Сразу же оговоримся, что рассуждать мы будем сугубо о криминальном и сумрачном кино, а потому обойдем стороной фильмы «со специальной маркировкой», равно как не будем в очередной раз анализировать легендарный эпизод из «Иронии судьбы».
В криминальном кино баня – объект многоуровневый, наделенный разнообразными смыслами, на что указывает начальный эпизод из «Красной жары». Когда «милиционер под прикрытием» в исполнении «железного Арни» произносит сакраментальную фразу: «Я из литейки».
Версия о том, что только российский криминалитет предпочитает обсуждать дела именно в бане (вспоминайте фильм «Максимальный риск») не выдерживает критики. Западные гангстеры не являются исключением, что мы могли наблюдать таких лентах, как «Игрок», «Пуля в голову», «Ренессанс», «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» и т.д.
Причина востребованности подобной локации именно в криминальном контексте проста – в бане человек находится без одежды, а потому представителям организованной преступности не надо обращаться с излюбленной просьбой. Мол, задери рубашку, мы хотим убедиться, что на тебе нет прослушки.
Впрочем, нас в большей степени интересует мистический аспект бани, который в кинематографе ассоциируется со словосочетанием «кровавая баня» - бладбад, который по большому счету к собственно баням отношения в большинстве случаев не имеет. В данном варианте учитывается абсолютная незащищенность человека, ибо тот в любом из вариантов бани, как правило, пребывает без одежды.
На это был сделан расчет в позднесоветской криминальной ленте «Мясорубка», когда отпор бандитам дает девушка, как раз собравшаяся в сауну у себя на даче. Двойной ассоциативный ряд. Но ничего игривого, если барышня рассержена и в руках у неё оказывается ружье.
Принято считать, что многие сюжеты русских сказок связаны с баней, включая её «тёмный аспект». Например, попыткой запечь Ивана в печи, что связано с обрядовым исцелением, а вовсе не способом приготовления.
Нечто подобное мы можем наблюдать в японском пугающем кино, в частности в сюжетной завязке пародийного фильма ужасов «Крест-накрест» (2007), когда несколько симпатичных японских барышень направляются в природные бани, кои в этой восточной стране нередко являют гибрид из природного источника и искусственного сооружения.
Однако пребывание в «досуговой деревне» рискует обернуться форменным кошмаром, что есть как бы обратная сторона обретения красоты через банные обряды. То есть в данном случае предложена пугающая импровизация на тему «не родись красивой».
Тема парного омоложения и его возможных негативных последствий (в случае неправильного проведения обряда) также была зафиксирована в российской сказке «Конек-горбунок». Вспоминайте печальный финал царя, который хочет принять по очереди ледяную и кипящую купели.