В. И. Ленин известен, в первую очередь, как политический лидер советского государства, возникшего после октябрьских событий 1917 года. Однако ещё до начала собственно революционных событий Ленин играл значительную роль в качестве политического теоретика, создателя своеобразной политической доктрины, которая должна была стать объяснением того, какие цели ставит пред собой партия большевиков, каким видит будущее не только России, но и всего мира.
При рассмотрении политической доктрины Ленина необходимо помнить, что главной целью большевистского лидера было радикальное переустройство существующего общественного порядка. Произойти это переустройство, по мысли Ленина, могло только в ходе социалистической революции. Леин, опираясь на опыт предшествующих революционных событий, говорил о том, что важной задачей является не только непосредственное осуществление переворота и захват власти, но и её удержание. Защищать достижения революции должно было установление диктатуры пролетариата.
Ленин сам позиционировал себя как марксиста, именно в таком ключе он рассматривал вопрос о возникновении революционной ситуации. Революция, по его мнению, не могла быть результатом действий революционеров самих по себе, для её осуществления необходим был ряд объективных предпосылок.
Однако, Ленин внёс некоторые изменения в марксистское учение, согласно которым социалистическая революция могла произойти изначально вовсе не обязательно в наиболее развитых капиталистических странах. Наоборот, революция могла победить в одном из наиболее слабых капиталистических государств, к числу которых принадлежала и Россия. Ленин признавал, что революция может стать результатом стремлений и действий больших масс людей, но одновременно с этим он придавал большое значение и субъективному фактору.
Само по себе недовольство пролетариата своим экономическим и социальным положением, по мысли Ленина, ещё не гарантировало того, что пролетариат придёт к мысли именно о необходимости проведения социалистических преобразований. Соответственно, возникала необходимость в людях, которые привносили бы в рабочий класс идеи о необходимости построения социализма, а в перспективе коммунизма. Это привело к тому, что Ленин разработал учение о политической партии, которая как часть пролетарского класса должна была осуществлять руководство в условиях революционной ситуации.
Диктатура пролетариата должна была осуществляться именно под руководством большевистской партии. Более того, в самой партии выделялся центральный орган власти, который и принимал политические решения. Ленин сам признавал, что речь в его доктрине фактически идёт именно об установлении партийной диктатуры.
Большое внимание Ленин уделял анализу современного ему капиталистического устройства общества. По мнению большевистского лидера, к началу XX века можно было говорить, что капитализм пришёл в своём развитии к новой стадии – империализму. В максимально кратком определении Ленин говорил, что
«империализм есть монополистическая стадия капитализма».
Свобода конкуренции, которая являлась чертой капиталистического строя, постепенно заменялась монополиями. Концентрация производства и капитала достигла высочайшей стадии. Эти монополии начинали играть важнейшую роль не только в экономической, но и политической жизни наиболее развитых капиталистических государств.
Если изначально в капитализме главная роль принадлежала промышленному капиталу, то теперь на его место приходил капитал финансовый. Это приводило к появлению финансовой олигархии, которая считалась наиболее ярко выраженным проявления эксплуататорской сущности капиталистического строя.
Соответственно, если раньше для капиталистических стран был важен вывоз своих товаров в менее промышленно развитые страны, то теперь речь шла уже о нарастании вывоза капитала. При этом монополистические союзы капиталистов достигают такой степени влияния, что можно говорить о разделе мира между ними. Ленин подчёркивал, что такой интернациональный во многом характер капитала не приводит к исчезновению опасности войн, наоборот, резко повышает их вероятность. Эти войны оценивались Лениным как империалистические, захватнические, направленные на увеличение эксплуатации населения менее развитых стран.
Во многом переход к империализму связывался Лениным с окончанием периода колониальных захватов, Практически все территории были поделены между наиболее развитыми капиталистическими государствами либо в качестве непосредственно колоний, либо сфер влияния. Соответственно, теперь возможен был уже не приобретение новых владений, а предел уже сложившихся колониальных империй, что и обостряло международные отношения.
Ленин обращал внимание на то, что если классический капитализм в своё время можно было назвать прогрессивным строем по отношению к феодализму, которому он пришёл на смену, то империализм носил ярко выраженный паразитический характер. Лежащая в основе империализма монополия, по мысли Ленина,
«порождает неизбежно стремление к застою и загниванию».
Ленин полагал, что империализм приводит к тому, к исчезновению стимула к техническом и вообще всякому прогрессу, так как империалисты не заинтересованы в усовершенствовании процесса производства. Главную прибыль они теперь получают не этим путём, а с помощью установления монополии.
При империализме всё большее количество людей в развитых капиталистических государствах получают возможность жить как рантье, тем самым выключаясь из процесса производства. Ленин говорил даже о том, что некоторые страны, по сути, паразитировали на своих колониях.
Таким образом, можно сказать, что империализм рассматривался Лениным не только как высшая стадия развития капитализма. Но и как кризисное явление, которое неизбежно приведёт к крушению капиталистического мира. Неизбежно возникает вопрос о том, насколько справедлив оказался прогноз Ленина об обречённости империализма.
Очевидно, если говорить о том, что империализм неизбежно должен перейти в социалистическое общество, то Ленин в исторической перспективе оказался неправ. Наиболее развитые капиталистические страны избежали социалистических революций. Если же говорить о России, то там произошёл возврат к капиталистическим отношениям.
Однако нужно признать и то, что империализм, описанный Лениным в его работе, не существует на сегодняшний день в таком виде, как он изображён в ленинских трудах. Государства приложили определённые усилия для преодоления негативных последствий существования монополий. Опасения Ленина о том, что капитализм окажется лишён стимула к прогрессу не оправдались.
Неоднозначным остаётся вопрос о разделе мира между наиболее сильными державами. С одной стороны, произошло крушение колониальной системы, практически все колонии получили независимость. С другой, можно говорить о сохранении значительного разрыва в благосостоянии между наиболее развитыми странами Запада и развивающимися странами.
Большое внимание Ленин в своих работах уделял вопросу о будущем государства после победы социалистической революции. Само существование государства и его роль в истории Ленин оценивал сугубо с марксистских позиций. Он полагал, что
«государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий».
Государство это специально созданный господствующим классом институт, который с помощью аппарата принуждения обеспечивает власть одного из классов, позволяя эксплуатировать другие. При этом Ленин критически относился к демократии, полагая, что она существует исключительно для правящего класса, а угнетённым в лучшем случае даёт право выбирать, кто конкретно будет получать большую выгоду от их эксплуатации.
Ленин соглашается с Энгельсом в том, что после перехода от капитализма к коммунизму государство должно отмереть. При этом он обращал внимание, что речь должна идти именно об отмирании, то есть постепенном процессе, но никак не об отмене, что характерно уже для анархистов.
Ленин также уточнял, что если речь идёт о буржуазном государстве, то оно не отмирает, оно должно быть уничтожено пролетариатом в ходе революции. Говорить об отмирании можно только по отношению, по выражению Ленина, «пролетарского государства или полугосудасртва».
Ленин предпочитал не давать точных прогнозов, сколько времени понадобится для полного отмирания государства. Он считал это бессмысленными фантазиями, которые не должны мешать пролетариату добиваться конкретных целей. Большое внимание Ленин уделял переходному периоду, на протяжении которого должен был совершаться процесс отмирания. Этот период также им характеризовался как переходный от капиталистических отношений к коммунистическим. Государство в этот период будет продолжать своё существование, но это будет не государство в его классическом понимании, а «революционная диктатура пролетариата».
Ленин обращал внимание на то, что эта диктатура будет характеризоваться развитием демократизма, давая возможность принимать участие в управлении обществом широким слоям населения. Однако одновременно с этим должны существовать ограничения прав и свобод по отношению к представителям эксплуататорских классов. Их сопротивление можно подавить только силой, а там где есть принуждение, уже не может быть демократии. На этом этапе необходимость в государстве ещё будет, но это будет «переходное государство». По мнению Ленина если речь идёт о подавлении огромной массой эксплуатируемых своих эксплуататоров, то это просто не потребует столь огромного количества сил и ресурсов, как в капиталистическом государстве. Народ сможет подавить сопротивление эксплуататоров без формирования специального аппарата принуждения, силой вооружённых масс. Очевидно, что практика революционных преобразований показала ошибочность этих предсказаний Ленина.
Говорить об исчезновении государства и о полной свободе можно будет только после исчезновения классовых противоречий. Именно этот момент станет осуществлением самой настоящей демократии, но одновременно с этим, по мнению Ленина, начнётся и отмирание демократии как уже не нужной для обеспечения гармонии в обществе. Достаточно спорной является в данном случае мысль Ленина о том, что в условиях отсутствия капитализма люди просто
«привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития, к соблюдению их без насилия, без принуждения, без подчинения, без особого аппарата для принуждения, который называется государством».
Ведь все эти правила, о которых пишет Ленин, были сформированы как раз в условиях существования государств и классовых обществ, во многом опирались на религиозные нормы. Не может не возникнуть вопроса, почему люди должны считать их обязательными в коммунистическом обществе. Кроме этого сам Ленин признаёт, что эти правила существовали на протяжении тысяч лет, однако люди всё равно продолжали их нарушать, а бороться с этим мог только государственный аппарат.
Ленин, впрочем, даёт на данные вопросы ответ, который заключается в том, что люди будут с лёгкостью соблюдать правила общежития, если не будут подвергаться эксплуатации. При этом полное отмирание государства увязывалось Лениным с развитием производительных сил, которое позволило бы осуществить принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». В тоже время Ленин подчёркивал, что пока эта стадия не достигнута, то государство будет как раз вынуждено осуществлять строгий контроль над мерой труда и распределением.