Найти в Дзене
Северный лис

Ифе (африканские страсти). ч.17

Начало:

Предыдущая глава:

- Подожди, Катюша. Что значит я знаю? - Переспросил дед.

Бабуля отпустила шамана. Посмотрела на всех остальных. Вытерла платочком глаза.

- Ой, что это я?! Совсем расклеилась. Вы уж извините меня, гости дорогие. Федя, дай мне рушник с караваем. Не смотри так на меня. Всё ты знаешь, рассказывала я тебе. Это Ростик. Я, как комсорг курса принимала его в комсомол. Правда, Ростик?

- Правда, Катенька. - Кивнул шаман. Тоже смахнул слезу. - В каком году это было... В шестьдесят первом... Точно, в шестьдесят первом. - Он вытащил из кармана, что-то завернутое в платок. Развернул, протянул моей бабушке. На платочке лежал комсомольский значок. - У меня и комсомольский билет сохранился.

Бабушка смотрела на значок. Покачала головой.

- Сохранил, Ростик? А я вот свой нет. Хотя билет мой есть. - Бабушка посмотрела на деда. - Мы тогда очень дружили. Я, Ростик, Серёжка Москаленко, Настенька Соснова, Анечка Сидельникова, Игорь Воронов. В шестьдесят восьмом, когда мы с тобой были уже третий год женаты, у нас Никите год был, помнишь, к нам приезжала в гости моя подруга Настя Соснова.

Дед задумался.

- В шестьдесят восьмом?... Так... А, вспомнил. С конопушками зеленоглазая?! Мальчонка у неё был... Вот же! - Он удивлённо посмотрел на бабулю, перевёл взгляд на шамана. Тот жадно вслушивался. Бабушка кивнула.

- Всё верно. С конопушками и глаза у неё ярко-зелёные. Всё так, Федя, Настя с сыном приезжала.

- Кать, так сынок то её, получается...

- Да, дорогой мой.

- Катя, ты сказала сынок, мальчик? Сколько ему лет было? - Дедушка Рустендо смотрел умоляющими глазами на мою бабулю. До меня стал доходить смысл всего этого. Блин, да там в советском прошлом моей бабушки тоже кипели африканские страсти!!! - Катюша, а где Настя сейчас? Я пытался её найти.

- Потом, Ростик. Мы обо всём поговорим, дорогой мой друг. А то и так нехорошо. Держим дорогих гостей и, надеюсь, родственников на пороге. Не по нашему это.

- Бабуль, - задал я вопрос, - а почему Ростик? Что это за имя?

- А это уменьшительное, ласкательное имя. Он себя в институте называл по-русски Ростиславом. Шибко ему это имя нравилось. Тем более, оно созвучно было с его настоящим именем. Поэтому мы и звали его Ростик. - Улыбнулась бабуля.

Затормозившийся процесс встречи новой родни продолжился. Мой дед и дед Баако пожали друг другу руки. Мужчины обходились рукопожатиями. женщины обнимались. Бабушка глядя на Ифе, улыбнулась. Посмотрела на деда.

- Федя, смотри, какая хорошенькая. - Протянула руки к девушке. - Иди ко мне, моя девочка. Дай я тебя обниму. - Они обнялись. Бабуля поцеловала Ифе в обе щёки. Тоже самое с родителями моей жены-невесты, и со всеми остальными. Столы накрывались в саду. У нашего дома собралось уже больше половины села. Только и слышались разговоры.

- Назаровы то Константина женят. И жену то ему из Африки привезли, прости Господи.

- Да, всё у них не так, как у других. Чего им, наших сельских девок мало было? Они же чёрные все!

- Всё у них нормально, Ивановна, чего наговариваешь? А жену Коске взяли из Африки, так говорят у них алмазная шахта! Посмотри бабы то их, все в золоте да в каменьях каких. Явно не искусственные и не стекляшки какие. Стоят то наверное уйму денег!

- Ага, если так, то денег им всё мало. И так живут как бары! Всё Федор то Михайлыч под себя подмял.

- А ты не завидуй. Если бы не Фёдор, то где мужики то наши работали бы? Он не дал колхоз развалить и разворовать.

- Да, только всё себе забрал.

- Время такое, Ивановна. Было в своё время всё общественное, колхозное, да кончилось оно. Зато мужики у нас делом заняты. Работают, деньги получают хорошие. А где колхозы развалили, да разворовали, оставив от коровников одни развалины, мужики да молодёжь в город бегут или спиваются. А Назаровы не далии этого сделать. И село у нас богатое поэтому. И клуб есть, и поликлиника своя. И школа, десятилетка, а не как у некоторых, только начальные классы, а потом в другие школы ездят за десятки километров. И газ провели. И дорога у нас вон какая, а не колдобины с непролазной грязью, что трактора тонут. Так что зря ты, Ивановна, на Назаровых наговариваешь.

- У нас, Таисия, и так райцентр. Поэтому и школа, и поликлиника есть. То не заслуга Назаровых.

- А кто ремонт оплачивал? Кто оборудование иностранное закупал? Сельхозпредприятие Назаровых. А то отсюда последний учитель с медсестрой давно бы сбежали. И библиотека есть и кружки для детей. Кто финансирование выбивает? Антон Назаров, как наш депутат. От людей не отворачивается. Всегда можно прийти к нему и поговорить.

- Таисия, так Ивановна недовольна потому, что сама хотела внучку свою за Костю Назарова выдать. Да не срослось! Он себе прЫнцессу из Африки привёз. Хваткий парень! - Раздался женский смех.

- Ничего, - тут же влезла в разговор ещё одна женщина, - у Назаровых ещё парни есть. Вон, тот же Данил. В институт поступает.

- Скажешь тоже, Клава! Даня младше внучки Ивановны Дашки на два года.

- И что? - Ответила Ивановна. - Сейчас модно, когда жЁнка старше мужа. Они там все так в городах сейчас женятся. Два года это ещё ерунда. Тут по телевизору показывали одну, так она старше мужа своего на двадцать годков. И ничего.

- Прости Господи, чаво это парня на старуху потянула? Аль больной какой, маньяк? Молодых мало? - Спрашивала совсем старая бабка с тросточкой.

- Да кто их знает то? Сейчас молодёжь то совсем без бога в голове. Одни эти, как их... Тьфу ты... Гажеты, не выговоришь сразу. У меня внук в городе, с телефоном и наушниками не расстаётся. Они даже там в какой-то сети знакомятся и, прости и сохрани Богородица, в этой сети и сексем занимаются, ужас сплошной!

- Не гажеты, бабуль, а гаджеты. - Послышался голос молодой девчонки.

- Я и говорю, гажеты. Умные все пошли.

И всё в таком тоне. Гостей накормили. Потом распределили по родственникам. Дед Баако, бабушка моей жены-невесты, её родители и конечно шаман остались в доме деда. По-мимо них ещё несколько родственников Любаши. Вечером, когда уже всё успокоилось, бабуля достала семейный альбом.

- Здесь они были, фотографии то. Сейчас. - Говорила она, листая страницы толстого старого, ещё советского фотоальбома. - Вот, нашла. - Она вытащила одну фотографию. Мы с Любашей тоже здесь были, грели уши, так как история шамана и моей бабки была до конца не понятна. Но глядя, как дед спокойно на всё реагирует, я понял, что ничего фатального в молодости бабули не было. Фотографию, бабушка передала деду.

- Смотри, Федя, это шестьдесят второй год. Канун Нового года. Вот мы все стоим. Я, Настенька, Серёжка, Анечка, Игорь. А вот Ростик, в пальто, валенках и ушанке. - Она засмеялась.

- Кать, да помню я эту фотографию. - Отдал её бабушке. Она передала её шаману. Он смотрел на неё с какой-то болью и ностальгией.

- Помню тогда морозец ударил. Мы всё боялись, как бы Ростик не замёрз. Всё же Сибирь. Новосибирск. - Сказала бабушка, глядя на шамана. Дед Рустендо как-то нежно погладил изображение на старой фотографии. Посмотрел на мою бабушку.

- Катюша, а можно мне эту фотографию?

- Нет ничего проще, Ростик. Вон Костя сходит в наш фотосалон, там сделают ещё одну. Подожди. Вот ещё одна. - Бабушка вытащила из альбома фото, тоже 60-х годов. На нём была молодая женщина. На её коленках сидел темнокожий мальчик, лет трёх-четырёх. Шаман замер. Посмотрел растеряно на бабулю.

- Катя, это мой сын?

- Да, Ростик. Настенька фотографию сделала её в шестьдесят восьмом, когда приезжала к нам. Правда не у нас, так как здесь фотосалона не было. Здесь его открыли лет десять назад. Она в областном центре фотографировалась и мне оставила на память. Она очень тебя ждала, Ростик.

Шаман бережно держал фотографию с молодой женщиной и ребёнком в руках. Дед Баако о чём-то спросил его. Он ответил. Показал фотографию. Они начали о чём-то эмоционально говорить на своём. Поговорив, шаман посмотрел на мою бабулю.

- Я не смог приехать, Катюша, хотя рвался сюда всем своим сердцем. Мне запретили старшие. Я тогда не посмел ослушаться. А про сына я ничего не знал. Я даже не знал куда писать. Да и не уверен, что письмо бы дошло до адресата. Я даже не знал, что Настя беременная. Когда я уезжал, она ничего мне не сказала. - Шаман взглянул на меня. - Вот видишь, Костя? Учись на чужих ошибках, не на своих. Когда ты молод, тогда можно нарушать некоторые запреты, идти против всеобщего мнения, чтобы не жалеть об этом всю свою жизнь. Катюша, скажи мне, где сейчас Настенька? Она замужем?

- Ростик, тут такое дело. Мы с Настей поддерживали связь. Она уехала в Ленинград. Ещё тогда. Мы писали друг другу письма. Она всё это время продолжала любить тебя. Жила одна с сыном. Когда Ванечке, сыну вашему исполнилось 10, Настенька познакомилась с хорошим человеком. Вышла за него замуж. Позже у них родилась дочка. Мы переписывались с ней. Не теряли связь даже во время бардака перестройки чёртовой и последующих 90-х. Потом появились сотовые телефоны. Мы созванивались с ней. Три года назад Настя умерла. За пять лет до этого, она схоронила своего мужа. Настя болела последнее время. Не задолго перед своей смертью, сказала мне, что стала часто тебя вспоминать. Ты даже ей сниться стал, как в молодости, когда она ждала тебя. Говорила, что хочет очень сильно увидеть тебя. Даже обращалась куда-то, пыталась узнать, где ты и что ты. А потом, мне позвонила её внучка, дочка сына, Ванечки. Сказала, что бабушка умерла. Вот так, Ростик.

Шаман молчал. Взял фотографию Анастасии с маленьким мальчиком и вышел из дома. Дед Баако задал вопрос Любаше. Она ему рассказала то, что поведала нам моя бабуля. Он кивнул.

- М-да, грустная история какая. - Сказал уже мой дед. - И всё-таки, это же надо так случиться, что мой внук, повстречал внучатую племянницу того, с кем его бабка в молодости училась и дружила. На самом деле, мир тесен, даже если живёшь на другом континенте. Пойду ка я принесу настоички. Посидим ещё со сватами, поговорим.

Дед принёс графин с домашней водкой, настоянной на кедровой скорлупе. бабушка принесла рюмочки. А себе и женщинам сладкой наливочке, которую сама делала. Ну и закусочки, малосольных огурчиков, которые шибко родственникам Любаши понравились. Сало с прослойками, хлеб и салатной капустки, сделанной по бабушкиному рецепту, это когда капусту скороспелку шинкуют и засаливают особо с добавлением уксуса, но совсем чуть. Вечером засолил, утром уже есть можно. Дед разлил по рюмкам. Мне не налил, сказал, что у меня сегодня разгрузочный день. И вообще разгрузка будет длится до свадьбы и после свадьбы, ибо не гоже пьяному ложиться в постель для новобрачных. Я был в корне не согласен с таким позорным "целибатом", но моё мнение никого не интересовало. Мужчины выпили домашней водочки, закусили, женщины - наливочки.

- Внучка, - обратился дед к Ифе - ты переводи, пока Ростика нет. Скажи дедушки, что насчёт выкупа я понял. Ладно, бог с ним. Но у меня вопрос, как они пятьдесят коров в Африку повезут? Это же очень дорого, да и не все бурёнки доедут. И как они ваш климат перенесут? Боюсь и там падёж будет.

Ифе стала переводить. Баако важно кивнул, выслушав внучку. Сам заговорил. Ифе внимательно слушала, потом перевела слова своего деда.

- Дедушка сказал, что коров никуда не повезут. Что они просто заклеймят их, составим договор о передачи столько то коров мне в собственность. И они останутся в стаде. Это будет считаться имуществом невестки, дедушка Фёдор.

- Даже так?! - Дед явно приободрился. А Баако продолжил говорить. Ифе перевела. А вот здесь дело касалось уже непосредственно меня и моей жены. Вернее нашей семьи. Он доходчиво объяснил моему деду, а так же бабушке и моим родителям, что Ифе, как моя жена не может подать сама на развод или уйти от меня. Это будет приравниваться её семьёй к супружеской измене. А супружеская измена под очень мощным табу.

- Если моя внучка изменит своему мужу, - вещал Баако, - то он в праве убить её.

Мои родные, услышав это были шокированы.

- Как убить? - Воскликнула моя мама. - Это же дикость! Тем более, у нас за это стразу тюрьма.

- Я понимаю. - Ответил дед Баако. - Не надо нас считать дикими, уважаемая Татьяна.

- Извините. Я не к Вас имела ввиду, дорогой сват. Я сказала это, вообще о самой ситуации.

- Я же сказа, что понимаю Вашу реакцию. В конце концов, мы же цивилизованные люди. Поэтому убийств не надо, достаточно будет выгнать её босой на улицу. Так как она лишается своего имущества, вплоть до одежды.

- Какие хорошие законы в Ботсване, вернее у народа нашей невестки. - Усмехнулся мой дед, взглянув на бабулю. Мой отец тоже улыбался, молча поддержав своего отца. Мама с бабушкой недовольно посмотрели на них.

- Ну знаете что, мужчины. Это уже ни в какие ворота не лезет. - Возмутилась моя мама. - Как это босой? Да ещё голой. У нас тут не Африка. А зимой, что, тоже с голым задом на улицу? И вообще, у нас закон другой.

- Ты, Татьяна, не возмущайся. Если бы у нас так было, гулящие дамочки очень хорошо подумали бы, прежде, чем подол задирать перед другими мужиками. Надо бы президенту написать и предложить такие же правила для нас.

- Ладно, - сказала бабуля и посмотрела на деда Баако, - скажи сват, а что у вас бывает, если муж уходит от жены к другой?

- Если мужчина разводится с женой, чтобы взять в жёны другую женщину, тогда ситуация совсем другая. Выкуп, который за неё он внёс, остаётся ей, как и всё то имущество, которое она принесла в семью мужа. Дети, если такие родились, остаются с отцом, так как он глава семьи, а дети это продолжение рода. Но, он обязан выплачивать бывшей жене денежное содержание, для достойной жизни, до тех пор, пока она вновь не выйдет замуж. Тогда о ней будет заботиться уже другой мужчина, как её муж. Мало того, бывший муж, даже должен позаботиться о ней и помочь выйти достойно замуж. - Когда Ифе перевела слова деда Баако, за столом наступила тишина. Мои родные опять были в шоке. Особенно мужчины. Зато женщины заулыбались.

- Боже, какие хорошие законы у наших сватов, да, Никитушка? - Проговорила моя мама, глядя на моего отца. Бабушка её поддержала.

- Правда твоя, Татьяна, хорошие законы. Надо бы точно написать президенту об этом и предложить принять такой закон у нас.

- Тань, а ты чего так на меня смотришь? - Недовольно спросил маму отец. - Я не собираюсь с тобой разводиться и уходить к другой. Тем более, у меня никого кроме тебя нет. Ты с ума сошла?

- Ну мало ли, Никита? Сейчас вон, поветрие какое, седина в бороду, бес в ребро. Проживёт такой кобель драный много лет с женой, а потом находит себе молодую соску и бежит, теряя каблуки. Да ещё бывшую жену старается ради молодухи обобрать. Ни стыда, ни совести!

- Тань, прекращай. Ты чего меня позоришь перед сыном и перед невесткой? Нет у меня никакой молодой, как ты говоришь, соски. Я ещё умом не тронулся. На молодую здоровье конское надо.

- А то у тебя здоровья нет, Никита?

- Здоровья у меня на тебя хватает. Мне этого достаточно. Я что тебе повод давал?

- И я тебе не давала. А то заговорили тут о хороших законах, когда жену даже без исподнего на улицу выбрасывать нужно!

- Дочка, да это же мы так, пошутили. - Попытался вступится за моего отца дед.

- Вот и мы пошутили, мужчины! - Встряла за невестку бабуля.

- Подождите. - Я поднял руку. Смотрел на деда Баако. - То есть, если я, захочу развестись с Ифе, не из-за её измены, а потому, что полюблю другую, я должен буду мало того, что платить ей алименты, только не на детей, так как они останутся со мной, а ей, за неё саму, да ещё мужа достойного ей найти, как можно быстрее? Ничего себе, вот это засада! А на неё на алименты я могу подать, за детей?

- Нет. Зачем тебе подавать на алименты, Костя? - Задал вопрос Баако. - Ты бедный? Голодранец? Не сможешь детей своих содержать? Разве ты не мужчина?

- Нет, я конечно мужчина... - Не договорив, заткнулся, так как все, и родня Ифе и моя смотрели на меня, как-то совсем строго. - Извините. Конечно, на алименты подавать в этом случае, это дно. Всё нормально. И, конечно, я буду искать достойного мужа для бывшей. Достойный, это, конечно, богатый?

- Конечно, богатый. - Ответил дед Баако, глядя на меня с недоумением. - Зачем ей бедный? Ты что, Константин?

- Нет, всё нормально. Именно богатый, согласен, иначе быть не может. - Ответил деду своей жены-невесты и посмотрел на неё. Она отвечала мне каким-то виноватым и извиняющимся заранее взглядом. Подумал, что когда парни узнают об этом нюансе, уверен, буду ржать, как кони...

Продолжение:

Ссылка на мою страничку на платформе АТ https://author.today/u/r0stov_ol/works

Ссылка на мою страничку на Литнет

https://litnet.com/ru/oleg-rostov-u652331

Ссылка на мою страничку на литературном ресурсе Букривер (Bookriver) https://bookriver.ru/author/oleg-rostov

Навигация по каналу