Найти тему
PRO ART

"Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века"

До 1 октября 2023 года в ГМИИ им.Пушкина проходит выставка, посвященная художественным салонам XVIII века. Посетив ее, вы познакомитесь с историей возникновения салонов, особенностями их проведения, а также узнаете, какое отношение к салонам имеет писатель и философ Дени Дидро (1713-1784).

Салоны - это регулярные выставки французской Королевской академии живописи и скульптуры. Их можно по праву считать прообразом современных выставок.

Салонное искусство, связанное с Академией и стилем академизм, не самое популярное сегодня. Современная публика избалована импрессионистами, русским авангардом, постмодернистскими перфомансами и инсталляциями. Многие из нас находят искусство салонов неинтересным и ретроградным.

Но салоны не стоит недооценивать. Они были не только популярны, но задавали художественные тенденции и формировали вкус в искусстве на протяжении почти двух веков (с начала проведения салонов во второй половине XVII и до середины XIX века), пока академизм в своем развитии не упёрся в потолок и не передал эстафету новым стилевым течениям.

Как все начиналось?

В 1648 году при «короле – солнце» Людовике XIV была основана Королевская Академия живописи и скульптуры, призванная унифицировать художественные стандарты и создать единый стиль в искусстве для прославления монарха.

Неизвестный мастер. Портрет Людовика XIV. Конец XVII века. Холст,масло. ГМИИ им.Пушкина.
Неизвестный мастер. Портрет Людовика XIV. Конец XVII века. Холст,масло. ГМИИ им.Пушкина.

По образцу французской, Академии были открыты в других европейских странах, но намного позже (Петербургская Академия художеств (1757), Датская королевская академия искусств (1754)).

Поступить в Королевскую Академию мог любой желающий, если его художественный талант признавали 12 старшин Академии.

Рождение салонов

В 1667 году через двенадцать лет после основания Академии был устроен первый публичный смотр работ, созданных студентами и отобранных академиками. С тех пор художественные выставки было решено проводить регулярно.

Сначала они устраивались во дворе флигеля дворца Пале-Рояль.

-3

Однако погодные условия не способствовали проведению вернисажей на открытом воздухе - экспонаты страдали из-за дождя. Поэтому в 1725 году для выставок выделили специальное помещение в Лувре - Salon Carré – "квадратный салон" ( то есть квадратный в плане зал), он -то и дал общее название выставкам Королевской Академии – «салон».

Развеска картин

Картины на выставках экспонировались не так, как мы привыкли сегодня, когда одна работа может занимать целую стену! В XVIII веке и еще долгое время после, была распространена шпалерная развеска, то есть стену заполняли картинами сплошняком, подобно гобелену или шпалере.

Пьетро Антонио Мартини (1739-1797). Выставка в салоне Лувра в 1787 году. Бумага, гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пьетро Антонио Мартини (1739-1797). Выставка в салоне Лувра в 1787 году. Бумага, гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Развеской руководил специальный человек- таписсьер (дизайнер-оформитель).

Сама развеска с пола до потолка не была случайной. Академия ввела деление на высшие и низшие жанры живописи. Высшие жанры - историческая и религиозная живопись, мифологические сюжеты, парадные портреты короля и членов его семьи. К низшим жанрам были отнесены бытовые сцены, камерные портреты, натюрморты и пейзажи. Поэтому увидеть на салонах зарисовки из жизни и пейзажи можно было ближе к полу, а пафосные полотна на мифологические и исторические темы (как правило, большого размера)- только задрав голову.

Впрочем, у подобной развески было и практическое объяснение - работы меньшего размера легче рассмотреть, если они висят внизу.

На выставке, кстати, принцип развески по жанрам полностью соблюден😊
На выставке, кстати, принцип развески по жанрам полностью соблюден😊

Сейчас сложно себе представить, но выставки салонов проходили очень демократично. Посещение было бесплатным и на выставку мог прийти человек любого сословия. Поэтому единственным местом, где аристократы могли столкнуться с простолюдинами, являлись как раз салоны.

Первые каталоги выставок

Посещая выставки, мы привыкли, что каждый экспонат имеет табличку, так называемую этикетку, с подписью автора произведения, годом создания и местом хранения работы.

Во времена Дидро картины и скульптуры на выставках не были подписаны для зрителей, они имели только порядковый номер. Узнать автора и название было можно из кратких каталогов-буклетов, сопровождающих выставки. Впервые такие каталоги- livrets ( от фр. «книжечка») стали печатать в 1673 году. Они продавались у входа на салон и деньги, полученные от их продажи, являлись единственным источником дохода Академии от выставок.

Дени Дидро как художественный критик

Дени Дидро (1713-1784) мы знаем прежде всего как философа эпохи Просвещения, автора знаменитой «Энциклопедии» и pen-friend (друга по переписке) Екатерины II.

Кураторы выставки открывают для нас ещё одну ипостась знаменитого француза - Дидро как художественный критик салонных выставок.

Мари- Анн Колло. Портрет Дени Дидро (1772). Государственный Эрмитаж.
Мари- Анн Колло. Портрет Дени Дидро (1772). Государственный Эрмитаж.

Известно, что прославленный философ и просветитель Дидро посещал салоны и потом писал рецензии на увиденное не по зову сердца, а скорее для дополнительного заработка, так как на протяжении большей части своей жизни был стеснен в средствах.

Критические статьи Дидро создавал для рукописного журнала «Литературная корреспонденция», издаваемого его другом, бароном Фридрихом Мельхиором Гриммом (1723-1807).

Неизвестный художник. Портрет Фридриха Мельхиора Гримма. Вторая половина XVIII века . Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково»
Неизвестный художник. Портрет Фридриха Мельхиора Гримма. Вторая половина XVIII века . Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково»

Целевой аудиторией журнала были привилегированные особы, чаще всего монархи Европы, которые не имели возможности посетить выставки современного искусства в Париже, но могли получить представление о тенденциях развития живописи и скульптуры благодаря отзывам Дидро.

Сверху справа экземпляр «Литературной корреспонденции» из Российского государственного архива древних актов
Сверху справа экземпляр «Литературной корреспонденции» из Российского государственного архива древних актов

Так как фотоаппаратов, мобильных телефонов и прочих гаджетов в XVIII веке не существовало, как и иллюстрированных каталогов к выставкам, Дидро приходилось запоминать детали (сюжет, колорит, особенности развески картин), чтобы потом, сидя в своем кабинете, выплескивать на бумагу впечатления о увиденном.

Любимчиков у Дидро, кстати, было мало. На выставке можно увидеть целый стенд с колкими и ироничными высказываниями критика о художниках-современниках, выставлявшихся на салонах.

-9
-10

Например, Франсуа Буше (1703-1770), признанный классик эпохи рококо, по мнению Дидро, вряд ли войдет в историю. Мэтру не нравились яркие краски, вычурность живописи и фривольность сюжетов Буше.

Франсуа Буше. «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» («Рождество»). 1758
Франсуа Буше. «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» («Рождество»). 1758

О способностях Жана - Оноре Фрагонара (1732-1806), ещё одного знаменитого рокайльного художника, критик оставил такую заметку: «Фрагонар написал очень хорошую картину. Напишет ли вторую такую же? Не знаю».

Зато почти забытого сегодня Жан - Батиста Грёза (1725-1805) Дидро всячески превозносил и даже уговорил Екатерину II купить себе в коллекцию его известную работу «Паралитик».

Жан -Батист Грёз «Паралитик или плоды хорошего воспитания» (1763). Холст, масло. Государственный эрмитаж.
Жан -Батист Грёз «Паралитик или плоды хорошего воспитания» (1763). Холст, масло. Государственный эрмитаж.

В работах Грёза Дидро импонировало обращение к темам нравственности и добродетели, что вполне отвечало идеалам эпохи Просвещения. Главный герой на картине «Паралитик», престарелый больной воспитал своих отпрысков в духе уважения к старшим и поэтому на смертном одре они не покинули его.

Дени Дидро и Екатерина II

Российская императрица Екатерина II (1729-1796), «просвещенный монарх на троне», меценат, коллекционер, регулярная читательница «Литературной корреспонденции» с 1764 года, прислушиваясь к мнению Дидро - арт – критика, не раз пополняла свою коллекцию для Эрмитажа. Поэтому в России так много французской живописи второй половины XVIII века с салонных выставок.

Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины II в виде барельефа. Холст, масло. ГМИИ им.Пушкина
Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины II в виде барельефа. Холст, масло. ГМИИ им.Пушкина

Екатерина всячески покровительствовала философу. Например, она за очень приличные деньги выкупила его личную библиотеку. Уговором было, что книги отправятся в Россию уже после смерти Дидро, а до этого он сможет беспрепятственно пользоваться своим собранием. Кстати, книги из этого собрания можно тоже увидеть на выставке, как и экземпляр его знаменитой «Энциклопедии».

Императрица Екатерина II не ограничилась только покупкой книг Дидро - она назначила ему пожизненную пенсию. Поэтому отойдя от дел салонов в 1781 году, Дидро мог больше не тревожиться о хлебе насущном.

В завершении приведу фото нескольких работ, чтобы у вас сформировалось более полное впечатление о живописи, выставляемой на салонах Дидро и несколько более позднего времени.

Жан-Батист Грёз. Обманутый слепец. 1755. Холст, масло. ГМИИ им.А.С. Пушкина
Жан-Батист Грёз. Обманутый слепец. 1755. Холст, масло. ГМИИ им.А.С. Пушкина
Жан-Батист Сантерр (1658-1717). Девушка со свечой, около 1704. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жан-Батист Сантерр (1658-1717). Девушка со свечой, около 1704. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жан -Батист Симеон Шарден (1699-1779). Натюрморт с  атрибутами искусства (1766).  Холст, масло. Государственный Эрмитаж
Жан -Батист Симеон Шарден (1699-1779). Натюрморт с атрибутами искусства (1766). Холст, масло. Государственный Эрмитаж
Жан Франсуа Ван Даль (1764-1840). Приношение Флоре (1799). Холст, масло. ГМИИ им.Пушкина.
Жан Франсуа Ван Даль (1764-1840). Приношение Флоре (1799). Холст, масло. ГМИИ им.Пушкина.

Выводы:

Выставка «Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в ГМИИ им. Пушкина будет любопытна и полезна для расширения культурного кругозора даже тем, кто находит искусство салонов и все, что с ним связано, например, стиль академизм, скучным и не заслуживающим внимания.

Вы погрузитесь в атмосферу искусства второй половины XVIII века, а также с новой стороны откроете для себя Дени Дидро - не только как философа и ученого - энциклопедиста, но и как блестящего художественного критика.

Рекомендую посещать выставку с экскурсоводом, потому что прогуливаясь сами, вы можете пропустить или не обратить внимание на важные детали и нюансы экспозиции, которые кураторы хотели донести до посетителей.

Выставка продлится до 1 октября 2023. Время спланировать визит ещё есть.