Справка
Благотворительная организация «Перспективы» уже 26 лет опекает в Петербурге людей с множественными нарушениями развития, которые живут психоневрологических интернатах (ПНИ). Некоторых организации удается забрать в семьи или в дома сопровождаемого проживания. Но многих забрать невозможно.
В интернате с рождения
Юле Родиной 42 года. В дом для детей с инвалидностью (ДДИ) её отдали родители сразу после рождения. У Юли были недоразвиты ноги, семье врачи сказали, что девочка никогда не сможет ходить, а передвигаться будет только в инвалидной коляске. В первые годы жизни родители девочки несколько раз приезжали к ней и даже позже привозили с собой её младшего брата. Но потом навещать перестали, надоело, а, может, умерли — Юля не знает. В любом случае, больше к девочке никто в гости не приходил.
У Юры Мельникова медики сначала обнаружили нарушения тоже физического типа — он слишком маленький, плюс были проблемы со зрением. Впрочем, со временем у попавших в учреждения для людей с инвалидностью малышей всегда возникает как минимум задержка развития из-за недостатка внимания (в большом учреждении сотрудники физически не могут уделять всем новорожденным столько же внимания, сколько бы это делали родители). Юра на четыре года младше Юли, и когда он попал в интернат, заботливая девочка взяла над ним шефство. Она помогала мальчику и даже учила его ходить, хотя сама не умела. А потом подросший Юра стал платить ей заботой за заботу. Так началась тесная дружба.
Юля старше, и из ДДИ её перевели в ПНИ, конечно, раньше. Три года они не виделись, а потом подросшего Юру тоже перевели в учреждение для взрослых. И — повезло — в тот же самый ПНИ, где находилась Юля.
— Ребята попали даже на одно отделение, — рассказывает нынешний куратор Юли от организации «Перспективы» Олег Заровный. — Продолжили общаться, и тогда же в первый раз хотели пожениться. Но не получилось.
Расписаться у ещё юных Юры и Юли не получилось из-за жилищного вопроса. Молодой семье была положена отдельная комната, а места не было. Парень, с которым Юра делил помещение, переезжать отказался.
— Он сказал, даже не думайте, что вы будете жениться, мы вам не дадим этого сделать, — вспоминает Юля в разговоре.
Неудача подкосила молодых людей, и к вопросу свадьбы они долго не возвращались. Да и общаться стали пореже.
Комната своими руками
В 2016 году Юля попала в проект «Перспектив» и уехала из интерната в дом сопровождаемого проживания. Несколько лет она жила в группе при круглосуточной поддержке специалистов и волонтеров, а потом вдруг решила, что хочет жить автономно. Надо отдать ей должное, у неё получилось. Юля сняла квартиру и стала жить там. Ее продолжали сопровождать сотрудники благотворительной организации, но в меньшем объёме.
— Юля — вообще очень самодостаточный человек. И очень творческая, — хвалит свою подопечную Олег Заровный. — Она и поёт — у нее потрясающий голос, и в театре выступает. И рисует — расписывает керамику в нашей мастерской, и её работы пользуются огромным спросом, их раскупают влёт. Когда она ушла жить сама на квартиру, её пенсии и заработка за рисунки хватало на оплату жилья, питания и ещё немного даже оставалось. Только жила на третьем этаже — это, конечно, было очень неудобно, потому что она же передвигается на коляске. И в 2022 году Юля сменила квартиру, переехала на первый этаж.
О Юре Юля не забыла. Переехав, она настояла, чтобы ей помогли его найти и привезти к ней в гости. В проект сопровождаемого проживания Юра попасть не мог по правилам «Перспектив» — у него не так много физических и интеллектуальных нарушений, вторая группа инвалидности (у Юли — первая). Поэтому забрать его из интерната могла помочь только Юля. Так она и поступила.
Сначала, правда, Юре не очень понравилось. Побыв немного в гостях, он хотел вернуться в интернат. Но Юля попросила помощи у куратора. Профессиональный психолог, Олег Заровный поговорил с обоими и догадался — Юре не хватало индивидуальности в жилье и условиях.
— И мы с Юркой стали делать его комнату буквально руками, — говорит Заровный. — Юра очень невысокий, и мы делали стол, полки специально под его рост, установили ему радиоприёмник, организовали возможность слушать музыку. В общем, сделали так, как ему хотелось. И Юра в свою комнату буквально влюбился. Кроме того, выяснилось, что он очень рукастый и любит мастерить — когда получает инструменты, вздрагивает от восторга. Видит, конечно, плохо, поэтому некоторые электроинструменты может использовать только под присмотром. Но всё равно работает с огромным удовольствием.
На свадьбу подарили утюг
А потом как-то естественно снова встал вопрос о женитьбе — тем более что ребятам было неудобно просто так жить вместе. Кураторы их поддержали. Организовали проверочный срок — заявление о регистрации брака подали в марте, а назначили свадьбу на 9 сентября. С Олегом вместе готовились, он помогал Юре выбирать кольца. Сначала тот хотел купить тонкие серебряные, но потом решился на настоящие золотые.
— И Юрка был счастлив, он себя ощутил сильным, настоящим главой семьи, — улыбается Заровный. — А с Юлей ездили, выбирали ей красивое платье.
Жених, кстати, волновался куда сильнее невесты. Но всё прошло удачно. Регистрация состоялась в ЗАГСе Адмиралтейского района. Всё было как у всех — и кольца надели, и застолье устроили и даже свадебный танец станцевали. А после регистрации, 17 сентября, молодых людей обвенчали. На свадьбу ребятам принесли цветы и подарки. Цветы Юлю очень радовали. В разговоре она всё возвращалась к ним, восхищаясь тем, что комната ими усыпана. И бытовую технику подарили — утюг, например.
— Вон висит моё белое платье. Маша (сотрудница «Перспектив» — ред.) должна была приехать, его помочь погладить перед венчанием. Она хотела взять с собой утюг, а я говорю: «Не нужно, у нас есть», — с гордостью рассказывает Юля.
Живут Юля и Юра дружно. Вместе готовят — особенно любят супы. Мечтают сварить тыквенный — но пока не удаётся, потому что почистить и порезать тыкву Юле не по силам. Юля ещё мечтает поехать вместе с Юрой в отпуск. В прошлом году она была в Ставрополе с кураторами, а Юра с ними поехать не смог. Юле же путешествовать очень понравилось. Теперь она хочет отправиться ещё куда-нибудь, но уже вместе с мужем. И сетует, что отпуск коротковат — отпускают всего на две недели (она работает в мастерской «Перспектив»), а хотелось бы уехать на месяц.
Президент благотворительной организации «Перспективы»
— Это первый брак среди подопечных «Перспектив». В целом, ситуация редкая — за 25 лет работы в интернате на 1130 человек мы видели только три подобных случая. В ПНИ мужчин и женщин почти всегда селят отдельно, вдали друг от друга, и запирают. Право свободного выхода с отделения имеют единицы. Как в тюрьме…