Найти тему
РЖД Тур

10 фактов о Киевском вокзале. Экскурсия 30 сентября.

Оглавление

Здесь мы проводим увлекательные пешие экскурсии из серии «Киевский вокзал с посещением часовой башни». Ближайшая дата уже 30 сентября!

Вместе с нашими замечательными друзьями и партнерами «Вокзалы России» мы делаем экскурсии на вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня предлагаем вашему вниманию «Киевский вокзал с посещением часовой башни». Ближайшая группа отправляется уже 30 сентября, ждем именно вас!

-2

Сегодня мы подготовили для вас 10 интересных с нашей точки зрения фактов о Киевском вокзале. С удовольствием делимся ими. Полная программа пешей экскурсии доступна здесь.

1. На Киевском вокзале сняли немало фильмов

Даже обычные фотографии на телефон на Киевском вокзале получаются величественными, что уж говорить, когда работает профессиональная съемочная группа с осветительными приборами. Как раз сюда прибывает юный герой фильма Ролана Быкова Семь нянек, которого берут на перевоспитание работники часового завода. Туда же прибывает, например, бывший сотрудник ЦРУ Джейсон Борн в исполнении Мэтта Дэймона. Несмотря на то, что поезд Борна едет из Берлина продюсеры остановились не на Белорусском вокзале, а на Киевском — свою роль сыграла привлекательность и стать общественного пространства.

2. Башню украшают часы кремлевского уровня

На башне Киевского вокзала расположены уникальные часы, они механические и приводятся в движение 120-килограммовой гирей. Полного запаса хода после завода хватает на трое суток. Механизм часов в свое время был заказан в Швейцарии, а для того, чтобы они были видны с четырех сторон, была выстроена 54-метровая башня. Длина минутной стрелке невероятных часов — 1.7 метра. Башню украшают 4 скульптуры орлов (размах крыльев каждого из них составляет около 2 метров).

Часы такого же типа расположены на башне Центрального телеграфа и на всем известной Спасской башне Московского Кремля — символа нашей столицы. О силе российской империи, готовой к встрече неприятеля со всех сторон света, напоминают четыре орла на часовой башне. Победная символика повторяется и внутри вокзала, где переходы между залами снова стилизованы под триумфальные арки.

-3
Часовая башня уступами сужается кверху. Выше циферблатов расположен панорамный балкон.

3. Шуховский дебаркадер — важнейший элемент Киевского

Особое настроение посетителям вокзалам транслирует дебаркадер — конструкция из стекла и металла, которая укрывает посадочные платформы. Архитектор Владимир Шухов сделал перекрытия клепаными, а перекрытия новой арки стали сварными. После масштабной реконструкции дебаркадера, которая была завершена в 2004 году, элементы клепаных шуховских арок сохранились только в торце, который примыкает к вокзалу. Теперь дебаркадер защищает еще и от ультрафиолетовых лучей. В ходе реставрационных работ также были обновлены платформы и проложены дополнительные пути.

-4

Полная программа экскурсии «Киевский вокзал с посещением часовой башни»

4. В архитектурном решении вокзала, в росписях залов и скульптурах подчеркнута связь с войной 1812 года.

Решение о строительстве современного здания вокзала было принято в 1912 года — в честь 100-летия Бородинской битвы. Вокзал находился у начала дороги на Бородино (туда добраться можно добраться на машине и сейчас от Киевского — выбравшись после Кутузовского проспекта на Можайское шоссе). Новое здание строилось в 1914–1918 годах.

Исторический повод к созданию вокзала — юбилей войны с Наполеоном — отразился в росписях залов, в скульптурах, в архитектурной концепции (в ней есть элементы ампира, который в 1812 году в России доминировал). Основная же архитектурная стилистика Киевского вокзала — неоклассицизм.

-5
Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художники Ф. Рерберг и И. Нивинский.

5. На площади Киевского вокзала заряжаются электробусы

Масштабная реконструкция превратила площадь перед Киевским вокзалом в перспективное общественное пространство. Отсюда можно подняться на пешеходный мост и добраться до хамовников. Здесь располагается конечная остановка транспортных маршрутов, которые увозят множество людей в район «Мосфильма». Модные московские электробусы, которые стали новым городским транспортом силы, тоже заряжаются энергией здесь. Благодаря зарядным станциям площадь приобрела футуристический оттенок — в принципе, здесь можно снимать бюджетную кинофантастику без особых декораций. Тут все сдержанно, таинственно и благородно — как и подобает на идеальном вокзале.

-6

6. До 1934 года Киевский вокзал назывался Брянским

Первое здание Брянского вокзала (такое название он имел до 1934 года) построили в 1899 году, и представляло оно собой деревянное одноэтажное сооружение около сотни метров длиной. Москвичи называли строение «сруб», считая его провинциальным.

Вокзал начали строить в 1914 году и планировали закончить в 1916-м, но из-за войны строительство затянулось до 1918-го. Революция внесла свои коррективы в разделение помещений по классам, но общую концепцию не изменила.

В архитектуре вокзала ключевым становится мотив Триумфальной арки: так оформлены оба портала со стороны главного фасада: правый — для пассажиров 1-го и 2-го классов, левый — 3-го и 4-го. Таким образом каждый пассажир приобщается к великим событиям отечественной истории.

-7

7. Скульптуры на вокзале назвали гениями места

Фигуры с идеальными телами украшают входные арки. В нишах по обеим сторонам левого входа, между колоннами, — аллегорические скульптуры «Труд», справа — «Урожай».

Две симметрично расположенные статуи есть и на перроне, перекрытом дебаркадером Шухова. Скульптор вокзала Сергей Алешин, выпускник Строгановского училища, считал их гениями места: держа в руках фонари, они символически указывают дорогу путникам. Также этих персонажей называют путевыми обходчиками.

Статуи Киевского вокзала вообще исключительно важны. Над одним из входов расположены атлеты с молотами, над другим – атлеты уже с виноградными лозами. В первый проходили пассажиры 3-го и 4-го классов, во второй – 1–2-го классов, то есть бизнес-класса.

-8

8. Киевский вокзал соревновался с американскими аналогами

В годы строительства нового здания вокзала создатели Киевского понимали, что занимаются реализацией этапного и масштабного архитектурно-инженерного проекта. В тот же самый период времени в Нью-Йорке возводили Гранд-Сентрал и Пенсильвания Стейшн, которые задавали тренд в железнодорожной архитектуре. Российское решение было блестящим — в нем соединились богатые традиции русского изобразительного искусства и современного индустриального дизайна.

-9

Полная программа экскурсии «Киевский вокзал с посещением часовой башни»

9. Оформление Киевского вокзала подчеркивает связь времен

Оформлением залов эконом-класса (3-го и 4-го) занимался театральный художник Игнатий Нивинский, который основной акцент сделал на военную тематику. Позднее к пушкам и знаменам 1812 года была добавлена и советская символика, которая подчеркивала преемственность в монументальном искусстве. В барельефах нашла свое отражение тема индустриализации, появились локомотивы, отыграны были образование и наука. Как и многие другие вокзалы России, Киевский — это настоящий музей искусства, в который приятно возвращаться. Здесь можно долго изучать изобразительные решения амбициозных художников, поражаться смелости выбранной символики.

-10

10. И не забывайте посмотреть на Киевском под ноги

Пол практически всего вокзала покрыт немецкой метлахской плиткой известной марки Villeroy & Boch, чья посуда, а также раковины и оборудование для ванных комнат до сих пользуется большим спросом в мире. Качество плитки поражает воображение, она почти не знает сноса, просто феноменально устойчива к деформации.

-11

Полная программа экскурсии «Киевский вокзал с посещением часовой башни». Ждем вас уже 30 сентября на нашей интересной экскурсии!