Когда я смотрел анимационную ленту 2009 года «Метропия», то удивлялся, как в создатели этого в высшей мере критического произведения смог прокрасться Стиг Ларссон, известный как «родитель» всей из себя толерантненькой «Девушки с татуировкой дракона».
Оказалось, что мультфильм творил оригинальный Стиг Ларссон, у которого криминальный писатель «спёр имя» во имя обретения «дешевой популярности», что ему в известной степени удалось. Хотя поговорить нам хотелось всё-таки именно о мультфильме. И только о мультфильме.
«Метропия» возникла на волне евроскептицизма, когда главные опасения были связаны не столько с мигрантами, сколько с внутренним кризисом «европейского Бытия». Мол, мы и без всяких «понаехавших» сможем вполне успешно себе похоронить.
В год выхода на экраны прогноз показался слишком мрачным, а потому создателей мультфильма тут же обвинили в «очернении светлых европейских ценностей». Хотя по прошествии полутора десятилетий видишь, что предсказания оказались вполне правдивыми.
«Новая Европа» очутилась перед угрозой «новой уравниловки». Нечто среднее в гендерном вопросе. Что-то усредненное в выборе одежды. Даже в кулинарии проповедуется отказ от крайностей. Что делает пресловутое «европейское Бытие» похожим на какое-то желе.
И не твердое, и не жидкое. Дрожащее, подозрительно чавкающее. Не имеющее четких идентификаций. В мультфильме таковых нет ни у погоды, ни у времени суток. Над континентом всегда висят серые сумерки, в которых моросит небольшой, противный дождь.
Ни утра, ни вечера, ни дня, ни ночи. Жизнь, проведенная в недрах метро, которое сплошной сетью покрыло весь континент. Города как станции метро, в которых во имя общего блага запрещены автомобили и даже велосипеды.
Ваша жизнь тоже не имеет четкого деления. Она подобна мутному протоку, который лишь изредка членится телевизионными шоу, просмотр которых позволяет определить, в рамках какого дня недели ты всё-таки находишься.
И именно в этих условиях главный герой мультфильма позволяет себе непозволительную для данной жизни роскошь – он влюбляется в девушку. Но не реальную. И даже не с обложки журнала. А с этикетки шампуня. В рамках усредненного потребительского социума слабость, к которой могут отнестись с пониманием.
Есть только один небольшой и не совсем приятный сюрприз. Шампунь оказался крипто-продуктом. Точнее говоря, элементом глобального заговора, так как его использование позволяет получить доступ к вашему сознанию.
Теперь даже не надо «промывать мозги», поскольку эта процедура в условиях безграничных европейских сумерек получила новую реализацию. К слову сказать, этот мотив позже могли обнаружить в «чёрной пародии» - «Они клонировали Тайрона».