Соперничество, разрушевшее государственный строй? Разве такое возможно? Гай Юлий Цезарь и Марк Порций Катон уверенно ответили бы вам - Да! Мы такое умеем, любим и практикуем.
Тем удивительнее сознавать, что были времена, когда Цезарь и Катон работали на одно общее дело. Сидели в одной лодке и даже гребли - в одну сторону. А не как лебедь, рак и щука (что чаще случалось)
Поводом, "поженившим" Марка Порция и Гая Юлия, была их общая неприязнь к сулланскому режиму.
Если Цезарь (родственник Мария и Цинны) в поп-культуре стойко ассоциирируется с "популярской" партией и как враг упырей-олигархов, пьющих кровь народную... То с Катоном не все так просто. В сериале "Рим" его и вовсе изобразили как раз тем самым упырем-олигархом. Хотя это не так. По крайней мере к Сулле и сулланцам Катон питал стойкую неприязнь, и в этом отношении был гораздо принципиальнее, чем Цезарь.
Сам Марк Порций в дни диктатуры был подростком, и конкретно к его фамилии у Суллы претензий не было,даже наоборот.
Зато у самого Катона было много претензий к Сулле.
Катону был тогда четырнадцатый год. Видя, как выносят головы людей, известных в Риме, и присутствующие потихоньку вздыхают, он спросил как-то раз своего наставника, почему никто не убьет хозяина этого дома. Сарпедон ответил: « Его боятся, сынок, еще больше, чем ненавидят » . — « Почему же тогда, — продолжал мальчик, — ты не дал мне меч — я бы его убил и избавил отечество от рабства! »
Старое-доброе убийство тирана. Не все это понимали (экономических факультетов не заканчивали), но к тому времени оно уже не решило бы никаких проблем.
Как бы то ни было, Сулла отрекся от власти и умер своей смертью.
И после - начался натурально 20й съезд. Все прям наперегонки бежали разоблачать преступления кровавого (без шуток) режима.
Катон тоже. Но так как он по молодости лет не мог занимать какой-то важной должности, то пришлось изловчиться - и зарабатывать политический капитал, будучи всего лишь квестором казначейства.
Скучные аудиторские проверки? Ну не скажите. Смотря какие злоупотребления искать.
Например, Катон нашел, что приспешники Суллы имели обыкновение брать из казны "кредиты" и не имели обыкновения их отдавать - и Марк Порций соответственно вынес эти факты в сферу общественного обсуждения.
Но славу принесло ему другое. Во время сулланских проскрипций (узаконенных политических убийств) исполнители совершали данные деяния не только из любви к искусству, но и за гонорар. Гонорар получали из государственной казны. Катон в качестве квестора потребовал от особо разбогатевших убийц - денежки-то в казну вернуть!
И (что самое удивительное!) они вернули.
Но как? Почему? Ведь формально, убивая людей за деньги, они выполняли распоряжения диктатора.
А дело в том, что в то самое время как Катон чистил авгиевы конюшни казначейства, Гай Юлий Цезарь тоже не сидел без дела. Тоже хотел построить карьеру и завоевать популярность. В тот момент он служил государственным судебным обвинителем в одном из судов. И прослышав про бурную деятельность Катона, решил - вот он шанс сорвать джекпот народной любви. Цезарь публично заявил, что готов привлечь граждан, названных Катоном, к суду за убийства. Тем более что в проскрипционные списки многие жертвы вписывались задним числом, и вся вина их состояла в том, что они были чьими-то богатыми родственниками.
Таким образом приспешники Суллы, чуя настроения 20го съезда, предпочли вернуть в казну кровавые денежки, и вообще не отсвечивать лишний раз.
Как говорится, береги репутацию с молоду.
Но этот случай на самом деле - первый, когда дороги Цезаря и Катона пересеклись. И вместо того, чтобы проникнуться взаимным уважением, они возненавидели друг друга. В городе должен был быть только один супергерой в белом плаще.
О том, чем все кончилось, тут