Найти тему
Школа Вокала.

Великая певица с уникальным голосом Фелия Литвин в дни триумфа и в конце жизни.

В статье Голос расширенного диапазона. Трудности определения и развития я писала про эту певицу.

Например, репертуар Фелии Литвин – одной из лучших исполнительниц партий в операх Вагнера, обладавшей «феноменальным по силе и широте диапазона голосом (в две с половиной октавы с контральтовым регистром от нижнего соль до верхнего ре)» , включал свыше сорока партий –
от колоратурных партий Джильды (Дж. Верди «Риголетто») и Виолетты (Дж. Верди «Травиата»)
до меццо-сопрановых Кармен (Ж. Бизе «Кармен») и Далилы (К. СенСанс «Самсон и Далила»).
Фелия Литвин
Фелия Литвин

В этой статье ее цитаты и советы из книги "Моя жизнь и мое искусство".

Но это возможность посмотреть на настоящие ощущения певицы в разные периоды жизни: когда она поет на сцене и когда не поет.

В первой описание дня, где она выступает, во второй описание жизни ,где уже нет ни театра, ни выступлений.

Жизнь на сцене.

Все, кто не знает ,что на самом деле быть певицей-это огромный труд, железная дисциплина, постоянное выучивание новых партий и постоянные ограничения, чтобы "быть в голосе" видит только красивую сторону жизни известного человека.

Поистине служить театру можно только полностью и преданно ,потому что все в твоей жизни ты подчиняешь этому служению. Только так ты получаешь то, ради чего все это делается-счастье выступать и петь на сцене.

Весь день я думала о предстоящем выступлении, стараясь сосредоточиться на своей роли.
Я не разговаривала с домашними и никого не принимала. Во второй половине дня немного лежала.

Прежде чем идти в театр, примерно полчаса распевалась. Приезжала в театр я всегда за 1,5-2 часа до начала спектакля.

Усевшись за гримировальный столик, чувствовала себя счастливой, как королева: я ужасно любила подкрашивать глаза, губы и вообще прихорашиваться.

Как только я надевала костюм, я начинала жить в образе моей героини. Мне хотелось как можно скорее выйти на сцену. В этот момент артистка должна забыть обо всем, кроме своей роли.
Помните, вы теперь не певица, а героиня оперы. В вашей душе должен жить не низменный страх, а благородное волнение, без которого вы не сможете выполнить свою артистическую задачу.

Вернувшись домой, съешьте легкий ужин для того, чтобы восстановить силы, а на другой день отдыхайте.

Фелия Литвин День певицы.
Фелия Литвин
Фелия Литвин

Жизнь без сцены.

Когда жизнь на цене заканчивается, то чаще всего становятся педагогами. Это совершенно другая роль и это не простой переход- со сцены в зрительный зал.

Для певицы, которая привыкла к аплодисментам, овациям и восторженному признанию публики, отсутствие сцены может вызывать тоску и ностальгию. Все эти годы они делили свое талант с людьми и получали обратную связь от зрителей. Теперь, когда они больше не могут исполнять на сцене, пустота и чувство утраты.

Но в этом есть свои плюсы!

После завершения карьеры приходит облегчение и освобождение от постоянного стресса и давления, связанного с выступлениями. И теперь можно наслаждаться свободой от подготовки к гастролям, репетиций и требований профессиональной сцены.

По себе могу сказать, что расслабление после постоянного напряжения, потому что ты должен быть "всегда в голосе" и "выглядеть блестяще"-это самый жирный плюс. И оно приходит только через несколько лет.

Жизнь после сцены для певицы может быть смешанной эмоциональной гаммой. От тоски по сцене до радости передачи опыта и свободы от стресса, они находят новые способы наслаждаться музыкой и искусством. Преподавание становится их способом передать свое наследие следующему поколению, а новые увлечения и возможности помогают им продолжать исследовать и развиваться в мире музыки.

Живу я очень уединенно и почти нигде не бываю, разве что на концертах моих учеников.
Я очень устала, да и как не устать, столько раз пережив на сцене жизнь моих героинь! Воплощая их образы, мне приходилось быть то нежной, то трагической, то трепещущей от страсти. А сколько раз я умирала на сцене! Все мои способности были отданы музыке, поэтому сейчас я только жалкий литератор, который просит читателя быть снисходительным: этой книгой я не преследовала никаких литературных целей, я просто хотела рассказать о своей жизни. Если мой сценический путь был окружен ореолом славы, то расплата за нее была суровой: денежные затруднения, неприятности, чинимые завистниками... Правда, с подобными неприятностями мне приходилось сталкиваться и в расцвете карьеры, но тогда они причиняли меньше боли.
Я зажгла на оперном небосклоне целую плеяду звезд, а многие из моих учениц, еще не ставших звездами, подают большие надежды.
Из моей семьи уже никого нет в живых, я почти не пою, и все силы, которые у меня остались, отдаю своим ученикам. Кроме того, я стараюсь по мере сил скрасить жизнь тех, кого я люблю. А потом — ведь у меня остается моя любимая Франция!
Многие из друзей забыли меня. И, действительно, кому я теперь нужна, развенчанная королева подмостков!
Была ли я счастлива? Не всегда.. . За все свои счастливые минуты я заплатила страданиями и печальным концом, мое сердце — вместилище ск орби... Впрочем, в душе моей всегда жила грусть, но я не хотела докучать друзьям, и меня считали веселой. А на самом деле я не любила ни развлечений, ни веселья. Самой большою радостью были для меня мой труд и мои артистические успехи.
Фелия Литвин. Моя жизнь и мое искусство.

Фелия Литвин
Фелия Литвин

А вот еще, напоследок, признание певицы о пении, как о смысле и образе жизни.

Я вас уверяю, что читая эти строки любая певица скажет тоже самое, великая она или нет. Все тоже самое! Я прошла все это.

Петь — значит жить ... Смысл существования заключался для меня в пении. Когда случались легкие простуды, мне казалось, что я умираю от тоски. А сколько раз мне приходилось петь больной, выручая директоров, которые всегда умели меня разжалобить.
Петь — это жить. Когда я стала петь лишь для своих учеников на уроках, я поняла, что моя прежняя жизнь кончена, а теперь начинается другая, состоящая из самоотречения. Правда, научить других тому, что доставляло тебе самой столько радости, это тоже радость!
Портрет мадам Фелии Литвин в роли Елены
Портрет мадам Фелии Литвин в роли Елены

Несколько советов от Фелии Литвин.

1.Тому, кто хочет добиться успеха, нужны три вещи:

  • сознательная и систематическая работа,
  • удовлетворительный голос
  • и терпение.

2.Упражняйтесь как можно больше! Упражнения в беглости сделает ваш голос гибким.

3.Верхние ноты не должны быть слишком открытыми, тут все дело в положении рта. Ученик сам должен выбрать наиболее удобное, но правильнее открывать рот вширь, не забывая, чтобы звук был круглым... Пойти в «крышку», а не в «коробку». «Крышкой» я называю верхнюю челюсть, а «коробкой» — нижнюю...

4.Произношение в пении совсем не то, что произношение в обычной речи. В пении от произношения требуется идеальная четкость, которая сделала бы ясно слышимым каждое слово, не мешая при этом певцу передавать различные оттенки чувств и не утомляя его голоса.

5.«Маленькая рыбка»:откройте рот и выдвиньте верхнюю губу наподобие полки над камином. Так вы создадите благоприятные условия для попадания голоса в маску. Это положение рта следует сохранять в интервале от нижнего ля до нижнего ми, и от до-диез до ми среднего регистрам.

6.«Львиная пасть». Высокие ноты должны звучать на итальянский манер. Иными словами, они должны быть широкими, ясными и звучными, но не плоскими и не белыми. Чтобы добиться этого, нужно широко открыть рот, как бы раздвинув его зевком: опустить нижнюю челюсть, поднять верхнюю и обнажить верхние зубы. Эта позиция хороша в интервале от верхнего фа до вашего верхнего предела; если вы в этот момент взгляните на свое горло в зеркало, вы увидите перед собой настоящую львиную пасть!

И в чем суть этой статьи ?

Жизнь на сцене дает возможность певице сыграть много ролей и прожить много жизней, а жизнь вне сцены дает возможность передать свой опыт, чтобы подготовить других выйти на сцену и сыграть эти роли и тоже прожить много жизней.

«Чем была бы моя жизнь, если бы я не спела эту царицу ролей? Как только раздавались божественные звуки вступления, драма овладевала всем моим существом, и когда поднимался занавес, то на ложе покоилась уже не Фелия Литвин, а Изольда.
С той поры, как я ушла со сцены, я ни разу не слышала «Тристана» и никогда его не услышу. Но в мой последний час, о Рихард Вагнер, на моих сомкнутых устах умрет дыхание Изольды!»
(из интервью Фелии Литвин газете "Матен" в связи с 50-летием со дня смерти Рихарда Вагнера)
Фелия Литвин в роли Изольды.
Фелия Литвин в роли Изольды.