Эту статью хочу посвятить тому, чтобы каждый мною уважаемый читатель смог бы прочесть и понять суть этого произведения. Мне думается, что в нем лежит глубокий смысл, о котором я хочу поговорить, но прежде чем его обсуждать, давайте прочитаем его с моим переложением на современный язык. Речевые обороты в некоторых местах будут переложены мною так, чтобы было удобно читать, но смысл от этого меняться не будет.
Из хронографа 1679 года
В лето от сотворения света 2244 и второе лето после потопа (видимо, потоп был в лето 2243 от сотворения света, а само сотворение света - это есть сотворение мира, так как мир и свет, в этом случае - понятие одинаковое, (например: закатить пир на весь свет, или закатить пир на весь мир - это значит устроить очень большой праздник с застольем, и слова "свет" и "мир" - это слова-синонимы. Год 2023 от Рождества Христова является одновременно 7531 летом от сотворения мира или света. Зная это можно, основываясь на данных "Сказания", определить, что потоп случился 7531 - 2243 - 2023 = 3265. То есть потоп, в котором выжил только Ной и его семья произошел в 3265 году до н.э., а на следующий год, в 3266 году до н.э.) Ной благословляет своих троих сыновей и делит весь мир между: Симом, Хамом и Афетом. Однако, Хам упивается вином, за что отец его, Ной, его проклинает:
"Проклят буди Хам отрок и да будет раб братом своими".
Благословение получают только Сим и Афет. Симу достаются "пределы Ханаановы", а Афету - западные и северные страны до Заполярья (до полунощия).
Вскоре правнуки Афета - Скиф и Зардан покидают братьев своих (имён не указано), живущих в западных странах. И дойдя до северных стран, они стали жить в Причерноморье много лет, рождая сыновей, внуков, преумножаясь и называясь именем своего предка Скифа - (скифами) и Скифией Великой.
Между ними возникают распри и междуусобица из-за того, что им становится тесно. Князьями тогда были дети от одного отца: Словен, Рус, Болгар, Коман, Истер. От их рода и хазары произошли (каган сыроядец).
Князья Словен и Рус стали размышлять: "Только ли вся наша земля сейчас у нас под ногами? Праотец наш, Афет, по жребию получил ещё земли, которые благоприятны к заселению людей. Слышали мы от предков своих о том, что Ной благословил Афета владеть землями западными и северными, и ныне братья и друзья, послушайте наш наказ. Оставим давнюю вражду и несогласие из-за тесноты, и отправимся на земли те, что отданы по жребию прадедам нашим, и приведет нас благословение Афета и даст нам землю плодородную, где будем обитать мы и роды наши".
Понравилась эта речь Словена и Руса людям, и они ответили: "Мудры, ваши речи - речи умных держателей, как и совет ваш, дающий благо".
В лето от сотворения света 3099 (7531 - 3099 - 2023 = 2409), в 2409 году до н.э. Словен и Рус со своими родами ушли из Причерноморья и странствовали по странам, словно крылатые орлы, перелетавшие через многие пустыни, пока шли они на место своего поселения. (По поводу пустынь, как я думаю, имеется в виду пустыня, как земля без людей, пустынные земли или страны, а не пустыня, где лежат пески и нет воды). 14 лет они проходили пустые места (где никто не жил) и дошли до некоего большого озера Моикса. Позже Словен переименовал его в озеро Илмер (Ильмень). А волхвы велели им заселяться в эти места.
Старший Словен со свои родом и всеми, кто ему подчинялся, поселились на реке Мутная, которая позже была названа Волхов в честь старшего сына Словена Волхвы. Здесь был выстроен Словенск, который позже Новгородом Великим будет называться. А сначала назывался Словенск Великий. (Отсюда можно посчитать когда был заложен город Словенск: 2409 год до н.э. + 14 лет, выходит 2395 год до н.э. - дата основания Словенска, и как утверждает автор "Сказания", то и Великого Новгорода тоже, так как он считает эти два названия одним и тем же городом. Но, возможно, это утверждение со стороны автора может быть ошибочным, и в дальнейшем я это раскрою).
Местонахождение города от устья у озера Ильменя вниз по великой реке, называемой Волхов - полтора поприща (поприще - термин, употребляемый в церковной среде и вышедший из употребления в XVIII веке измерялся как и верста, а верста равнялась примерно 1066 м, значит 1066 + 533 =1599 м, или полтора км от устья Ильменя. Но вот несуразица! Река Волхов в своем устье впадает в Ладожское озеро, а из Ильменя ее исток начинается, да и автор говорит что "от устья великаго езера Илмеря вниз по велицей реце, проименованием Волхов полтора поприща". Что вы думаете об этом? Я думаю, что автор просто перепутал понятия "устье" и "исток", и тогда нужно просто считать расстояние от озера Ильмень до Новгорода полтора км. Я померила это расстояние на карте, но у меня получилось более 5 км:
Отложу от этой точки 1599 км и посмотрю, где я окажусь:
Село Юрьево - это по-сути почти Новгород, и я уже успела прочесть, что там проводились раскопки и вот что об этом говорится в Википедии:
"Раскопки селища на реке Прость выявили материалы третьей четверти I тысячелетия, то есть самые ранние славянские древности в истоке Волхова, хронологически более ранние, чем напластования в Старой Ладоге. Селище Прость было самым крупным неукрепленным поселением раннего средневековья в Приильменье и, возможно, являлось центром словен Ильменского Поозерья". Оно прекратило существовать в X веке н.э."
Проще говоря, можно предполагать, что на этом месте и мог быть древний город Словенск. А насчет датировок - это как обычно: никогда источники не сходятся с научными изысканиями. А так как, нынешний Новгород находится в непосредственной близи, то автор про него и говорит, что Словенск потом был назван Новгородом. Но это лишь пока мое мнение. А вот перенесения Новгорода на пару км дальше могло быть и причиной тому, что его назвали Новым Городом (Новгородом). Обязательно напишите, согласны вы с таким мнением или нет. Ну и вернёмся дальше к тексту сказания.)
И вот тогда эти люди, пришедшие из Скифии стали называться славянами. Реку, впадающую в Ильмень назвали Шелонь. А реку, текущую обратно, назвали Волхов, в честь сына князя Словена. Старший сын князя был "бесоугодник и чародей", и злым был среди людей, и бесовскими ухищрениями многие мечты свои исполнял, превращаясь в образ зверя - злого крокодила, и залегал он на реке Волхов, и всех, кто не поклонялся ему - он топил, или "пожирал". Люди его негласно назвали Громом, или Перуном. Поставил он небольшой городок на месте, которое Перыня называется. Там и идол Перун стоял. И по слухам об этом волхве говорили, что он богом отверженным представлялся, но был удушен в реке Волхов и тело его было вынесено на берег у его городка Перыня. (Я предполагаю, что этот городок был здесь:
Как раз достаточно места для небольшого городка того времени.
Я не буду повторять за автором его ругательных слов, с которыми он описывает Волхву, его веру языческую и могилу Волхвы, так как прослеживается нескрываемая ненависть к старой вере славян, но тот был погребён с плачем тех, кто был ему предан, и насыпь над ним была сделана высокая. А через три дня просела в том месте земля и образовалась там яма. И как поговаривают, что до сих пор эта яма ничем не наполнилась...)
Продолжение:
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии.
Читайте и подписывайтесь на Паблико:
Читайте на моем канале:
Всем Мира!
#сказание о словене и русе #история #интересные факты #мифы и легенды