это для него плохо закончилось.
Юлий Клевер к махинациям приятеля никакого отношения не имел. Но известно, что живописец очень переживал о том, что ему пришлось участвовать в позорном и прогремевшем на всю Россию судебном процессе. По совету друзей Юлий Юльевич решил даже покинуть страну. За границей, в Германии, художник в последующем прожил целых 7 лет.
В эти годы живописец продолжил совершенствовать свое мастерство и неоднократно принимал участие во всевозможных зарубежных выставках. Однако тоска по России, где он родился, вырос и долгое время творил, все же дала о себе знать. В 1915 г. художник вернулся на родину. Вскоре после возвращения Юлия Клевера в Москве с огромным успехом прошла его выставка. Живописец к большому облегчению для себя узнал о том, что на родине его не забыли.
Художник настолько соскучился по родине, что даже не захотел покидать ее после революции 1917 г. В советской республике талант живописца в последующем также был замечен и оценен. Известно, что Юлий Клевер до конца жизни получал пенсию от Общества поощрения художников. Живописец также продолжил свою преподавательскую деятельность в Академии. В последующем художник обучал студентов и в Ленинградском художественном училище им. Мухиной.
Уникальный стиль
Картины Юлия Клевера пользовались огромной популярностью как в царской России, так и в советской, конечно же, не случайно. Хотя критики зачастую давали творчеству Юлия Юльевича негативную оценку, вспоминая его «клеверки», и считая «пейзажистом салонного жанра», мастером он, безусловно, был очень талантливым.
Стиль этого живописца ценители искусства и поныне считают поистине уникальным. Картины Клевера несколько декоративны, а их сюжеты зачастую таинственны и пропитаны мистикой. Однако назвать сюжеты полотен Юлия надуманными и нереалистичными при этом нельзя. В пейзажах Клевера есть доля сказки и мифа, но при этом они абсолютно жизненны и смотрятся живыми и натуральными.
Считается, что Юлий Клевер очень хорошо умел передавать солнечный свет и цвета. Его дневные картины буквально наполнены солнцем, а восходы и закаты просто великолепны. Цветопередачей же живописец, по мнению специалистов, владел поистине мастерски. В своем творчестве художник использовал самые простые замесы красок — к примеру, голубые и желтые оттенки смешивал с коричневой краской или голубые и розовые — с белой.
Иногда Юлий Клевер писал портреты и натюрморты. Но главным направлением его творчества был пейзаж. Живописец обожал писать леса, парки, погодные явления, времена года. Самые успешные свои полотна художник при этом часто повторял.
В Академии художеств и в Центральном училище живописи Юлий Юльевич Клевер преподавал до конца жизни. Скончался живописец в декабре 1924 г. в Ленинграде в возрасте 74 лет. Похоронили Юлия Юльевича на Смоленском православном кладбище.
Смотрите галерею картин художника:
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской