Найти тему
Школа Вокала.

Голос расширенного диапазона.Трудности определения и развития.

Расширенный диапазон в академическом вокале позволяет петь партии от контральто до колоратуры. В эстраде от самых низких до самых высоких по тесситуре песен.

Этот уникальный, и, можно сказать, универсальный тип голоса называют «голос расширенного диапазона», soprano sfogato (сопрано свободное), soprano assoluto (сопрано абсолютное).

Основная особенность голоса расширенного диапазона.

Это очень большой рабочий диапазон в две с половиной или даже в три октавы: в среднем от фа малой октавы до фа третьей октавы. Обычно рабочий диапазон полторы октавы.

Например, репертуар Фелии Литвин – одной из лучших исполнительниц партий в операх Вагнера, обладавшей «феноменальным по силе и широте диапазона голосом (в две с половиной октавы с контральтовым регистром от нижнего соль до верхнего ре)» , включал свыше сорока партий –

  • от колоратурных партий Джильды (Дж. Верди «Риголетто») и Виолетты (Дж. Верди «Травиата»)
  • до меццо-сопрановых Кармен (Ж. Бизе «Кармен») и Далилы (К. СенСанс «Самсон и Далила»).
Фелия  Литвин
Фелия Литвин

В качестве примера, характеризующего голоса расширенного диапазона, можно привести описание голоса Джудитты Паста, принадлежащее Стендалю. В своем романе «Жизнь Россини» писатель, который неоднократно слышал Джудитту Паста в оперных спектаклях, посвятил целую главу описанию голоса этой певицы. «Диапазон голоса г-жи Паста огромен. У нее очень звучное нижнее ля, и в то же время она поднимается до до-диеза и даже высокого ре. Г-жа Паста обладает редким преимуществом – она исполняет контральтовые партии с тем же успехом, что и партии сопрано…», – пишет Стендаль о Джудитте Паста.

Джудитта Паста
Джудитта Паста

На протяжении XIX-XX веков было немало исполнителей, которые оставили яркий след в истории мирового музыкального искусства и обладали уникальными вокальными данными, позволявшими исполнять оперные партии, предназначенные для различных типов женских голосов (контральто, меццо-сопрано, драматического, лирического и даже колоратурного сопрано):

  • М.Малибран (1808-1836),
  • П.Виардо (1821-1910),
  • К.Ферни-Джиральдони 0841-1923),
  • Дж.Паста (1797- 1865),
  • Дж.Гризи (1811-1869),
  • Р.Понсель (1897-1981),
  • Л.Генчер (1924-2008),
  • М.Каллас (1923-1977),
  • Дж.Сазерленд (1926-2010),
  • Ф.Литвин (1861-1936),
  • Е.С.Уранова-Сандунова (1772-1826),
  • Е.А.Массини (1838-1912),
  • Н.С.Ермоленко-Южина (1881-1937) и другие.

Их рабочий диапазон позволяет равноценно, без дополнительных усилий и нагрузок для голоса, звучать на протяжении всего диапазона: в нижнем, среднем и верхнем регистрах. Эти голоса имеют насыщенное звучание грудного регистра, характерное для контральто; объемный «бархатный, теплый» средний регистр, характерный для меццо-сопрано, и колоратурную легкость и беглость на верхнем участке диапазона.

Как определить голос расширенного диапазона.

На начальном этапе очень трудно определить какой это тип голоса.

Голос расширенного диапазона, как правило, при первом же прослушивании вызывает неоднозначную оценку в определении типа голоса в связи с сочетанием качеств, типичных одновременно для меццо-сопрано и высокого сопрано:

  • темная тембральная окраска голоса,
  • наличие явно выраженного перехода из грудного в средний регистр,
  • яркий, полнозвучный, насыщенный грудной регистр характерны для меццо-сопрано и для контральто,
  • а подвижность и легкость голоса при пропевании высокой тесситуры, колоратурная беглость свойственны для высокого сопрано.

Принято считать, что лучше ошибиться в сторону баритона или меццо-сопрано и позднее прийти к заключению, что приходится иметь дело с драматическим тенором или драматическим сопрано.

Определение типа голоса предполагает, какой репертуар и какой тесситуры, будет исполнять ученица и в процессе занятий, то есть какой участок диапазона голоса будет подвержен наибольшей нагрузке.

Традиционно голоса определяют:

  1. Женщин обычно делят на три группы: сопрано, меццо-сопрано и контральто.
  2. Мужчин обычно делят на четыре группы: контртеноры, теноры, баритоны и басы.
типы голоса
типы голоса

Известно, что развивать голос вначале нужно на центральном участке диапазона.

Но что будет в этом случае с голосом расширенного диапазона?

Если голос расширенного диапазона будет определен как сопрано, особенно лирико-колоратурное или колоратурное сопрано, то во время пения большую нагрузку будет испытывать верхний участок диапазона.
Особенно негативно на голосе будет сказываться длительное пропевание тех произведений сопранового репертуара, в которых практически отсутствуют нижние ноты грудного регистра. Впоследствии это может привести сначала к тембральной блеклости голоса и нечистому интонированию на верхнем участке диапазона (ля второй октавы – до третьей октавы), а затем к потере верхних нот диапазона и уменьшению звучности и объема.
Определение голоса расширенного диапазона как меццо-сопрано может привести к меньшим негативным последствиям, но здесь также есть свои нюансы. Следует заметить, что в основе своей природы голоса расширенного диапазона относятся все-таки в большей степени к низким альтовым голосам.
Куфтыева. Голоса расширенного диапазона. Значение определения типа

О низкой природе голосов расширенного диапазона может свидетельствовать развитие певческой карьеры некоторых певиц:

  • М. Каллас начала заниматься вокалом как меццо-сопрано.
  • Джоан Сазерленд выступала сначала в роли меццо-сопрано, затем – драматического сопрано и, наконец, колоратурного.
 Джо́ан Са́зерленд
Джо́ан Са́зерленд

Но как тогда развивать голос расширенного диапазона?

Развитие голоса расширенного диапазона как меццо-сопрано, может иметь меньше негативных последствий. Но пение упражнений и произведений на ограниченном среднем участке диапазона без пропевания верхних нот (ля второй октавы – до третьей октавы) также приводит к потере крайних верхних нот диапазона.

Таким образом, для голосов расширенного диапазона особенно на начальном этапе обучения необходим:

  • строгий баланс между грудным и головным резонаторами
  • недопустимость превалирования одного резонатора над другим,
  • равномерная нагрузка на все участки диапазона.

Какие участки для равномерной нагрузки у расширенного диапазона:

  1. нижний (от ре – ре-диез первой октавы вниз до фа малой октавы),
  2. средний (от ми – ми-бемоль первой октавы до фа – фа-диез второй октавы)
  3. верхний (от фа-диез – соль второй октавы до до третьей октавы и выше).

Определить, что у вас голос расширенного диапазона можно случайно.

О таком случае писала в статье

"История вокального искусства знает случаи, когда профессиональные вокалисты, интуитивно используя подобный метод, достаточно заметно совершенствовали свое вокальное мастерство, вплоть до смены типа голоса и манеры звукообразования.

Так, например, случилось с выдающимся итальянским тенором Карло Бергонци. Поначалу певец выступал на сцене как баритон, хотя без особого ycпеха (ибо это была не его природа голоса).

Однако однажды, распеваясь перед спектаклем, Бергонци неожиданно взял высокое теноровое до. Затем стал nocтепепно распространять это звучание, эту позицию звука на средний и низкий регистры.

После трех месяцев самостоятельной работы neвец начал с блестящим ycпeхом выступать на профессиональной сцене, но уже в качестве тенора!

Карло Бергонци
Карло Бергонци

А можно долго петь как низкий голос в эстраде, например, или академе ,как меццо или контральто, но интуитивно чувствовать непреодолимую тягу высоким нотам. И, если это не дает вам покоя, значит у вас голос расширенного диапазона и какой -то его участок просит проявления.

Пение
3339 интересуются