Они познакомились в 1906 году. Бунину к тому времени исполнилось 36, за его плечами остались 2 неудачных брака – фактический и законный. Вера была на 10 лет моложе, и у её родителей перспектива жизни дочери с Буниным восторга не вызывала.
Невзирая на это, их союзу суждено было продлиться 46 лет и стать не только рекордно долгим, но и самым двусмысленным и скандальным в истории русской литературы. Но обо всём по порядку.
«...У них вечные романы и у некоторых по нескольку жен»
Вера Муромцева и Иван Бунин встретились на литературном вечере в Петербурге и больше не расставались – общались, занимались переводами, посещали выставки и литературные собрания, а через год стали жить вместе, но вступить в законный брак не могли: законная жена Ивана Алексеевича Анна Цакни не давала ему развода. Обвенчаться с Верой ему удалось лишь в 1922 году в Париже, уже будучи в эмиграции.
Сдержанная утончённая девушка с безупречными манерами, Вера происходила из состоятельной аристократической семьи и получила прекрасное образование. Возможно, она могла показаться несколько холодной и закрытой, но на самом деле это было всего лишь следствие строгого семейного воспитания. Знавшие Веру люди описывали её как женщину редкой доброты и душевного благородства, которая мечтала всех вокруг видеть счастливыми. И как удивительную красавицу.
Она признавалась, что «никогда не хотела связывать своей жизни с писателем. В то время почти о всех писателях рассказывали, что у них вечные романы и у некоторых по нескольку жен».
Но свою жизнь с писателем всё-таки связала. И участи узнать, что такое быть не единственной женой своего мужа, тоже не избежала.
«Любить Веру? Это всё равно что любить свою руку или ногу.»
На следующий год совместной жизни молодая пара отправилась в путешествие на Восток – Бунины побывали в Палестине, Сирии и Египте. Первые их совместные годы были счастливыми, полными любви и взаимопонимания. Иван Алексеевич много писал, жена всегда была рядом. Она с лёгкостью согласилась оставить родных, учёбу, увлечения ради любимого. Заботливая Вера с душой занималась домом, обеспечивая мужу комфорт и уют. Занималась и литературным трудом – публиковала фельетоны, очерки и заметки.
Заботу и любовь жены писатель воспринимал как должное, а на вопрос, любит ли он свою жену, ответил: «Любить Веру? Это всё равно что любить свою руку или ногу.»
В дорогу дальнюю
Революционные события 1917-1818 гг. Бунин воспринял как национальную катастрофу. Весной 1918 года супруги уехали из Москвы в Одессу, через полгода – в Константинополь и далее в Париж. Домой один из самых значимых русских писателей ХХ века не вернулся уже никогда.
Поселились Бунины на юге Франции, в Грасе, знаменитом на весь мир своими цветами и духами. Здесь они и обвенчались спустя 16 лет семейной жизни. Правда, к тому времени назвать её счастливой было уже нельзя – между мужем и женой наступило заметное охлаждение.
Ученица и наставник
Вера была истинным верным другом Ивана Бунина, с ней он достиг вершин своего литературного призвания, с ней навсегда оставил родину и отправился в эмиграцию. Но для творческого вдохновения ему были необходимы иные, нежели только дружеские чувства. И лавры своего прославленного мужа Вере пришлось разделить с другой женщиной.
Гром грянул в 1927 году, когда Бунин познакомился с молодой поэтессой Галиной Кузнецовой и потерял голову от любви к ней. Кузнецова была на 30 лет моложе, но ответила на чувства 56-летнего писателя, уйдя к нему от мужа. Вере Николаевне, жене и другу, Бунин представил Галину свою как ученицу, которую он намерен учить писать стихи. Но Вера прекрасно знала, какого рода отношения сложились у её мужа с этой молодой дамой.
Сначала они тайно встречались в парижской квартире Буниных, но совсем скоро о романе титулованного писателя заговорила вся французская русская эмиграция. Но расставаться с женой Бунин не хотел - слишком родными людьми они стали за долгие годы совместной жизни, слишком много пережили вместе. Да и жизнь на два дома ему быстро надоела: уютное семейное гнездо в Грасе с хорошей стряпнёй Веры, которая в отличие от Галины была замечательной хозяйкой, показалось ему наилучшим выходом.
Веру Николаевну он поставил перед фактом, что Галина поселится вместе с ними как его личный секретарь, приёмная дочь и ученица. Вера смирилась – она хорошо знала, насколько Ян, как она называла мужа, нуждается в её заботе, участии и поддержке. И не оставила дом, в который муж открыто привёл молодую любовницу. Вот что Вера Николаевна пишет в своём дневнике: «Я вдруг поняла, что не имею права мешать Яну любить, кого он хочет… Только бы от этой любви было ему сладостно на душе».
"Ян мне никогда не изменял"
Этот тройственный союз продлился 7 лет, вызывая бурю кривотолков в эмигрантской среде. Бунина обвиняли в безнравственности, Веру – в том, что ни одна уважающая себя женщина на её месте не позволила бы так поступить с собой. Марина Цветаева Верой восхищалась: «Вера стерпела – и приняла. Все ее судят, я восхищаюсь. Бунин без нее, Веры, не может – значит осталась: поступила как мать…».
Надо ли говорить, какая атмосфера царила в этом доме? Все всё знали и понимали, но считали своим долгом соблюдать внешние приличия. Но как ни странно, время понемногу стирало острые углы. Вера до самоотречения любила мужа и была готова ради него на всё – согласилась даже с тем, чтобы женщина, которую любил он, стала частью их семьи. На девятый вал разговоров и сплетен отвечала: «Ян мне никогда не изменял»...
Вместе они работали над изданием его рукописей, вместе жили в крайней бедности – доходило до того, что не было возможности покупать чернила, чтобы Бунин мог писать. Осенью 1933 года ему была присуждена Нобелевская премия по литературе с денежным содержанием в размере 715 тысяч французских франков. На церемонии вручения премии рядом с ним были две женщины – возлюбленная Галина и жена Вера.
Бедность осталась тяжким воспоминанием. На премиальные деньги Бунин покупал им обеим драгоценности и меха, помогал нуждающимся русским эмигрантам, делал взносы в благотворительные фонды. Жизнь странной семьи, казалось, входила в нормальную колею.
***
Всё рухнуло в один день, когда Галина оставила писателя ради другого предмета обожания. Точнее, другой. Её звали Марга Степун, она пела в опере. Страсть захватила обеих женщин настолько, что они пожелали жить вместе. Но вот беда – кроме дома Бунина им, не имевшим ни жилья, ни денег, идти было некуда, да и незачем. Так Галина Кузнецова и Марга Степун поселились вместе с Буниными. Теперь уже Ивану Алексеевичу пришлось наблюдать в непосредственной близости от себя роман любимой женщины с другой женщиной.
Странности человеческой души
Но и это ещё не всё. В 1929 году в доме Буниных в Грасе поселился писатель-эмигрант Леонид Зуров. Он воспылал чувствами к Вере Николаевне, которая была намного старше и относилась к нему как к сыну и никак иначе. Разыгралась нешуточная драма: Зуров предпринимал попытки свести счёты с жизнью, а встрепенувшийся Бунин сходил с ума от ревности, забывая о Галине.
Дом в Грасе Марга и Галина оставили лишь в 1942 году, перебравшись в США. Они были вместе до конца жизни.
А любящая и преданная Вера Николаевна Муромцева-Бунина посвятила остаток жизни всё тем же заботам о постаревшем муже. Незадолго до его смерти она записала в дневнике: «Ян третьего дня сказал, что не знает, как переживет, если я умру раньше него... Господи, как странна человеческая душа.»