До 1 октября 2023 года в ГМИИ им.Пушкина проходит выставка, посвященная художественным салонам XVIII века. Посетив ее, вы познакомитесь с историей возникновения салонов, особенностями их проведения, а также узнаете, какое отношение к салонам имеет писатель и философ Дени Дидро (1713-1784).
Салоны - это регулярные выставки французской Королевской академии живописи и скульптуры. Их можно по праву считать прообразом современных выставок.
Салонное искусство, связанное с Академией и стилем академизм, не самое популярное сегодня. Современная публика избалована импрессионистами, русским авангардом, постмодернистскими перфомансами и инсталляциями. Многие из нас находят искусство салонов неинтересным и ретроградным.
Но салоны не стоит недооценивать. Они были не только популярны, но задавали художественные тенденции и формировали вкус в искусстве на протяжении почти двух веков (с начала проведения салонов во второй половине XVII и до середины XIX века), пока академизм в своем развитии не упёрся в потолок и не передал эстафету новым стилевым течениям.
Как все начиналось?
В 1648 году при «короле – солнце» Людовике XIV была основана Королевская Академия живописи и скульптуры, призванная унифицировать художественные стандарты и создать единый стиль в искусстве для прославления монарха.
По образцу французской, Академии были открыты в других европейских странах, но намного позже (Петербургская Академия художеств (1757), Датская королевская академия искусств (1754)).
Поступить в Королевскую Академию мог любой желающий, если его художественный талант признавали 12 старшин Академии.
Рождение салонов
В 1667 году через двенадцать лет после основания Академии был устроен первый публичный смотр работ, созданных студентами и отобранных академиками. С тех пор художественные выставки было решено проводить регулярно.
Сначала они устраивались во дворе флигеля дворца Пале-Рояль.
Однако погодные условия не способствовали проведению вернисажей на открытом воздухе - экспонаты страдали из-за дождя. Поэтому в 1725 году для выставок выделили специальное помещение в Лувре - Salon Carré – "квадратный салон" ( то есть квадратный в плане зал), он -то и дал общее название выставкам Королевской Академии – «салон».
Развеска картин
Картины на выставках экспонировались не так, как мы привыкли сегодня, когда одна работа может занимать целую стену! В XVIII веке и еще долгое время после, была распространена шпалерная развеска, то есть стену заполняли картинами сплошняком, подобно гобелену или шпалере.
Развеской руководил специальный человек- таписсьер (дизайнер-оформитель).
Сама развеска с пола до потолка не была случайной. Академия ввела деление на высшие и низшие жанры живописи. Высшие жанры - историческая и религиозная живопись, мифологические сюжеты, парадные портреты короля и членов его семьи. К низшим жанрам были отнесены бытовые сцены, камерные портреты, натюрморты и пейзажи. Поэтому увидеть на салонах зарисовки из жизни и пейзажи можно было ближе к полу, а пафосные полотна на мифологические и исторические темы (как правило, большого размера)- только задрав голову.
Впрочем, у подобной развески было и практическое объяснение - работы меньшего размера легче рассмотреть, если они висят внизу.
Сейчас сложно себе представить, но выставки салонов проходили очень демократично. Посещение было бесплатным и на выставку мог прийти человек любого сословия. Поэтому единственным местом, где аристократы могли столкнуться с простолюдинами, являлись как раз салоны.
Первые каталоги выставок
Посещая выставки, мы привыкли, что каждый экспонат имеет табличку, так называемую этикетку, с подписью автора произведения, годом создания и местом хранения работы.
Во времена Дидро картины и скульптуры на выставках не были подписаны для зрителей, они имели только порядковый номер. Узнать автора и название было можно из кратких каталогов-буклетов, сопровождающих выставки. Впервые такие каталоги- livrets ( от фр. «книжечка») стали печатать в 1673 году. Они продавались у входа на салон и деньги, полученные от их продажи, являлись единственным источником дохода Академии от выставок.
Дени Дидро как художественный критик
Дени Дидро (1713-1784) мы знаем прежде всего как философа эпохи Просвещения, автора знаменитой «Энциклопедии» и pen-friend (друга по переписке) Екатерины II.
Кураторы выставки открывают для нас ещё одну ипостась знаменитого француза - Дидро как художественный критик салонных выставок.
Известно, что прославленный философ и просветитель Дидро посещал салоны и потом писал рецензии на увиденное не по зову сердца, а скорее для дополнительного заработка, так как на протяжении большей части своей жизни был стеснен в средствах.
Критические статьи Дидро создавал для рукописного журнала «Литературная корреспонденция», издаваемого его другом, бароном Фридрихом Мельхиором Гриммом (1723-1807).
Целевой аудиторией журнала были привилегированные особы, чаще всего монархи Европы, которые не имели возможности посетить выставки современного искусства в Париже, но могли получить представление о тенденциях развития живописи и скульптуры благодаря отзывам Дидро.
Так как фотоаппаратов, мобильных телефонов и прочих гаджетов в XVIII веке не существовало, как и иллюстрированных каталогов к выставкам, Дидро приходилось запоминать детали (сюжет, колорит, особенности развески картин), чтобы потом, сидя в своем кабинете, выплескивать на бумагу впечатления о увиденном.
Любимчиков у Дидро, кстати, было мало. На выставке можно увидеть целый стенд с колкими и ироничными высказываниями критика о художниках-современниках, выставлявшихся на салонах.
Например, Франсуа Буше (1703-1770), признанный классик эпохи рококо, по мнению Дидро, вряд ли войдет в историю. Мэтру не нравились яркие краски, вычурность живописи и фривольность сюжетов Буше.
О способностях Жана - Оноре Фрагонара (1732-1806), ещё одного знаменитого рокайльного художника, критик оставил такую заметку: «Фрагонар написал очень хорошую картину. Напишет ли вторую такую же? Не знаю».
Зато почти забытого сегодня Жан - Батиста Грёза (1725-1805) Дидро всячески превозносил и даже уговорил Екатерину II купить себе в коллекцию его известную работу «Паралитик».
В работах Грёза Дидро импонировало обращение к темам нравственности и добродетели, что вполне отвечало идеалам эпохи Просвещения. Главный герой на картине «Паралитик», престарелый больной воспитал своих отпрысков в духе уважения к старшим и поэтому на смертном одре они не покинули его.
Дени Дидро и Екатерина II
Российская императрица Екатерина II (1729-1796), «просвещенный монарх на троне», меценат, коллекционер, регулярная читательница «Литературной корреспонденции» с 1764 года, прислушиваясь к мнению Дидро - арт – критика, не раз пополняла свою коллекцию для Эрмитажа. Поэтому в России так много французской живописи второй половины XVIII века с салонных выставок.
Екатерина всячески покровительствовала философу. Например, она за очень приличные деньги выкупила его личную библиотеку. Уговором было, что книги отправятся в Россию уже после смерти Дидро, а до этого он сможет беспрепятственно пользоваться своим собранием. Кстати, книги из этого собрания можно тоже увидеть на выставке, как и экземпляр его знаменитой «Энциклопедии».
Императрица Екатерина II не ограничилась только покупкой книг Дидро - она назначила ему пожизненную пенсию. Поэтому отойдя от дел салонов в 1781 году, Дидро мог больше не тревожиться о хлебе насущном.
В завершении приведу фото нескольких работ, чтобы у вас сформировалось более полное впечатление о живописи, выставляемой на салонах Дидро и несколько более позднего времени.
Выводы:
Выставка «Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в ГМИИ им. Пушкина будет любопытна и полезна для расширения культурного кругозора даже тем, кто находит искусство салонов и все, что с ним связано, например, стиль академизм, скучным и не заслуживающим внимания.
Вы погрузитесь в атмосферу искусства второй половины XVIII века, а также с новой стороны откроете для себя Дени Дидро - не только как философа и ученого - энциклопедиста, но и как блестящего художественного критика.
Рекомендую посещать выставку с экскурсоводом, потому что прогуливаясь сами, вы можете пропустить или не обратить внимание на важные детали и нюансы экспозиции, которые кураторы хотели донести до посетителей.
Выставка продлится до 1 октября 2023. Время спланировать визит ещё есть.