Найти в Дзене

Страсти с которыми борется христианин и не только он.

Всем доброго время суток.

Не могу обойти эту тему. Потому что, человек должен определить свой диагноз духовной болезни сам, и направить свои силы с помощью Божьей на излечение от этой болезни. А если не получается излечиться, то каемся, и этим Бог помогает человеку кающему быть здравым.

Ведь если человек болен физически, то идёт к врачу, который устанавливает диагноз, и тем даёт понять, от чего надо лечиться, и какие лекарства нужно пить. Так и в духовной практике. Нужно определить главную страсть в себе и направить усилия на излечения её. Конечно не без помощи Божьей. И при этом, мы осознаем, как человек слаб, немощен. Увидит свою беспомощность, и этим ещё больше прилепится к Господу.

Страсти, как звенья одной цепи, связаны друг с другом. Есть страсти завуалированные, и невозможно подойти к ним, и бороться с ними. Ибо они проистекают одна от другой. Допустим, борьба с унынием. Невозможно эту страсть побороть не познав откуда она проистекает. И многие от уныния ищут лекарства в различных утехах, увеселениях, но ещё дальше углубляются в эту страсть. А истоки истинные этой страсти лежат в другом. Она проистекает из других страстей и связаны между собой, как звенья одной цепи. Например, бес блуда уступает место унынию, передавая его, словно бегущий спортсмен передаёт эстафетную палочку другому спортсмену. И чтобы победить эту страсть, надо победить другую страсть, матерь её, откуда она зарождается. И тогда уныние отойдёт от человека, и даже не будет касаться его.

Какие бывают страсти?

Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Страсти бывают двух родов: естественные: (чревоугодие, блуд) и неестественные (сребролюбие). Действие страстей проявляется по-разному: некоторые действуют только в теле и через тело (чревоугодие, блуд), а некоторые проявляются без содействия тела (тщеславие, гордость), иные возбуждаются со вне (сребролюбие, гнев), а иные исходят из внутренних причин (уныние, печаль). Страсти также можно разделить на плотские и душевные: плотские в теле зарождаются и тело питают и услаждают, а душевные из душевных склонностей исходят и душу питают, на тело же нередко действуют разрушительно. Душевные страсти врачуются простым врачеванием сердца – внутренним, а плотские двояким лекарством врачуются – и внешним, и внутренним. Страсти чревоугодия и блуда, коренясь в теле, возбуждаются иногда без содействия души, по одному раздражению потребностей, из которых исходят, но влекут и душу по ее связи с телом. Для обуздания их недостаточно одного душевного напряжения, но надо при этом укрощать и само тело постом, бдением, трудом, нужно бывать во временное уединение, а нередко и совсем отшельничество. Эти восемь страстей хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых, т. е. чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, соединены между собой неким сродством, по которому излишество предыдущей дает начало последующей. Ибо от излишества чревоугодия происходит блудная похоть, от блуда – сребролюбие, от сребролюбия гнев, от гнева – печаль, от печали – уныние. Поэтому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ними от предыдущих к последующим: чтобы нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надо укротить блудную страсть; чтобы подавить блудную похоть, надо обуздать страсть чревоугодия. И остальные две страсти – тщеславие и гордость – таким же способом соединяются между собой, то есть усиление первой из них дает начало другой: от тщеславия – страсть гордости, таким же порядком и победа над ними приобретается, т. е. чтобы истребить гордость, надо подавить тщеславие. Но с теми шестью страстями они не соединяются родовым образом, ибо не от них рождаются, а, напротив, по истреблению их. В эти две страсти мы впадаем особенно после победы и восторжествования над прочими страстями. Каждая из страстей не в одном виде проявляется. Так, чревоугодие бывает трех видов: или порождает желание есть прежде установленного часа, или ищет многоядения до объядения, не разбирая качества пищи, или требует лакомовой пищи. Блудной страсти три вида: первая совершается через смешение одного пола с другим; вторая производится без смешения с женщиной, за который от Господа был поражен Онан, сын патриарха Иуды (Быт. 38, 9-10), и который в Писании называется злом; третья производится умом и сердцем, о котором Господь в Евангелии говорит: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Эти три вида блуда апостол указал в следующих словах: Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту… похоть (Кол. 3, 5). Сребролюбия три вида: в первом оно не дает отрекающемуся от мира обнажиться от всякого имущества; во втором оно заставляет того, кто все уже раздал бедным, снова приобретать такое же имущество; в третьем оно разжигает желание к приобретениям и того, кто ничего прежде не имел. Три вида и гнева: первый – пылает внутри; второй – прорывается во всякое слово и дело; третий – горит долгое время и называется злопамятством. Печали два вида: первая – что посещает по прекращению гнева или причиняется нанесенными убытками и потерями и неисполнением желаний; вторая – от опасений и страхов за свою участь или от неразумных забот. Уныние два вида: одно ввергает в сон, а другое гонит из дома, на различные увеселения. Тщеславие хотя многовидно, однако главных два вида: в первом превозносимся плотскими преимуществами и видимыми вещами, а во втором – воспламеняемся желанием суетной славы из-за духовных предметов. Гордости два вида: первая – плотская, вторая – духовная, которая губительнее первой. Она особенно искушает тех, которые преуспели в некоторых добродетелях. Поэтому нам надо вести брань с этими страстями так, чтобы всякий, открыв, какая страсть особенно вредит ему, против нее главным образом направлял борьбу. Употребил всякое старание и заботу для наблюдения за нею и подавления ее. Когда одержишь победу над одной или несколькими страстями, не должно тебе превозноситься этой победой. Иначе Господь, увидев надмение сердца твоего, перестанет ограждать и защищать его, и ты, оставленный Им, опять начнешь быть возмущаем той же страстью, какую победил при помощи благодати Божией. И пророк Давид не стал бы молиться: Не предай, Господи, зверям душу, исповедающуюся Тебе (см. Пс. 73, 19), если б не знал, что возносящиеся сердцем опять предаются страстям, которые победили, чтоб смирились (преподобный Иоанн Кассиан).

Во всех искушениях отцы учат всегда со смирением обращаться к Богу, надеяться и ждать помощи от Него. Вообще же кто хочет приобрести навык к распознанию козней злобных демонов, пусть наблюдает за помыслами, прилогами.

Из открытых источников Яндекса.
Из открытых источников Яндекса.

И замечает: на чем настаивают они и в чем послабляют, при каком стечении обстоятельств и в какое время какой из них особенно действует, какой за каким следует и какой с каким сходится, и ищет у Христа Господа разрешения всему этому. Искушения и помыслы обнаруживают произволение нашего самовластия и чистоту сердечную.

Интересно наблюдать за помыслами. Некоторые помыслы возникают, и не можешь справиться с ними. Но есть метод победы над этим помыслом. Нужно проследить истоки, откуда он зародился. И если начнёшь исследовать предшествующий помысел этому помыслы, и когда доберёшься до истока, то словно навязчивый помысел исчезает, словно дым расставаться в воздухе. И так, что даже не вспомнить, о чём думал пять минут назад. Это может проделать каждый, кто внимательно относится у своей духовной практике. И убедиться в правильности этих слов. А значит, ещё один приём против этих духов зла есть у нас на вооружении: предупреждён, значит вооружён. Преподобный Исаак Сирин поучает, что благодать Божия всех вводит в искушения, чтобы постепенно обучить мудрости и презирать духов злобы. «Знай, – наставляет он, – что в какой мере не имеет душа достаточных сил для великих искушений, в такой же она недостаточна и для великих дарований… Бог не дает великого дарования без великого искушения».

Один из подписчиков пишет: "вообще-то не наговаривайте на Бога, он не даёт испытаний, чтобы испытать своих служителей злом". Приводя слова апостола Иакова: В испытании пусть никто не говорит: «Меня испытывает Бог», потому что Бога невозможно испытать злом и он сам никого не испытывает злом"(Иакова 1:13)

Неверное понимание миробытия и дел в нём. Бог допускает искушать злу нас, чтобы выявить в нас, куда склоняется душа наша. Определиться, и сделаться лучшим, преобучить стоять стойко в добродетелях, быть неизменяемым, возненавидеть всякое зло и т.д. И Христос говорит, что соблазнам невозможно не прийти. Ибо так надобно. Бог так установил, для нашего же блага. 

Святые отцы учат, что, употребляя все средства и силы в этой борьбе со злом, человек умудряется знанием духовного закона невидимой брани, добродетельной жизни и восходит в подвиге «умного делания» на высокие степени совершенствования молитвенного состояния.