Найти в Дзене
Navygaming Channel

Сражение у мыса Тендра 1790 года - памятная дата, но уточним подробности

Сегодня, 9 сентября (29 августа по ст.ст) - очередная годовщина победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецким флотом. Событие прошло как то незаметно на информационных ресурсах, разве что в "Мире кораблей" активировали специальную акцию, для повышения активности в игре, ну и для напоминания об этом Дне воинской славы России. А ведь это сражение до сих пор представляет собой большой интерес несмотря на то, что о нем постоянно писалось и пишется в советских и российских изданиях о военно-морском искусстве и истории российского флота. И на мой взгляд хорошо, что и в настоящее время появляются статьи и целые книги, посвященные в том числе и этому сражению, в ходе которого, правда не был разбит целый флот, но его результаты были существенны как на тактическом, так и стратегическом уровне.

А.А.Блинков "Сражение у мыса Тендра", 1955 год
А.А.Блинков "Сражение у мыса Тендра", 1955 год

Как мы помним, в августе (по ст.ст) 1790 года турецкая эскадра капитан-паши Гуссейн-паши (10 линкоров и "значительное число" фрегатов и вспомогательных судов) появилась на виду Балаклавы и Георгиевского монастыря, но Ф.Ф.Ушаков, не имея соответствующих распоряжений Г. А. Потемкина, ввязываться в бой не стал. Между тем, турецкий флот занял позицию между Тендрой и Гаджи-беем, закрыв путь из Днепровско-Бугского лимана в Дунай, и уже после этого Г.А.Потемкин потребовал от Ушакова немедленного выхода в море и победы над турками. Вот так просто - "выйти и победить"!

25 августа 1790 года (по старому стилю) Севастопольская эскадра (10 линей­ных кораблей, 6 ФР, 1 бомбардирский корабль, 17 крейсерских судов, 2 брандера) вышла из Севастополя к Тендре. Утром 28 августа (8 сентября по н.ст.) Ф.Ф.Ушаков появился у Тендры, где и обнаружил стоящими на якорях турецкие корабли. Ушаков повел эскадру на Гуссейна, отказавшись от традиционного перестроения в линию баталии. Турки, которые заметили приближение русского флота, начали спешно рубить якорные канаты. Капитан-паша собирался избежать сражения и оторваться от рус­ских, поскольку находился в невыгодной позиции.

Однако Ф.Ф.Ушаков продолжил активное преследование противника прямо в походных порядках (в ордере трех колонн). В результате над арьер­гардом турок нависла угроза боя, причем в окружении. В сложившейся ситуации Гуссейн-паша решил отказаться от продолжения «отступления» и начал выстраивать линию баталии правого галса. И практически сразу (около 15.00) на нее обрушились русские корабли, успевшие благодаря сигналу Ф.Ф.Ушакова прямо на ходу перестроиться в линию баталии.

Бажанов Петр Николаевич (1851 - 1913). Портрет Федора Федоровича Ушакова. 1912.
Бажанов Петр Николаевич (1851 - 1913). Портрет Федора Федоровича Ушакова. 1912.

Казалось бы теперь все должно пойти по "классике" линейной тактики, несмотря на первый этап, который заставил турок "нервничать". Да атака получилась линия против линии, но шаблонной она не стала. Направляя главный удар против турецкого авангарда, где сосредото­чились флагманы неприятеля, Ф.Ф.Ушаков сосредоточил против них 6 своих линейных кораблей, да еще и заранее выделил «корпус резерва» (фрегаты «Иоанн Воинственник» (40 пушек), «Св. Иероним» (40 пушек), «Покров Богородицы» (40 пушек). Как пишет В. Ю. Грибовский, сосредоточил 68% всех орудий эскадры на главном направлении! В результате завязался бой, получившийся довольно скоротечным, а главное - неоднозначным.

И тут появляются интересные аспекты, которые чаще всего отсутствуют в официальных описаниях боя. Дело в том, что Ф.Ф.Ушаков по ходу боя явно стремился к сближению с противником, однако многие капитаны, судя по журналу «Рождества Христово», такого желания не испытывали.

Это удивительно, но это так - действия отдельных командиров кораблей заставляли Ф.Ф.Ушакова раз за разом поднимать сигналы о сближении с противником. В архиве РГАВМФ сохранился журнал "Рождества Христово" в котором отражены эти команды:

«В четверть 4 часа авангардии кораблю "Георгию" сигналом велено еще спуститься ближе к неприятелю, а задним прибавить парусов и предвидено, что неприятельский турецкий флот, не терпя жестокого от нас огня с вели­кою живостью на него производимого, начал уклоняться под ветер, а мы, спускаясь на него беспрестанно, умножали огонь еще сильнее. В 5-м часу ветер брамсельный, ясно, сияние солнца. В начале часа сделан был от нас сигнал резерву итить на вспоможение передовой части флота. В ¼ часа неприятельский вице-адмиральский корабль поворотил к нам контр-галсом, который недошед мало, лег с нами одним галсом, с которым поверстав­шись мы против оного открыли огонь, который, стал спускаться назад своей линии В 1/2 часа кораблям Владимиру и Иоанну Богослову от нас сигналом велено прибавить парусов, а мало спустя кораблю Георгию спуститься ближе на неприятеля. В 3/4 часа кораблям Марии Магдалине, Владимиру и Георгию спуститься под ветер. В 5 часов всем флоту приближаться к неприятелю.
Ход боя на картине 18 века
Ход боя на картине 18 века

Но как бы то ни было, турки, терпя урон, скорее всего, все же сохранили боеспособность, что и позволило им относительно безболезненно выйти из боя в районе 17.00, пользуясь преимуществом своих кораблей в скорости (в том числе). И вот тут можно встретить частые (привычные) утверждения с российской стороны, что турки делали это (отступали) в беспорядке, "позорно бежали", получив напоследок существенный урон на кораблях капитан-паши и трехбунчужного паши Сеит-бея. Также традиционно указывается, что русскими была начата активная погоня, которая длилась до 20.00, когда темнота и большая ско­рость позволили туркам скрыться из вида. То есть русские корабли ТРИ часа старались догнать "разбитого" и "бежащего" противника, но сделать это не смогли.

Описанная картина содержит в себе явное противоречие, впервые я обратил на него в работах А.А.Лебедева (в его путеводителе по морским сражениям русского парусного флота).

Согласитесь, сильно избитый противник со 100 м дистанции боя просто не мог бы столь легко оторваться и уйти от мало пострадавших русских кораблей. Другое дело, если взять за основу рас­стояние не менее 2 кбт между флотами, движение Севастопольской эскадры соединенной группой (пусть в виде фронта) и откровенные требования Ушако­ва от части командиров идти на сближение с противником, зафиксированные в журнале «Рождества Христово», то произошедшее вече­ром 28 августа (8 сентября) 1790 года становится вполне понятным, и уже обоснованным. Как думаете?

В любом случае, с наступлением темноты первая часть сражения 28 августа (по новому стилю - 8 сентября) была закончена. И по сути закончена без каких то видимых результатов, кроме как нанесения материального и морального ущерба турецким кораблям.

На рассвете же 29 августа выяснилось, что большого отрыва у турок все же не получилось - их эскадра была отчет­ливо видна на горизонте. Ф.Ф.Ушаков немедленно воз­обновил погоню, причем рискнул направить против двух отделившихся турецких кораблей отдельный отряд, разделив свои силы. И это принесло результат: хотя основные силы эскадры Гусейн-паши все-таки смогли уйти в море, оба отделившихся линейных корабля были отрезаны, а к 10.00 настигнуты.

В своем рапорте Федор Федорович писал: «В 10 часов пополуночи передовые нашего флота догнали в близость и упомянутый адмиральский неприятельский корабль. Из наших, находясь ближе всех к нему, корабль ''Св. Андрей" первый вступил с ним в бой и, гнавши, подходил еще к нему на ближнюю дистанцию, и подбил фор-марселъ, причем оный неприя­тельский корабль ход свой уменьшил, почему подоспел еще к нему корабль "Георгий", а за ним "Преображение" и еще некоторые корабли подошли из-под ветра, переменяя один другого, производили жестокий огонь ...».

Для справки: здесь имеются ввиду линейные корабли "Св.Андрей Первозванный", 50 пушек, командир - капитан 1 ранга Р.Вильсон, "Св.Георгий Победоносец" - 50 пушек, командир - капитан 2 ранга Ф.В.Покочин, "Преображение Господне" - 66 пушек, командир - капитан 2 ранга Я.Н.Саблин.

Дальнейшие события Ф.Ф.Ушаков описал следующим образом. «Напоследок, когда начал подходить в близость к сему неприятельскому кораблю корабль "Рождество Христово", сделал я сигнал подветренным судам войти в кильватер оного корабля для того, дабы во время боя не мешали один другому, после чего корабль "Рождество Христово" подвинулся еще вперед, стал против неприятельского борта с надветренной стороны на дистанцию не более 30 сажен и в малейшее время нанес ему наижесточайшее поражение. За ним подошел и производил пальбу корабль «Георгий», а в сие время корабль «Рождество Христово» подвинулся еще вперед, весь борт оной оборотил на нос неприятельского корабля и, остановясь в таком положении готовился сделать ему лаг всем бортом, уповая, что непременно от оного должен будет он потонуть, но в сие время люди неприятельского корабля, выбежав все наверх, на бак и на борты, поднимая руки кверху, кричали на мой корабль и про­сили пощады и своего спасения; заметя оное, данным сигналом приказал я бои прекратить и послать вооруженные шлюпки для спасения коман­дира и служителей, ибо во время боя храбрость и отчаянность турец­кого адмирала 3-бунчужного паши Саит-бея столь была отчаянна, что он не сдал своего корабля до тех пор, пока остался весь разбит до край­ности, заливался водою и все три мачты сбиты долой вплоть по палубу, и густой дым от влепившегося в корму его брандскугеля начал показы­ваться так, что до распространения пожара передовая шлюпка едва успела взять только упомянутого адмирала Саит-бея, капитана кора­бля "Капитания" Магмет-Дерия, за им Мустафу-агу и прочих чиновни­ков 17 человек, а другие шлюпки за объятием корабля огнем пристать не могли и при крепчайшем ветре и нашедшем шквале с поспешностью удалились на ближние суда, после чего оный корабль в непродолжительном времени взорвало на воздуху».

Тем временем, другая группа русских кораблей принудила к сдаче второй отрезанный турецкий корабль, который в отечественных источниках как 66-пушечный «Мелеки-Бахри». Вообще с названиями турецких кораблей не "все в порядке", )).

Линейный корабль "Рождество Христово" - иллюстрация из книги А. А. Чернышёва «Российский парусный флот»
Линейный корабль "Рождество Христово" - иллюстрация из книги А. А. Чернышёва «Российский парусный флот»

Все же был захвачен турецкий 74 пушечный корабль часто в отечественных источниках называемый "Капитания", однако, можно найти пояснение, что это слово обозначает «флагманский» («капитанский») корабль, а не его наименованием. И это более соответствует истине - сомнительно, чтобы в тот период у русских были списки турецкого флота, а на бортах их кораблей можно было прочитать их точные названия. В то же время выделить флагманский корабль можно вполне определенно. По интернет- данным Саид-бей в сражении у мыса Тендра держал свой флаг на линейном корабле под названием "Мансурие", в то время как по уточненным турецким данным можно сказать с большой вероятностью, что в плен попал 74-пушечный "Пеленг-и-Бахри", а сгорел - 86-пушечный "Мелик-и-Бахри".

Получается, стоило русским кораблям действительно сбить у противника паруса (нанести существенные повреждения) и сбли­зиться на кратчайшую дистанцию, как противник понес реальный урон, причем в короткие сроки.

Как пишет А.А.Лебедев в своей работе: "Показательная ситуация на фоне красивых отчетов по остальным погоням за турецкими эскадрами".

Подводя итоги к сказанному можно добавить, что в ходе 28-29 августа 1790 года (8-9 сентября) турки лишились двух линейных кораблей, в плен попали 733 человека, включая адмирала. Кроме того, посланные Ф.Ф. Ушаковым "крейсеры" 29-30 августа взяли еще три турецких судна - лансон, бриган­тину и плавучую батарею. Что же касается остальной части турецкой эскадры, то она ушла, не понеся каких-либо дополнительных потерь.

Существуют данные, согласно которым турецкий флот потерял при отступлении еще один 74-пушечный корабль, который затонул, а остальные корабли вернулись «прилично постра­давшими». Но эти данные вызывают сомнения. По агентурной информации, «из 14 кораблей вышедших в море, вернулись 12», так что вряд ли какой то еще ЛК был потерян, да и в турецких источниках нет сведений о потере еще одного ЛК. К тому же, если бы имелись сильные повреждения, то это не позволило бы туркам так легко оторваться от русских кораблей. В тоже время есть информация, что турецкие корабли попали в «бурные погоды», что дает объяснение причин утраты рангоута и парусов (то есть те самые повреждения).

Что касается потерь русской эскадры, то они насчитывают: 21 убитый, 25 раненых, сравнительно небольшие повреждения рангоута и парусов кораблей, например, у "Рождества Христова" была пробита навылет фок-мачта (требовалась замена), а у 50-пушечного "Св.Александра Невского" - бизань-мачта повреждена.

Сражение при Тендре Федор Федорович продемонстрировал более гибкий вариант погони, заканчивавшийся построением линии баталии лишь на последнем этапе (в предверии боя 28-го числа линия была построена лишь на послед­нем этапе), а также приемы заблаговременного формирования резерва и сосредоточения сил на флагманских кораблях неприятеля. Это что касается "тактических новинок". Вместе с тем, базовый «почерк» Ушакова остался тем же: сближение на сред­ние дистанции, действия только в составе объединенной эскадры.

Причем, речь идет именно о СРЕДНЕЙ дистанции (а не о ближней), так как будь дистанции порядка 100 м, вряд ли стороны смогли бы сохранить линии баталии, Ушаков не пришлось бы сигналами "понукать" своих капитанов о сближении.

Это подтверждает Г.А.Потем­кина в письме Екатерине II: «С каким бы я адмиралом мог ввести правило драться на ближней дистанции, а у него линия начинает бой в 120 саженях, а сам особенно с кораблем был против "Капитании" в двад­цати саженях».

Как говорит А.А.Лебедев: "... по 28-му числу мы имеем расстояние не менее 250 м, которые хоть и были дистанцией реального поражения, ближайшей никак не являлись".

Если учесть наличие немалого волнения вечером 28 августа, можно получить простое объяснение факта невозможности сочетания «тяже­лых повреждений турецких кораблей» и «их легкого отрыва от русской эскадры». Действительно, средние дистанции и «не малое волне­ние» не позволили нанести противнику больших повреждений, а погоня в сомкнутых построениях, сдерживала скоростные возможности рус­ских кораблей, равнявшихся «по слабейшему». Это подтверждает и тот факт, что стоило «Мелеки-Бахри» и «Капитании» (будем его так традиционно называть) пострадать сколько-нибудь серьезно, по-настоящему, как кораблям Ф.Ф.Ушакова оказалось совсем не сложно их отрезать.

Рисунок - корабль "Рождество Христово"
Рисунок - корабль "Рождество Христово"

В любом случае все сказанное не умаляет заслуг Федор Федоровича Ушакова и действий экипажа русских кораблей. Победа при Тендре, несмотря на то, что боль­шей части турецкого флота удалось спастись, принесла России очевидную пользу: удалось свободно перевести Лиманскую флотилию в Дунай; Черноморский флот впервые смог настолько ослабить турецкий флот, что тот прекратил свою актив­ность до конца кампании; победа получила громкий междуна­родный резонанс, упрочивший позиции Российского государства.

Сообщая Екатерине II о победе при Тендре Г. А. Потемкин писал: «Я не могу довольно описать храбрости, искусства и доброй воли команду­ющего контр-адмирала и кавалера Ушакова. Эскадренный командир бри­гадирского ранга капитан и кавалер Голенкин и все командиры кораблей заслуживают высочайшую В.И.В. милость» .

Ф.Ф.Ушаков в числе пер­вых контр-адмиралов был удостоен ордена Св. Георгия II степени и пожалования земли с 500 крестьянами в Белоруссии. Орден Св.Геор­гия III степени получил произведенный в капитаны генерал-майорского ранга Г.К.Голенкин, IV степени - генеральс-адьютант князя Потем­кина М.Л.Львов, бывший в сражении на «Рождестве Христовом». Позд­нее орденов Св. Георгия IV степени были удостоены также командиры отличившихся кораблей, причем даже те, кого Ушаков "подгонял" своими сигналами! Кроме того, многие офицеры Черноморского флота полу­чили другие награды и чины «за отличие».

Русская императрица, оценивая победу при Тендре, писала Г А. Потемкину: «Я всегда отменным оком взирала на все флотские вообще дела. Успехи же оного меня всегда более обрадовали, нежели самые сухопут­ные, понеже к сим исстари Россия привыкла, а о морских Ея подвигах лишь в мое царствование прямо слышно стало, и до дней оного морская часть почиталась слабейшую. Черноморский же флот есть наше заве­дение собственное, следовательно, сердцу близко. Контр-адмиралу Уша­кову посылаю по твоей просьбе орден Св.Егория второй степени и даю ему 500 душ в Белоруссии за его храбрые и отличные дела».

Для нас, для современной России день 9 сентября - День воинской славы, между тем, больше чем на полвека события у Тендры в 1790 году оказались забытыми. Лишь в 1856 году усилиями Р.К.Скаловского (автора книги "Жизнь адмирала Ф. Ф. Ушакова. СПб., 1856") это сражение впервые в более или менее подробном виде стало доступно читательской аудитории.

Ростислав Карлович Скаловский
Ростислав Карлович Скаловский

А вот во флоте оно было использовано еще через почти полвека - в годы Первой мировой войны, когда один из эсминцев "Ушаковской серии" получил наименование «Гаджибей» (данное сражение имело два названия). И только в СССР это событий получило широкую известность, приобретя статус одной из ключевых побед Федора Федоровича Ушакова. Даже фильм сняли - «Адмирал Ушаков» (1953 г.), хорошо для памяти и уважения!

Эсминец "Ушаковской серии", возможно тот самый "Гаджибей"
Эсминец "Ушаковской серии", возможно тот самый "Гаджибей"

Память отечества священна.