Найти тему
Мои Гималаи

Ганготри- обитель богини Ганги.

Оглавление
Ганготри. Ганга - священная река и, следовательно, считается богиней. Здесь свят не только сам храм, но и долины вокруг реки сами по себе являются храмом.
Ганготри. Ганга - священная река и, следовательно, считается богиней. Здесь свят не только сам храм, но и долины вокруг реки сами по себе являются храмом.

Намасте, друзья! Как я уже много раз говорила- Уттаракханд- это обитель богов и богинь, множество святых мест и, конечно же, горы! Боги и богини иногда выбирают своей обителью заснеженные горные вершины, а иногда пребывают в возведенных в их честь храмах, чтобы верующие могли с ними пообщаться.

Сегодня мы совершим путешествие в одно из самых святых мест не только Уттаракханда и даже всей Индии; Ганготри занимает совершенно особое место в сердцах приверженцев индуизма по всему миру, потому что здесь живет Ганга Маа/Ганга Мата (мать)-очень почитаемое божество у индуистов.

-3

Ганготри - это маленький городок паломников в округе Уттаркаши штата Уттаракханд, Индия. Он находится в 99 км от Уттаркаши, главного окружного штаба на берегах Бхагиратхи – истока священной реки Ганги (the Ganges). Городок расположен на Большом Гималайском хребте, на высоте 3100 н.у.м.

Река Бхагиратхи в Ганготри
Река Бхагиратхи в Ганготри

Со времен мифологии и до настоящего времени река Ганга всегда была священным источником чистоты. Наиболее подробное описание величия Ганги содержится в Пуранах (священных книгах). Согласно всем Ведам и Пуранам, река Ганга считается самой священной рекой не только в Индии, но и для всего человечества. Паломничество в Ганготри - это не только религиозный долг, но и духовное призвание.

Ганготри. Вдалеке на правом берегу виден храм богини Ганги.
Ганготри. Вдалеке на правом берегу виден храм богини Ганги.

Ганга берет начало с ледника Ганготри в Гомукхе, который находится в 19 км от городка Ганготри. У истока река называется Бхагиратхи и приобретает имя Ганга начиная с Девпраяга и далее, где она впадает в Алакнанду. Именно в Ганготри богиня Ганга, как считается, спустилась по волосам господа Шивы с небес на землю.

Гомукх-"рот коровы"- конечная точка ледника Ганготри и исток реки Бхагиратхи. На заднем плане возвышаются пики Бхагиратхи.
Гомукх-"рот коровы"- конечная точка ледника Ганготри и исток реки Бхагиратхи. На заднем плане возвышаются пики Бхагиратхи.

Ганготри Дхам/Храм богини Ганги был построен непальским генералом Амаром Сингхом Тапой в начале 18 века. Храм и Божество внутри сделаны из белого мрамора.

Ганготри Дхам расположен рядом со священным камнем, где царь Бхагиратха поклонялся Господу Шиве. Согласно индуистской мифологии, богиня Ганга приняла форму реки, чтобы отпустить грехи предков короля Бхагиратхи после его сурового покаяния, длившегося тысячу лет. Бхагиратха Шила - священная плита, на которой медитировал царь Бхагиратха. Считается, что в этом месте Ганга коснулась земли.

Ганга по волосам Шивы спускается на землю и превращается м могучую реку.
Ганга по волосам Шивы спускается на землю и превращается м могучую реку.

Согласно другой легенде, Пандавы совершили здесь великую Дева Ягну, чтобы искупить смерть своих сородичей в эпической битве Махабхарата. Индуисты верят, что совершение обрядов предков на берегах Бхагиратхи освобождает дух предка от цикла перерождений, а священное погружение в его воды очищает от грехов, совершенных в настоящем, а также в прошлых рождениях.

Ягна/ягъя/яджна- древний ведический ритуальный обряд в форме жертвоприношения с прочтением мантр перед огнем (богом огня Агни). Огненное жертвоприношение осуществлялось для удовлетворения богов, исполнения желаний, искупления грехов и во избежание болезней и зла и т.д.

Чар Дхам Ятра (Чхота Чар Дхам- малый Чар Дхам)

Ганготри- второе из четырех священных и важных мест паломничества Чхота Чар Дхам Ятры.

Храм богини Ганги. Ганготри.
Храм богини Ганги. Ганготри.

Чхота Чар Дхам ("малые четыре обители/места" или "малый круг из четырех обителей/мест") - важный индуистский паломнический маршрут в гархвальских Гималаях, 4 "места силы".

Все четыре храма расположены на высоте свыше 3000 м.н.у.м., и все они остаются закрытыми в течение 6 месяцев в зимний сезон и открыты в течение 6 месяцев в летний сезон. Причиной закрытия являются сильные снегопады и холод в этом районе. На зимний период мурти Ганги (идол) переезжает в другой храм.

Маршрут начинается из Харидвара, Ришикеша или Дехрадуна (реже). Последовательность посещения строгая: Ямунотри, Ганготри, Кедарнатх и Бадринатх.

-10

1. Ямунотри- исток реки Ямуна и голова богини Ямуны. (По-другому эта река называется Джамна/Джамуна)

2. Ганготри- исток Ганги (река Ганга) и голова богини Ганги.

3. Кедарнатх- где одна из форм индуистского бога Шивы почитается как один из 12 Джйотирлингов, также является самым выдающимся из храмов Панч Кедар в Уттаракханде.

4. Бадринатх- обитель индуистского бога Вишну в его аспекте Бадринарайана, одного из 108 Дивья Десамов.

ЛЕГЕНДЫ

Паломничество в Ганготри Дхам
Паломничество в Ганготри Дхам

Покаяние Бхагиратхи

Согласно легендам, царь Сагара- прадед царя Бхагиратхи, победил демонов на земле. Чтобы провозгласить свое превосходство, он решил устроить Ашвамедха Ягну.

Во время ягны предполагалось выпустить лошадь, чтобы она отправилась в непрерывное путешествие по империям. В ходе событий верховный правитель Индра опасался, что он может быть лишен своего небесного трона, если ягна вообще будет завершена. Используя свои небесные силы, он забрал лошадь и тайно привязал ее в ашраме мудреца Капилы, который сидел в глубокой медитации.

Ганга спускается на землю.
Ганга спускается на землю.

Поняв, что лошадь пропала, Сагара поручил своим 60 000 сыновьям найти её. Пока сыновья царя охотились за пропавшей лошадью, они наткнулись на место, где медитировал мудрец Капила. Они нашли лошадь, привязанную рядом с ним, в ярости они ворвались в ашрам и обвинили мудреца в краже. Медитация мудреца Капилы была прервана, и в ярости он превратил всех 60 000 сыновей в пепел одним лишь своим могущественным взглядом. Он также бросил проклятие, что их души достигнут мокши, только если их прах будет омыт святыми водами Ганги, которая тогда была рекой, расположенной на небесах. Как было написано выше, Бхагиратха- внук царя Сагары, чтобы освободить своих предков, совершал суровые покаяния в течение 1000 долгих лет, чтобы только Ганга спустилась на землю. Наконец, его усилия принесли плоды, Ганга была довольна его преданностью и согласилась спуститься на землю.

История реки Ганги

Изображение Бхагиратхи в виде нисхождения Ганги на землю
Изображение Бхагиратхи в виде нисхождения Ганги на землю

Другая легендарная история гласит, что, когда река Ганга согласилась спуститься на землю в ответ на молитвы Бхагиратхи, ее мощь была такой, что вся земля погрузилась бы под ее воды. Чтобы спасти землю от гибели, Господь Шива крепко опутал Гангу своими волосами. Чтобы доставить удовольствие Господу Шиве, Бхагиратхи снова очень долго медитировал. Увидев безмерную преданность Бхагиратхи, довольный Господь Шива выпустил Гангу в виде трех потоков, один из которых пришел на землю и стал известен как река Бхагиратхи. Как только воды Ганги коснулись праха предков Бхагиратхи, 60 000 сыновей Сагара ожили. Камень, на котором, как полагают, медитировал Бхагиратхи, известен как Бхагиратха Шила.

Рождение Ганги

Чистая и непорочная Ганга.
Чистая и непорочная Ганга.

Существует несколько историй-легенд рождения Ганги. В одной из них говорится, что Ганга была жизнерадостной красивой девушкой, которая родилась из камандалу (сосуда для воды) Господа Брахмы. Позже вайшнавские толкования этой легенды описывают, что вода в камандалу была получена Брахмой от омовения стоп Вишну.

По «Вишну-пуране», Ганга вышла из большого пальца левой ноги Вишну.

А по «Рамаяне», Ганга была дочерью Химавана (царя Гималаев и вообще всех гор, сына Брахмы, правителя княжества Химават) и его жены Мены, она приходится сестрой богине Парвати. В любом случае, она была поднята до Сварги (небес) и оказалась на попечении Брахмы.

Юная Ганга
Юная Ганга

В Махабхарате же Ганга является женой Шантану, а также матерью восьми Васу, включая Бхишму. Ганга и Шантану были прокляты Брахмой и родились на земле. Шантану встретил Гангу на берегах Ганга и попросил ее выйти за него замуж. Она приняла предложение при условии, что Шантану не будет подвергать сомнению ни одно из ее действий. Шантану согласился, и они поженились. Они мирно жили вместе, и у них родилось восемь сыновей, которые были воплощением восьми Васу. Они тоже были прокляты и попросили Гангу покончить с их жизнью, когда они родились у нее на земле. По их просьбе Ганга начала топить каждого сына при рождении, в то время как Шантану наблюдал за этим без вопросов. Однако, когда она собиралась утопить их восьмого сына Бхишму, Шантану остановил ее. Позже Ганга уходит с Бхишмой, но возвращает его Шантану, когда ему исполняется десять лет.

Шантану пытается помешать Ганге утопить их восьмого ребенка. Художник Раджа Рави Варма.
Шантану пытается помешать Ганге утопить их восьмого ребенка. Художник Раджа Рави Варма.

Вот так всё непросто, друзья)

Спасибо, что дочитали. Всем добра и Любви!

Статьи по теме: