EA вновь вложилась в оригинальный, отличный и смелый проект, но он рискует остаться недооцененным и обделенным вниманием
Наполненный магией мир Авеум страдает от многолетней глобальной войны за власть и ману. Когда-то дружившие между собой пять королевств стали жертвами собственных страхов и алчности, что привело к междоусобице и ужасному опустошению всех земель. Мало того что война разрушает все, чего касается, так еще и колдовство провоцирует заражение мира скверной, иногда порождающей жутких чудовищ. Основная же часть изначальной флоры и фауны так давно вымерла, что даже лошади тут считаются мифом.
Дополнительно Авеум приближает к апокалипсису дыра в центре мира: она ведет в темную вселенную, откуда магия и проистекает. Причем дыра эта еще и растет! Чем больше колдуют в быту и сражениях, тем шире разрыв в центре мира, больше скверны в королевствах авеумцев — и тем меньше у них шансов хоть на какое-нибудь будущее. В таких обстоятельствах даже существование где-то в пещерах мало кем виданных демонов, поедающих магию (и считающих чародеев деликатесом со вкуснейшей начинкой) уже не кажется насущной проблемой.
Маги ежедневно приближают кончину Авеума, но никто не готов уступать даже перед лицом апокалипсиса. Пока одно из пяти королевств не взорвалось (превратилось в болтающиеся в небе обломки), а другое не нашло легендарный артефакт, способный быстро переломить ход войны и стать залогом полной победы. Казалось бы, на горизонте забрезжил пускай и горький для некоторых, но все-таки бесценный мир, способный спасти жизни будущих поколений.
Но как раз тут свой вклад в историю и начинает вносить герой игры. Так уж случилось, что обладатель могущественного артефакта несколькими годами ранее разбомбил мирный город, убив дорогих сердцу нашего персонажа людей. Теперь на повестке дня стоит возмездие, и финал войны снова откладывается…
Ваши ожидания — ваши проблемы
Immortals of Aveum еще до выхода начали воспринимать как «Call of Duty про магию» и интересный лишь технологиями бенчмарк, сполна раскрывающий потенциал Unreal Engine 5. Сказались усилия Electronic Arts и молодой Ascendant Studios — с графикой у новинки и в самом деле порядок. Отражения, детализация, спецэффекты и вообще все происходящее на экране выглядит здорово даже на довольно слабом компьютере с начинкой из Radeon RX 6600 и Ryzen 5 5600.
Производительность не очень стабильна и за время прохождения несколько раз менялась в разные стороны после установки обновлений. Однако в целом Immortals of Aveum не доставляет проблем и выжимает из ПК максимум. Но вот Call of Duty из этой игры не получилось вообще. Зато получился приключенческий экшен с отличными перестрелками, интересным платформингом, уместным числом головоломок и ненавязчивыми элементами метроидвании.
Разве что основная сюжетная линия глуповата и слишком вторична, но даже ее выручают детали сеттинга и сценария, а также запоминающиеся и убедительные персонажи. Последним весьма на пользу пошли и технологии: созданные на основе актеров модели двигаются и разговаривают как живые – например, Джина Торрес из «Матрицы» и «Светлячка» узнаваема с первых же слов и кадров.
Добро должно быть с кулаками
Immortals of Aveum отнюдь не является чистокровным «шутером с видом от первого лица», однако может дать фору множеству FPS в том, что касается увлекательности и удобства стрельбы. Причем как при использовании «клавомыши», так и с геймпадом. Герой может переключаться между магическими перчатками трех цветов: красным «дробовиком», синей «винтовкой» и зеленым «пулеметом». Разработчики не изобрели ничего нового, но адаптация к фэнтези вышла хорошей.
Важно, что тех же синих «винтовок» в игре штук пятнадцать, и они даже делятся на категории по типу снарядов. Некоторые летят быстрее, в то время как другие оглушают врагов. С зеленым и красным оружием ситуация аналогична – выбор огромен. Даже скорострельность моделей может отличаться в несколько раз: зеленую пушку вполне реально сделать убойной и медленной, как винтовку, а дробовик может быть как супермощным однозарядным, так и стреляющим трижды подряд.
К тому же оружие дают улучшать, хотя и ограниченное число раз. Таким образом, у вас часто есть повод попробовать нечто новое и высокоуровневое, но если вы не фанат экспериментов, то можете и подождать, пока не найдете что-то похожее на уже полюбившийся «ствол».
Вдобавок к пушкам-перчаткам, в Immortals of Aveum есть синий хлыст, как в Bulletstorm, замедляющие врагов зеленые «гранаты» и оглушающий их красный луч. С его помощью легко убивать местных магических «минометчиков» – они гибнут от взрыва своих же снарядов. Офицеров и боссов так не «ваншотнешь», конечно, но и в боях с ними все аксессуары полезны. Тем более что их тоже можно прокачивать, наделяя бонусными эффектами для усиления пушек такого же цвета.
Ассортимент хлыстов и прочего в игре небольшой, но это и к лучшему. Иначе возни было бы чересчур много, ведь у героя еще есть браслеты и кольца с полезными пассивными эффектами. Естественно, не обошлось и без суперспособностей, тратящих ману: одно умение бьет по площади, другое запускает самонаводящиеся «ракеты», третье разрушает щиты, четвертое позволяет подскочить к монстру и дать ему кулаком в морду. Также у вас есть собственный щит и телепортация-уклонение. Ну и конечно, герой обладает «ультой», заряжающейся по мере убийства врагов. По эффекту она похожа на «миниган»: зрелищный и очень убойный.
Прибавляем к оружию, аксессуарам и суперударам двойной прыжок, умение героя парить и изобретательный дизайн местных локаций и многоуровневых боевых арен – получаем огромное число вариантов ведения боя. Его динамика и дистанция тоже во многом зависят от вас. Также гигантский вклад в разнообразие и увлекательность битв вносит бестиарий из четырех десятков существ.
Среди врагов есть такие, кто лечит соратников, кто уязвим лишь к одному цвету снарядов, кто быстро летает, кто стреляет ядом, кто может столкнуть героя в пропасть, кто вылезает из-под земли. А есть даже такие, которые вообще не умирают. Их приходится оглушать и экстренно искать выход с локации, по пути устраняя все препятствия.
Разве что боссы в Immortals of Aveum не особо запоминающиеся, но даже это можно простить, поскольку многие из них позже встречаются снова – уже в составе отряда врагов – и еще неоднократно становятся частью неповторимых и интересных сражений. Кстати, у вас в паре боев тоже будет напарник – довольно полезный и не тупой. Эти эпизоды получатся запоминающимися, равно как и одна из первых глав, в которой вы пробираетесь через осаждаемую монстрами крепость — прямо как в великолепной кинематографичной Return of the King от той же EA.
Насилие — не панацея
Платформинг – такая же неотъемлемая (и удобная) составляющая Immortals of Aveum, как и перестрелки, пусть даже он менее динамичен и обходится без красочных взрывов. Сперва герой только прыгает, немного позже обретает способность парить, а во второй половине игры еще и цепляется хлыстом за специальные крючья, чтобы перебираться через огромные пропасти.
Кроме того, предусмотрены залихватские покатушки на пронзающих мир потоках маны, но этот аспект игры чуть обособлен от остальных – в половине случаев применяется для ускоренного перемещения между локациями, а не является частью платформенных участков.
Архитектура уровней и декораций в Immortals of Aveum достаточно сложная, и невидимых стен очень мало, так что иногда не совсем ясно, в какие места реально забраться, а куда даже не стоит и пытаться. Впрочем, метод научного тыка почти всегда выручает: времени он требует минимум, а при падении в пропасть герой теряет лишь щепотку здоровья. Старания хорошо окупаются: можно найти и аптечки, и порции маны, и ресурсы для прокачки всех трех цветов магии, и золото.
В специально обозначенных сундуках встречаются горы «экспы» и новые модели оружия и аксессуаров. Ненужных трофеев в Immortals of Aveum нет. Даже лишние магические перчатки можно разобрать на ресурсы, и это подталкивает к изучению уровней, на которых таятся десятки и даже сотни наград.
Как правило, платформинг в Immortals of Aveum требует от игрока не столько ловкости, сколько внимательности и планирования. Нужно понять, куда вы хотите попасть и каким путем — задача в первую очередь для ума, а не для пальцев. Кроме того, по мере прохождения вы все чаще будете сталкиваться и с головоломками: иногда связанными с прыжками и даже сражениями (тела монстров способны стать частью механизмов), но порой и отдельными. В таких нужно дергать рычаги, перенаправлять лучи лазеров, вращать зеркала и с помощью телекинеза перемещать руки колоссов, стоя непосредственно на их ладонях.
Ассортимент пазлов в игре невелик, их тяжело назвать назвать оригинальными, но они аккуратно дозированы и грамотно размещены, а потому лишь украшают геймплей, не нарушая темп прохождения и не надоедая. Разве что из-за геймпада бывает сложно быстро стрелять в переключатели трех разных цветов, вертясь во все стороны. Но я сужу как игрок, выросший за ПК, а матерым консольщикам в таких эпизодах наверняка будет проще.
Некоторые умения герой получает отнюдь не сразу, однако связанные с ними задачи на уровнях попадаются уже в первых главах. Это, конечно, приводит к бэктрекингу, который в Immortals of Aveum почти всегда необязателен, пусть и сулит неплохие награды. Вооружившись полным комплектом способностей, можно относительно быстро пробежать ранние уровни, забраться в недоступные прежде закоулки и добыть пару десятков пушек и аксессуаров, а также огромную порцию очков опыта.
Экспа нужна, чтобы получить очередной уровень и обзавестись одним из полусотни полезных талантов. Например, они позволяют увеличить число телепортаций подряд, сделать заряды «дробовика» ядовитыми, продлить эффект замедления от «гранат» или даже банально повысить скорострельность оружия.
Когда именно заняться бэктрекингом и заниматься ли вообще – решает геймер. Если вдруг стало тяжело сражаться, он может вернуться к началу через порталы и слегка прокачаться и приодеться – как только получит способность парить, например. На карте уровней отмечаются все закрытые двери, неиспользованные крюки и прочие значимые объекты, так что всегда ясно, где остались неисследованные места и неподобранные сокровища.
Наверно, такой подход вредит иммерсивности, но очевидно, что авторы Immortals of Aveum и не пытались убрать из игры все-все условности ради максимального погружения. Они предпочли сделать ее увлекательной и комфортной.
Если идти напрямик по сюжету, то Immortals of Aveum вполне реально пройти часов за двадцать, однако с бэктрекингом и дополнительными развлечениями длина игры увеличивается в полтора раза. Во-первых, вы можете очищать мир от скверны, как устраняя ее мелкие проявления, так и уничтожая крупные очаги. В последнем случае вас ждет сражение со специальными и довольно опасными монстрами. Естественно, за подобные подвиги будет и награда.
Во-вторых, иногда можно встретить порталы, ведущие ко стилизованным под сны или «матрицу» святилищам с испытаниями. За их прохождение в том числе увеличивают максимальный объем здоровья героя. Впрочем, одолеть их бывает непросто: мне особо запомнились «американские горки» на разноцветных потоках маны, которые перемежались прыжками с крюка на крюк. В целом же ситуации и трофеи из дополнительных развлечений похожи на основной контент Immortals of Aveum: та же скверна пару раз попадается и на магистральном пути к финальным титрам игры, а здоровье героя неоднократно прокачивается автоматически после победы над крупными боссами.
Дьявол — в деталях
Напоследок отмечу, что между главами герой возвращается на базу ордена магов, где не только участвует в обязательных сюжетных сценах и диалогах, но и разговаривает с друзьями. Из бесед можно почерпнуть интересную информацию о мире игры, социальном устройстве королевств, причинах войны и чертах личности ключевых персонажей.
По чистой случайности уцелевший в кровавой бойне солдат, например, поначалу восхваляет вашего наставника – считает, что она своим прикосновением благословила его и защитила, хотя герой знает, что таких заклинаний попросту нет. И тот же самый вояка ближе к финалу уже проклинает как вообще магию, так и жаждущих ее колдунов, вслух проговаривает, что итоги войны едва ли изменят хоть что-то в его судьбе, но продолжает стоять на посту и выполнять указания своих лидеров.
Королевствами правят аристократы, почти поголовно умеющие применять магию, однако по ходу игры можно узнать, что высшие слои общества такой расклад частично подстраивают: богатые семьи используют перекрестки потоков маны, чтобы зачать будущих колдунов. В разных регионах Авеума есть политические активисты, пропагандирующие персонализм и равные права от рождения, однако над ними обычно смеются, в том числе ваш ближайших соратник. Обаятельный и разговорчивый, он не раз демонстрирует свою предвзятость к некоторым группировкам, расам и видам.
Постепенно герой, когда-то бывший бездомным, понимает, как неидеальны все организации и люди вокруг, неоднозначны их принципы и хрупки его собственные убеждения. Однако часть этих побочных деталей так и остается просто штрихами, не приводя к каким-либо сюжетным последствиям. И это не так уж плохо: слабеет ощущение, что все происходящее — только ради тебя. И уже проще поверить, что мир вокруг живет своей жизнью.
Immortals of Aveum вышла очень достойной, и потому вдвойне жаль, что в глазах публики она выглядит очередным проходным экшеном в духе Testament и Atlas Fallen. Electronic Arts не смогла подать игру должным образом, а потому большинство геймеров так и не узнает, сколь интересно путешествовать по Авеуму, искать тайники с артефактами в закоулках, сражаться с отрядами разношерстных врагов, побеждать гигантских боссов и с ощущением «Я король мира!» летать, прицепившись к потокам маны. В этой игре хорошо почти все, пусть даже ее и не назвать выдающейся. Хочется верить, что она хотя бы со временем обретет заслуженное признание.
Оценка: 8/10