Найти тему
Лахта Центр

КАЗАНСКИЙ СОБОР, КАКИМ ВЫ ЕГО НЕ ЗНАЛИ

#архифакты

«Бронзовые двери Battistero (особенно delta del Paradiso), работы знаменитого Ghiberti, очаровали Федора Михайловича, и он, часто проходя мимо капеллы, всегда останавливался и рассматривал их». Какое отношение эта цитата жены Достоевского имеет к Казанскому собору? Узнаем из подборки историй про главный храм Невского проспекта, подготовленной гидом Павлом Перцем.

Невидимая колокольня

Слышу звон, да не знаю, где он. Это про Казанский собор. Проходя мимо по Невскому, можно услышать звон колоколов. Удивленный турист кидает взгляд на храм и недоумевает: откуда звук? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обойти здание с правой стороны и поднять голову. Там, с торца над колоннадой, будет проем, где находится звонарь. Таким хитроумным образом зодчий Воронихин решил проблему размещения колоколов за неимением отдельной колокольни или звонницы.

Казанский собор в Санкт-Петербурге. Фото: https://vk.cc/cqJpC5
Казанский собор в Санкт-Петербурге. Фото: https://vk.cc/cqJpC5

Успокаивающая красота

Там же с торцевой стороны крайнего дома можно увидеть мемориальную доску, гласящую о первой в России политической демонстрации, когда был поднят красный флаг. Это случилось на колоннаде Казанского собора 6 декабря 1876 года. Флаг был без древка, его держали в руках, посему знаменосца периодически приходилось подкидывать над толпой, чтобы та могла видеть знамя революции. Звали его Яков Потапов, и было ему всего 16 лет. Кстати, именно для уменьшения площади таких манифестаций в начале XX века по приказанию градоначальника со стороны Невского разбили сквер. Так что изначально он тут отнюдь не ради красоты.
Там же с торцевой стороны крайнего дома можно увидеть мемориальную доску, гласящую о первой в России политической демонстрации, когда был поднят красный флаг. Это случилось на колоннаде Казанского собора 6 декабря 1876 года. Флаг был без древка, его держали в руках, посему знаменосца периодически приходилось подкидывать над толпой, чтобы та могла видеть знамя революции. Звали его Яков Потапов, и было ему всего 16 лет. Кстати, именно для уменьшения площади таких манифестаций в начале XX века по приказанию градоначальника со стороны Невского разбили сквер. Так что изначально он тут отнюдь не ради красоты.

Казанский собор — один из крупнейших храмов в Петербурге. Фото: https://vk.cc/5EIfZu
Казанский собор — один из крупнейших храмов в Петербурге. Фото: https://vk.cc/5EIfZu

Сарай при храме

Казанский собор претерпел многое. Здесь в объятьях колоннады хотели установить сарай с электростанцией, которая должна была вырабатывать энергию для освещения Невского проспекта. В итоге ей нашлось место на барже на реке Мойке.

Казанский собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Фото: https://vk.cc/cqJpKJ
Казанский собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Фото: https://vk.cc/cqJpKJ

Своими силами и талантами

Казанский собор — первый опыт импортозамещения в архитектуре. Стоимость — пять миллионов рублей, астрономическая сумма для начала XIX века. Львиную долю средств выделил Александр Сергеевич Строганов. Собор вообще-то должен был возводить шотландец Чарльз Камерон. Строганов же продвигал идею о том, что главный на тот момент храм столицы должен стать продуктом отечественного производства. Не только материалы должны быть из России, но, что главное, зодчий должен быть русским. И таковой по фамилии Воронихин у Строганова имелся. Но вот проблема — он был бывшим крепостным. Строганову удалось протащить кандидатуру Воронихина, которую Павел I и одобрил. Есть анекдот о том, что граф во время обеда заявил императору, что «нам не нужны чужеземные таланты, у нас есть все свое». «Да, — ответил Павел, — тогда налейте-ка мне мадеры».

Сквер перед Казанским собором. Фото: https://vk.cc/cqJpVd
Сквер перед Казанским собором. Фото: https://vk.cc/cqJpVd

Вдохновение или подражание?

Мемуарист Вигель обвинял Воронихина в плагиате, называя копиистом в архитектуре, «который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микель-Анджело». Архитектор всегда работает под заказчика. В данном случае клиентом был Павел I, которому приспичило, чтобы возводимый собор был похож на собор Святого Петра в Риме. Отсюда и колоннада, отсюда и обвинения в плагиате Воронихина Вигелем.
Что реально является копией, так это двери с северной стороны. Такие же можно лицезреть в крестильном доме Сан-Джованни во Флоренции, которые Микеланджело назвал «Райскими вратами». На них изображены сцены на библейские сюжеты, которыми так восхищался Достоевский. Но вот незадача, литейщик не знал точной последовательности этих сцен, поэтому некоторые были поставлены не в том порядке, как на оригинале.

Северные ворота Казанского собора. Фото: https://vk.cc/cqJiTD
Северные ворота Казанского собора. Фото: https://vk.cc/cqJiTD