В одной из групп в ВК разгорелась бурная дискуссия относительно того, являются ли пин-апом иллюстрации, созданные к криминальным романам? Обильные наши построения относительно палповых иллюстраций как особого жанра т.н. «бульварной литературы» мы приводить не стали, однако пришли к выводу, что наступило время некоторые тезисы рассказать заново.
В качестве иллюстрации (простите за каламбур) к положениям о взаимоотношениях категорически различных жанровых направлений в изобразительном искусстве, а именно, пин-апа и палпа, мы решили избрать работы выдающегося американского художника Глена Орбика.
Тот начал творить, когда и классический палп, и классический пин-ап уже ушли в прошлое. Орбик прожил не самую продолжительную, но очень яркую жизнь: появился на свет в 1963 году, а болезнь забрала его из нашего мира в 2015 году.
Тем не менее, он успел столько, что не снилось многим живописцам. И это не считая преподавания классического рисунка и композиции – Орбик был художником безо всяких кавычек. Осваивая сам и обучая основам фигуративного искусства, он фактически родил пост-палп.
То есть использовал мотивы и жанровые элементы журнальных иллюстраций 40-50-ых годов, на концептуальном уровне совмещая как пин-ап, так и криминальный палп, который на визуальном уровне был провозвестником нуара в кино.
По этой причине Орбик заявлял о смысловой неразрывности легко одетых барышень и криминальных деяний – они как бы дополняли друг друга. Вопрос заключался в том, что есть причина, а что является следствием? Девушка как провоцирование преступления или же она - лишь невольная свидетельница оного?
Исходя из художественного наследия Орбика, однозначного ответа вы не получите. Всё зависит от собственно характера барышни. А это в свою очередь выводит на проблему женских ампула, которые наличествуют в мрачном мета-жанре. Ибо «плохая хорошистка» далеко не идентична «роковой красотке».
Да и фам фаталь – это далеко не однотонное порождение тёмной стороны нашей жизни. Здесь также случаются многообразные оттенки (мы вовсе не про цвет волос, а про эмоциональные характеристики). «Паучиха» отличается от девушки-вапм
По этой причине для того, чтобы понять в каких именно сегментах сюжетов пин-ап может соседствовать с палпом, дополняя друг друга, надо изучать особенности эмоционального поведения, выделяя в качестве сугубо самостоятельных устремлений достаточно близкие явления. Например, различать любопытство и любознательность.