Российская инди-сцена всегда была богата уникальными идеями. "Вангеры", "Мор. Утопия" - игры, очень непохожие на то, что привычно западной аудитории, но зато всегда тепло принимаемые на Родине. Эпоха таких проектов, казалось, ушла уже к началу 2010-х годов, но на маркетплейсах до сих пор можно найти те или иные игры, наделённые очень богатым колоритом российского геймдева. Одна из таких игр, которая попалась мне на глаза совсем недавно - "Кужлевка".
1992 год. Посреди царящей в стране неразберихи на головы кужлёвцев — жителей обычной российской деревеньки, — сваливается ещё одно неожиданное испытание, перед которым меркнут все остальные — местом первой встречи людей с инопланетным разумом оказалась именно эта глухая деревенька, и принимать пришельцев придётся вовсе не президентам и учёным, а простым крестьянам.
Инопланетяне не спешат вступать в прямой контакт, постепенно изучая людей через их желания, которые с лёгкостью исполняются внутри летающей тарелки. Впускать туда стоит не каждого, ведь во всей вселенной не найдётся другого вида, который с такой лёгкостью бы производил на гостей дурное впечатление! Последнее слово и весь груз ответственности за каждого попавшего внутрь остаются за Валерием Михайловичем, председателем колхоза и просто самым авторитетным представителем человечества в радиусе ста километров.
- Дата выхода: 6 апреля 2023 г.
- Разработчик: Callback
- Жанр: Adventure, Puzzle
Сюжет. Лихие 90-е, фантастика, древние мифы и христианство
Начать стоит именно с сюжета, поскольку "Кужлевка" - глубоко нарративная игра, где самую главную роль играют персонажи, их диалоги и история, в которую они попали.
Действия игры разворачиваются в 1992-м году, в очень непростое для всего пост-советского пространства время. Социальная, экономическая и политическая неразбериха привела к тому, что привычная для советского гражданина жизнь перевернулась с ног на голову. Вместо партсобраний, пятилеток и колхозов в страну пришёл капитализм со всеми вытекающими.
Главный герой - Валерий Михайлович, председатель колхоза, живущий в этой самой многострадальной деревне Кужлёвка. На момент начала событий игры Валерий Михайлович не может ходить, возраст и травмы дают о себе знать. Однажды ночью, когда Валерий Михайлович по своему обыкновению сидел дома и смотрел телевизор, не забывая украшать досуг бутылкой водки и сигаретой, его дом становится местом крушения инопланетной космической тарелки. Внеземной аппарат с грохотом врезается прямо в дом, а из тарелки появляется странный механизм, который тут же вступает в контакт с телевизором Валерия Михайловича.
Теперь на героя ложится тяжёлая ответственность - именно он становится связующим звеном в попытках установления контактов между землянами и пришельцами. В этом Валерию Михайловичу помогут верные друзья - верный идеям Ленина учитель Василий, неунывающий алкаш Клим, а также милиционер Степан.
Персонажи - самая сильная часть игры. Я бы даже сказал, что в плане проработки действующих лиц нарратив "Кужлевки" можно смело оценить на твёрдую десятку. Я сам не застал время 90-х и, возможно, неосознанно упустил и не понял некоторые элементы сюжета, но у каждого человека, живущего в СНГ, среди знакомых обязательно найдётся и Клим, и Вася, и дядя Стёпа. Эпизодические герои истории - разные жители Кужлёвки, гости из других советских республик и иностранцы - все прописаны отлично и ведут себя так, как бы и повели себя такие же люди в реальной жизни. Отдаю должное сценаристу проекта.
Сюжет в игре подаётся эпизодами и рассказывает историю о том, как люди из самых разных слоёв общества пытаются общаться с пришельцами, которые обладают удивительной способностью исполнять желания. Валерий Михалыч - своего рода таможенник на границе миров, он решает, стоит ли исполнять желания того или иного человека, а если стоит - то как именно. Да, в игре прослеживается классическая концепция "исполнителя желаний" - некого абстрактного создания, которое выполняет желания, но делает это по-своему.
Например, деревенская старушка очень переживает о том, что её коза перестала давать молоко. Просьба к пришельцам у неё соответствующая - исцелить кормилицу. Желание исполняется, но по-своему. Теперь у козы здоровое вымя... на спине. А ещё одно на боку. И ещё парочка на другом боку. Короче говоря - "бойся своих желаний". Хотя, старушка в итоге осталась довольна.
Примерно половина сюжета "Кужлевки" происходит во снах главного героя. Ему снятся различные сюрреалистичные образы с отсылками на самые важные этапы его жизни. Тут и воспоминания о войне, и отсылки к популярным картинам, и даже религиозные образы (Иисус, река Стикс). Сны и явь отличаются как стилистически, так и геймплейно.
Оценка сюжета. Персонажи, как и было сказано выше, созданы практически эталонно. Сама история сохраняет интерес и внимание игрока до самого конца. Сны главного героя очень сюрреалистичны и иногда сбивают с толку, создавая ощущение, что авторы не всегда уместно старались поместить в игру скрытые смыслы и отсылки к самым разным культурам и мифологиям.
Геймплей. Симулятор межзвёздного таможенника
Не знаю, почему, но когда я впервые обратил внимание на "Кужлевку" и добавил её в свой вишлист, я решил, что игрок сможет самостоятельно, на своих двоих, изучить деревню, познакомиться с персонажами в их "привычной среде обитания" и провести собственное расследование о мистике, происходящей в этой отдалённой деревушке. Но, к моему огорчению, основной игровой процесс разворачивается лишь в доме главного героя.
Валерий Михалыч, главный герой, является инвалидом-колясочником, что приводит нас к тому, что большую часть времени игрок проведёт, неподвижно сидя за столом в своём доме. Для задумки игры этого более чем достаточно, ведь все точки интереса, такие как телевизор с загадочным инопланетным механизмом и сама тарелка, находятся прямо под боком.
Весь игровой процесс очень чётко делится на две части - реальность и сон. Днём к герою приходят друзья, знакомые, и просто люди, желающие лично испытать на себе чудодейственный космический аппарат, а ночью Валерий Михалыч погружается в собственные сны, где игрок уже получает возможность самостоятельно изучать представленное ему окружение.
Геймплей "реального" сегмента - разговор с посетителями, в ходе которых игрок узнаёт, что именно хочет человек, после чего должен решить, стоит ли исполнять это желание. Если просьба желающего удовлетворяется, то игрок должен составить запрос для космической тарелки, описывающий необходимый результат с помощью набора ключевых слов. Но правильно составленное сообщение - ещё не все. После отправки каждое обращение проходит несколько этапов обработки, в ходе которых может возникнуть ошибка, которая приведёт к тому, что желание серьёзно исказится и даст совсем не тот результат, на который рассчитывал человек.
К слову, каждый человек имеет право зайти в тарелку лишь один раз, поэтому исправить ошибки у героев уже не получится. Придётся принимать все последствия своих решений.
Во снах главного героя всё намного интереснее. Тут игрок получает возможность полноценно управлять своим персонажем. В ходе прохождения этих уровней игрок может самостоятельно исследовать локации в поисках коллекционных предметов или предметов, необходимых для выполнения задания, общаться с персонажами и решать головоломки. Да, привычный гемплей "Кужлевки" иногда разбавляется небольшими головоломками, которые представляют из себя вариации уже давно известных в индустрии элементов (повернуть четыре рычага в правильном порядке, соединить три провода с разъёмами и так далее). Это помогает немного расшевелить мозги, которые, при прохождении игры "залпом", могут устать от диалогов и ходьбы.
Отдельное большое спасибо тому герою из команды разработчиков, который дал возможность пропустить "пятнашки". Приятно, когда геймдизайнеры заботятся о игроках.
Так как игрок постоянно принимает множество решений, современная тенденция на вариативность в игровой индустрии не обошла стороной и "Кужлевку". Каждое решение, принимаемое игроком, имеет свои последствия, которые могут как и помочь каким-то людям, так и навредить. Концовок в игре также несколько. Игрок может выбрать одну из нескольких концовок напрямую в самом конце игры, но список открытых вариантов исхода истории определяется решениями, принимаемыми по ходу игры.
Оценка геймплея. Пересечение нескольких жанров позволило создать интересный игровой процесс. Диалоги перебиваются головоломками, между эпизодами основной истории игрок может "размяться" и погулять по интересным и необычным локациям. Ключевая механика, отправка сообщений в космическую тарелку, выполнена отлично и позволяет влиять на исход того или иного обращения персонажей к пришельцам с помощью нехитрых манипуляций с ключевыми словами и "ползунками", определяющими вероятность успеха.
Визуал. Нестыдный лоу-поли
Графика, чаще всего, самый слабый аспект любого инди-проекта. Именно из-за отсутствия возможности визуально изобразить все задумки нарративных дизайнеров и геймдизайнеров многие проекты лишаются потенциально интересных элементов. Нередко 3д-артисты и художники прибегают к хитростям, чтобы найти компромисс между идеями и возможностью их реализовать. В "Кужлевке" данной хитростью стал стиль лоу-поли.
Лоу-поли - стиль трёхмерного моделирования, основная особенность которого заключается в использовании как можно меньшего количества полигонов. В крупных ААА-проектах такой стиль почти никогда не встречается, но на инди-сцене лоу-поли является явным фаворитом разработчиков наравне с вокселями. Важно помнить, что красивая и качественная модель не обязательно та, в которой каждая морщинка на лице персонажа имеет пару сотен полигонов.
Несмотря на использование низкополигонального моделирования, при правильном подходе к созданию моделей картинка может выйти очень стильной и запоминающейся. С "Кужлевкой" именно такая история. Каждый персонаж визуально отличается от остальных, вы никогда не перепутаете двух людей. Тут можно только похвалить разработчиков за то, что они смогли, несмотря на серьёзные ограничения в графике, добиться максимального разнообразия и выразительности каждого отдельно взятого героя.
К окружению также сложно придраться. Дом главного героя выглядит атмосферно и аутентично, а открытые локации, такие как городская улица или берег реки из воспоминания Валерия Михалыча, позволяют увидеть, насколько сильно разработчики горели своим проектом.
Оценка визуала. Многие инди-проекты хороши вопреки графике, "Кужлевка" же - благодаря. Низкополигональный стиль, хоть и является необходимостью в условиях малого бюджета и небольшой команды, в правильных руках способен стать очень изящным и красивым способом показать мир, в котором развивается история игры.
Звук. Легендарный Всеволод Кузнецов и Sovietwave
В данной рецензии уже была упомянута прекрасная работа над всеми персонажами игры. Нарративно - герои сделаны интересными, визуально - непохожими друг на друга. Вишенкой на торте становится озвучка этих самых героев. Если вы хотя бы поверхностно знакомы с игровой индустрией и индустрией дубляжа, то такие имена, как Илья Бледный ("Call of Duty", "Fortnite") и Борис Репетур ("Mafia", "Fallout") для вас точно не пустой звук. Ну и как же обойтись без упоминания легендарного и всеми любимого ведьмака из Ривии - Всеволода Кузнецова! Если бы персонажи в "Кужлевке" были прописаны плохо, никто бы этого не заметил из-за прекрасной работы актёров озвучки.
Музыкальное сопровождение также выполнено на хорошем уровне. Лично я узнал здесь мотивы жанра Sovietwave, электронная музыка сопровождает игрока на протяжении всего игрового процесса. Особенно мне запомнился трек, играющий в момент, когда главный герой вместе со своим сыном "воскрешает" известного рок-музыканта. Другие мелодии звучат ненавязчиво и настраивают игрока на погружение в немного загадочную атмосферу далёкой деревни Кужлёвка.
Не знаю, закладывался ли такой смысл в музыкальное сопровождение изначально, но вся игра так или иначе пропитана ностальгией по недалёкому советскому прошлому. Любители жанра Sovietwave прекрасно знают, что данное направление электронной музыки строится на тех же эмоциях. Если разработчики учитывали это при выборе композиций для "Кужлевки", то это добавляет им несколько очков в карму, а если такая связь возникла неосознанно, то это не отменяет того факта, что данная находка добавляет глубины всему проекту.
Оценка звукового и музыкального сопровождения. Озвучка - выше всяких похвал. Достаточно изучить список актёров, принимавших участие в записи реплик для "Кужлевки", чтобы понять, насколько хорошим получился конечный результат. Музыка в большинстве случаев не привлекает к себе лишнего внимания, а лишь ненавязчиво помогает игроку погрузиться в атмосферу игры. Несмотря на это, некоторые треки достойны отдельного внимания.
Итог
"Кужлевка" - отличный пример того, что при наличии хорошей идеи и правильных специалистов, действительно любящих то, что они делают, даже небольшая команда способна создать уникальный и интересных во всех смыслах проект. Людям, уже переигравшим во все известные им игры и ищущим что-то новое, "Кужлевка" может предложить уникальный игровой процесс, не сложный и не слишком запутанный. Приятная графика и звуковое сопровождение позволят получить дополнительное удовольствие игры. Сюжет не слишком сложный и не изобилует неожиданными поворотами и эпиком. Несмотря на фантастические элементы, сюжет "Кужлевки" очень приземлённый и рассказывает историю не о внеземных цивилизациях, покорении космоса и войне миров, а об обычном человеке Валерии Михайловиче из обычной деревни Кужлёвка и его совершенно обычных друзьях, которые волей случая попали в загадочную, но в корне своём незамысловатую историю.
Игра доступна на всех популярных игровых маркетплейсах (Steam, EGS, VK Play) и я решительно рекомендую ознакомиться с "Кужлевкой" всем геймерам, неравнодушным к небольшим и ламповым инди-проектам.