В очередной раз пересматривая культовую комедию Владимира Меньшова "Любовь и голуби" (1984), я поразилась тому, насколько скрупулезно режиссер и художник-постановщик Феликс Ясюкевич подошли к декорациям. Давайте поговорим об оригинальной квартире Раисы Захаровны, которая всего за 7 минут кинометража полностью раскрывает характер женщины.
Действительно ли вся обстановка квартиры напоминает о том, что Раиса Захаровна - эгоистичная мещанка, которая интересуется только собой, но изображает передовую и интересную женщину, вовсе таковой не являясь?
Прихожая
В интерьере небольшой прихожей, характерной для "малогабариток", бросаются в глаза кричащие обои, плакаты с девушками, а также бра с огромным абажуром. Все это говорит о тяге хозяйки к современности и вычурности (у многих в те времена вместе бра висели лишь лампочки в патронах).
Кухня
Обстановка кухни, на которой теперь хозяйничает Василий, для тех времен просто шикарна: новая плита "Электа", импортный кафель, украшенный пленочными наклейками с гербами городов (которые Раиса, скорее всего, посещала). Да и аксессуары, висящие на стене, у многих явно вызывают ностальгию. Вот только кактус, о который Кузякин всё-таки укололся, тут совсем не к месту.
Слышала, что за таким кухонным гарнитуром из ДСП "под дерево" нужно было отстоять очередь, либо иметь нужные знакомства. Причем обычные с белыми фасадами были в продаже, но модными считались именно такие, как в квартире Раисы. Бросается в глаза, что ручки на верхних шкафчиках совсем другие, видимо, хозяйке не удалось купить полный гарнитур. Судя по всему, она имела где-то неплохой "блат", иначе жила бы с белой мебелью, а на фартуке могла быть модная тогда моющаяся клеёнка.
Комната
Так как это "однушка", то единственная комната выполняла в квартире Раисы Захаровны все функции: гостиной, спальни и даже столовой. Если вы помните, то "веганский" ужин, который Рая не дала посолить Кузякину, влюбленные принимали именно в комнате.
Интересным решением мне показалось окошко в двери, ведущее прямо из комнаты на кухню (причем есть вход в комнату и на кухню из коридора). На первый взгляд, кажется, что это окошко в стене, так как дверь оклеена теми же обоями, что и сама комната. Интересно, это дизайнерское решение хозяйки или так было изначально?
По всему видно, что в стремлении к экстравагантности Раиса Захаровна слишком захламила и без того маленькую комнату, большую часть которой занимает разложенный диван. Кроме того, желая показать свое благополучие, женщина "втиснула" в столь небольшое пространство "стенку", кресло, трюмо с зеркалом и даже прялку, которой она явно не пользуется (возможно, это единственная память о маме).
Даже дорогая "стенка" (точно такая была у родителей моей подруги) не поместилась вдоль одной стены, и другую секцию пришлось поставить обособленно. Кстати, в одном из её отделений величественно расставлены столовый сервиз и хрусталь, говорящие о состоятельности хозяйки. К тому же такую посуду было не так просто "достать". Обратите внимание и на оригинальный портрет Раисы, заключенной в лампочку Ильича, вокруг которой летают бабочки. Под сервантом расположился проигрыватель, на котором Василий включил любимую мелодию Раисы - элегию Жюля Массне.
Необъяснимым образом в квартире нашей героини соседствуют грамоты, иконы, репродукции абстрактных картин и портрет Буденного (скорее всего, наследие отца). Рядом стоит канделябр с красными свечами, что наталкивает на мысль о том, что хозяйка увлекается не только эзотерикой и НЛО, но и мистикой (красные свечи привлекают любовь). А вот и другая часть от "стенки", в которую поместился телевизор. Правда его невозможно смотреть, сидя на диване
Добавляет ощущение безвкусицы и висящее на стене знамя с шашками и стременем (вероятно, память о бравом отце-кавалеристе). А по-соседству - навороченная по тем временам магнитола, то есть приёмник с магнитофоном. Мне даже удалось идентифицировать модель - ВЭФ-260, которая стоила 300 рублей, что по тем временам это весьма дорого.
Даже пространство перед кроватью хозяйка квартиры умудрилась занять еще двумя вычурными вещами, которые, видимо, являются предметом гордости и памятью об отце-кавалеристе. Это необычные табурет-седло и крутящийся столик на колесиках, столешница которого сделана из деревянного колеса (возможно, от тачанки). Кстати, эта странная мебель занимает столь нужный проход из балкона в коридор.
Кактусы
Особого внимание заслуживают всевозможные кактусы, символизирующие, по мнению многих, неуживчивость и эгоизм героини. Известно, что Раиса Захаровна увлекалась всем нетрадиционным и, наверняка, развела эти растения для того, чтобы они поглощали негативную энергию и вредное излучение.
Только вот она не учла, что суккуленты, привыкшие выживать в засушливом климате, по примете, выгоняют из дома мужчин. Может поэтому и не "сработали" красные свечи и яркие обои в прихожей? Но, видимо, только кактусы могут выжить в этой "пустыне", пока их владелица рассекает по курортам в поисках спутника жизни и везет оттуда всевозможные сувениры.
Уверена, что в неуютной и захламленной квартире, претендующей по понятиям Раисы на статус изысканно-гламурной, Василий чувствовал себя как в клетке. Мне кажется, что ещё и поэтому он затосковал по своему скромному, но просторному и уютному дому, где живут любовь и душевность, а Раиса Захаровна осталась со своей карликовой собачкой, которая, по тем временам, тоже была редкостью.
Лично мне вся квартира Раисы Захаровны напоминает "склад" случайных предметов вкупе с дорогими вещами и вызывает неприятное ощущение пустоты, одиночества и тоски.
А что вы думаете об этом, уважаемые зрители? Будет интересно, если вы опишите свои мысли в комментариях.