Так уж повелось, что в Калининградской области «городом мира» принято называть Советск, ибо здесь был заключен всем известный «Тильзитский мир». Что в корне несправедливо, ведь в нашем крае, юго-восточнее столицы, стоит безумно милый провинциальный городок, восточно-прусское название которого именно так и переводится: «мирный город» Фридланд сейчас известен как Правдинск. Он живёт своей спокойной и размеренной жизнью, как будто вдалеке от суеты всей остальной области. Через него не проходит ни железнодорожная линия, ни федеральная автострада. Да и по численности населения (меньше 4 тысяч человек) Правдинск занимает 18-ое (из 22) место среди областных городов. И всё же к нему никогда не зарастёт туристическая тропа, т.к. его улочки и без гидов погрузят вас в атмосферу другого времени, той самой сгоревшей в 1945 году «Европейской Атлантиды» … а вот там, в поле за рекой Лава, происходила битва с Наполеоном, результат которой и привёл три противоборствующие стороны к «миру» Тильзита.
Город Фридланд заложен в 1312 году шестнадцатым Магистром Карлом Бессартом фон Триром, избранным на должность годом ранее. Надо отметить, что он оказался самым миролюбивым тевтонским правителем, но не в то время, не в том месте: в 1283 году закончилось завоевание прусских земель, что подвело рыцарей вплотную к границам поляков и литовцев, которые восприняли это весьма агрессивно. Ордену требовался сильный правитель, поэтому Трира вскоре заставили уйти в отставку (в 1317 г.). Правда, бежав из прусских земель, по научению папы Римского печать он так и не вернул, поэтому официально продолжал оставаться Магистром до своей смерти в Трире в 1324 году.
Город основали у реки Алле (совр. Лава) на возвышенности Вольберг. Трир использовал сразу два новых подхода: во-первых, тевтонское поселение строилось фактически «с нуля», не трогая рядом стоящее прусское; во-вторых, находясь в весьма опасной точке, которая неминуемо стала бы притягивать к себе недружественных литовцев и поляков, поселение строился без замка. Возможно, это было связано с неудачным опытом крепостей далее по течению реки, которые регулярно сжигались, поэтому Магистр решил не тратить ресурсы Ордена.
Или же Трир, ввиду своей доброжелательной политики, хотел построить город для мира и торговли с соседями, поэтому он изначально планировался относительно открытым – как ладонь без перчатки, протянутая для приветствия противнику. По своей наивности Трир помышлял о новом торгово-экономическом центре тевтонского государства. Откуда такие мысли? Возможно, дело в том, что до назначения на должность Магистра в прусских землях, он служил комтуром в графстве Шампань и рыцарской столице Венеции. Правитель за несколько месяцев просто ещё не смог понять, что восточные владения Ордена сильно отличаются от Западной Европы.
Придерживаясь этой логике, легко объясняется название: Фридланд (нем. Friedland) с немецкого переводится как «мирная земля». По традиции, тевтонцы сами ничего не придумывали, а позаимствовали имя – на тот момент в Европе было несколько городов с таким же названием, которые ныне расположены в Германии, Польше и Чехии.
Забегая вперёд: в 2012 году в Правдинске на территории обновлённого сквера установили скульптурную композицию «Ангел мира» от мастера Фёдора Мороза, представляющую собой ангела, трубящего в горн (такая фигурка Благовеста с XVIII века была на флюгере кирхи Фридланда), который стоит на стилизованном глобусе.
Любопытными и познавательными элементами являются таблички, установленные по линии экватора – по ним можно узнать какие европейские города в Средневековье тоже носили имя Фридланд.
И всё же, даже Трир осознавал, что без фортификации не обойтись. Город заложили так, чтобы с нескольких сторон его прикрывали естественные преграды в виде болотистой местности и реки Алле. Дополнительно с запада был возведён вал и вырыт глубокий ров, заполненный водой. Также на реке установили дамбу, образовавшую Мельничный пруд и обеспечивающую энергией построенную при ней мельницу. Город охранялся ополчением из местных жителей.
В 1313 году в западной части Фридланда возвели первую деревянную церковь, освящённую именем Святого Георгия – покровителя воинов. Логично, ведь без замка и постоянного гарнизона поселению приходилось разве что молиться. Некоторые источники утверждают, что с первых же лет существования Фридланда у моста через реку располагался монастырь.
В 1335 году комтур Бранденбурга Генрих Дуземер фон Арфберг, по распоряжению Магистра Лютера фон Брауншвейга, выдал Фридланду грамоту о предоставлении Кульмского права. К тому же периоду относится и появление весьма любопытного городского герба, на котором изображена лапа хищной птицы (скопа или ястреб) с золотыми когтями и красным оперением, держащая серебряную живую щуку.
Есть множество трактовок этой истории, которые со временем обрастали подробности, но в качестве основы можно принять следующий вариант. Давным-давно в Мельничном пруду водилось много упитанных щук, которые составляли основной рацион питания местных жителей. Но, повадилась во Фридланд хищная птица, которая вылавливала рыбу, да еще и похищала местных животных. Фридландское ополчение, которое до этого оттачивало мастерство стрельбы из лука за пределами городских ворот, решило помочь рыбакам и перенесло стрельбище к водоёму. Один из снайперов смог поразить хищницу, но не убил, а отстрелил лапу с добычей. Птица больше не наведывалась во Фридланд, а чуть позже рыбаки поймали щуку, в спине которой застряли когти с голенью проклятой птицы. Финал истории и попал на городской герб.
В 1347 году случилось то, чего можно было ожидать с большой вероятностью – на Фридланд напали литовские войска и не встретив серьёзной фортификации, захватили и сожгли его. Только после этого «мирный город» превращается в «город-крепость»: по периметру возвели мощную стену из валунов с бойницами, ходами для лучников и смотровыми башнями, самая большая из которых располагалась на юго-западе и получила собственное название «Пороховая»; ров расширили и углубили более чем в два раза. Войти в город можно было только через городские ворота с обитыми железом створами и подъёмной решеткой: западные - Домнауэр Тор (от совр. пос. Домново) и восточные – Алле Тор. Во Фридланде появился постоянный гарнизон.
После набега литовцев город строили заново, применяя классическую ячеистую структуру. В 1400 году по центру разместилась площадь с крытым рынком и трёхэтажное здание ратуши. В 1406 году во Фридланде открыли приют, почти спустя век – ещё один в западном пригороде, названный именем Святого Георга. Первая школа упоминается в 1416 году, по всей видимости на её базе в 1528 году открыли латинскую. Улицы вымостили булыжником, проложили водопровод (при помощи деревянных труб вода из Мельничного пруда попадала в дома). К концу первой трети XV века город имел более пятидесяти хозяйств.
На фундаменте сгоревшей кирхи, в северо-западной части города на углу городской стены в 1360-1380 годах построили новый храм, на этот раз из полнотелого красного керамического кирпича с готической кладкой. Впрочем, на этом работы не прекратились: божественная обитель перестраивалась еще несколько раз в последующие несколько веков - каждый новый комтур желал придать храму новый вид, оставить частичку своего видения архитектуры.
Это было трёхнефное строение с контрфорсами и примыкающей с запада массивной и высокой (60,6 метра) башней. Кстати, из сохранившихся в Калининградской области храмов Фридландская - вторая по величине готическая церковь, а её башня даже выше, чем у Кёнигсбергского кафедрального собора.
Центральный неф имел звёздчатые своды. Резные алтарь и кафедра - работы Исаака Риги. Две исповедальни выполнены во второй половине XVII века. Орган изготовлен в 1724 году мастером Иоганном Йоханом Мозенгелем, в 1807 году его повредили французы, после чего пришлось заказывать новый. Множественные эпитафии размещались как во внутреннем пространстве храма, так и снаружи (на северной стене). Также в кирхе находился семейный склеп (часовня) баронов фон дер Гольцев из Мертенсдорфа (совр. Тёмкино), этот род являлся покровителем церкви.
Во время Тринадцатилетней войны (1454-1466 гг.) Фридланд, как и большинство поселений исторической прусской земли Натангия, вошёл в состав «Прусского союза» - противника Тевтонского ордена. В 1455 и 1458 годах рыцари осаждали город, но выяснилось, что построенная ими же фортификация идеальна. Лишь в 1461 году тевтонцы вновь заняли город, подкупив несколько представителей муниципалитета.
В начале XVI века продолжились работы по улучшению фортификации. В северной части построили большие Мельничные ворота с двумя башнями разного размера. Были укреплены стены, выполненные из валунов. Практичные фридландцы, понимая, что данная конструкция с ними «на века», решили пристраивать к ней свои дома, экономя на одной несущей стене. Похоже, что об этом прознал даже Альбрехт, который в 1543 году даёт муниципалитету предписание очистить городскую стену от лишних пристроек. К тому моменту правитель уже успел распустить Орден и секуляризировать государство, превратив его в Прусское герцогство, поэтому давая распоряжение, он думал уже не о фортификации, а исключительно о пожарной безопасности. И оказался печальным пророком.
Магистрат не исполнил указ правителя, а в 1553 году начавшийся в пригороде пожар перешагнул через городскую стену и сжёг практически весь город. Целыми остались только Кирха Святого Георгия и мельница. Можно считать, что на этом закончилась Средневековая градостроительная история Фридланда, а задумка Магистра фон Трира оказалась нежизнеспособной … его Венеция у Алле сгорела.
Продолжение следует …
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.
P.S.: Подборка статей «История Правдинск-Фридланд»:
- Часть 1: «Мирный город» Магистра фон Трира, отрубленная лапа и величественная кирха Св. Георгия.
- Часть 2: Памятники Фридландского сражения и родина Крёстного отца литовской письменности.
- Часть 3: Стойкий прусский Феникс, туман огнетушителей над ГЭС или «золотой век» «мирного города».
- Часть 4: Город-бунтарь, первым признавший рождение при тевтонцах и отметивший 700-летие храма.