Найти тему

Музей-заповедник «Царское Село» открыл виртуальную выставку, посвященную царевне Наталье Алексеевне

Выставка охватывает период с начала XVIII до конца XIX века. Впервые одновременно показаны все одиннадцать сохранившихся ­портретов царевны, представленных в российских музейных ­собраниях. Наиболее совершенными с точки зрения мастерства считаются портреты кисти русского художника первой половины XVIII столетия Ивана Никитина, в том числе два прижизненных изображения. Они из собраний Третьяковской галереи и Русского музея.

Биографических сведений о Наталье Алексеевне немного, и информация преимущественно основана на изданиях XIX века. Она родилась 1 сентября (по новому стилю) 1673 года в семье царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и была младше своего брата Петра на год. Грамоте младшую дочь царской четы обучала Феодора Петрова. Петр и Наталья были очень близки — в своих письмах она называла брата «свет мой», нередко сопровождала его в поездках.

После создания в 1712 – 1715 годах Русской слободы царевна жила у Литейного двора на Набережной линии (ныне Шпалерная улица) в построенном для нее дворце с домовой церковью (сейчас — церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»). Наталья Алексеевна активно занималась благотворительностью, что было нехарактерно для начала XVIII века: на территории за ее дворцом располагались женская богадельня и приют.

Царевна известна своей театральной деятельностью. Она писала пьесы, создала общедоступный театр в молодой столице и в Преображенском дворце под Москвой. Постоянных актеров было десять, для музыкального сопровождения имелся оркестр из 16 музыкантов. В представлениях участвовали приближенные царевны разных рангов и придворные служители. Сохранились отрывки текстов театральных постановок, осуществленных при жизни Натальи Алексеевны. Умерла царевна в 1716 году на 43‑м году жизни и была похоронена на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре.

Виртуальные экспонаты размещены на сайте музея до конца года.