Первый писатель, дважды удостоившийся Букеровской премии, Лауреат Нобелевской премии по литературе Джон Максвелл Кутзее в представлении не нуждается, однако, сегодня я хочу рассказать вам о далеко не самом его известном произведении, которое прямо посреди повествования больно бьет читателя в лоб, вот это шуточки у Вас, уважаемый Джон.
Прочитав аннотацию, вы можете невесть что вообразить: счастливый в своём одиночестве и активный мужчина попадает в аварию и становится инвалидом, естественно, погружаясь в пучину страха, депрессии и навязчивых мыслях о жизни, её смысле и ценности. Как и в любом произведении автора здесь находится место для глубокого психологизма, анализа внутреннего и внешнего мира, обращения к важным вопросам. Классическая ситуация, когда лишь после сильного удара судьбы человек переосмысливает жизнь, пересматривает свои взгляды, ориентиры, ценности, если бы на этом Кутзее и закончил, я бы подытожила свой отзыв прямо здесь высокопарным и громогласным «Цените жизнь!» или ещё лучше «Цените каждое мгновение жизни!», но нет, там же (в описании) еще сказано, что «и лишь любовь, спасительная соломинка, способна не дать ему навсегда расстаться с миром живых людей» - так вот оно о чём, сила небесной любви, вернувшая сломленного человека к жизни!
Нет, снова обман, убирайте носовые платочки и не ждите чувственного трепета сердец, потому что романтика здесь местами нелепая и даже жалкая.
В общем, ничего удивительного, вполне типичный для Кутзее персонаж - гадкий утёнок неприспособленный к жизни в обществе, отрицающий его и создающий мнимость радости одиночеству.
Так роман и движется протоптанным путём реализма: здесь погрустили, здесь посмеялись, задумались о вечном, сделали перерыв на кофе и томно смотрели в окно на пульсацию жизни, но вдруг, как мойдодыр из маминой спальни, в книге появляется писатель. Ну да, сам писатель истории, только не Кутзее, а его альтер-его, и давай крутить главным героем не где-то за кулисами, в черновичке, как это бывает в нормальных романах, а на наших с вами выпученных глазах.
Главный герой тоже в шоке, пытается отчаянно сопротивляться этому натиску, но автору-то виднее, и он гнёт без того избитого жизнью бедолагу под себя, с этого момента главной темой романа становится противодействие автора и его персонажа, а повествование скатывается чуть ли не в полный абсурд на грани фантастики, но в этом абсурде, литературной игре с читателем, Кутзее не только докапывается до сути своего персонажа, он затрагивает внутренний мир каждого из нас.
И нет вычурно правильного финала, волшебного перерождения или сказочной морали, это просто изысканная интеллектуальная игра признанного писателя, попытка анализа мыслей, мотивов и следствий, самокопание, которое вышло на новый уровень, именно таков роман «Медленный человек», воистину неторопливый, но самобытный.
Понравится далеко не всем, но в качестве литературного эксперимента предлагаю обязательно попробовать.
Сама я двояко отношусь в Джону Кутзее, писатель определённо обладает притягательностью и своеобразным цепляющим стилем, но, видимо, переживания с далёкого Африканского континента кажутся несколько чуждыми, и я теряюсь в мире безумных странных чувств, точно так же как персонажи Кутзее в созданном им мире.
Как относитесь к творчеству писателя? Читали книгу?
Поскольку сама площадка уничтожила хоть какой-либо заработок, поддержать автора можно на номер карты Сбера: 5484300010558219
Все вырученные средства идут на обучающие курсы по литературе и кинематографу. Этим я дышу.