Найти тему
ЛенПросвет (Hellen Geographic)

"Из чего же сделаны наши мальчишки", или Продолжение истории Константина Павловича

– Да ты что, милый? Полагаешь, жена тебе рядовой твоей роты? Слыхала я, машиной ты считаешь и людей, и офицеров. Так помилосердуй и жену под тот же ранжир не подводи… Осрамишь и себя и меня… На целый свет прославишь…
– Да я ничего не говорю, бабушка. А как я знаю, написано в Законе: жена да убоится! Значит…

Как в воду глядела Екатерина Великая, наставляя перед свадьбой внука Константина.

Беггров К.П. Гравюра. Портрет великого князя Константина Павловича.
Беггров К.П. Гравюра. Портрет великого князя Константина Павловича.

О трудной жизни жены Константина Анны Фёдоровны написано не мало, но как так получилось, что 16-летний муж оказался тираном?

Воспитанием Константина и Александра императрица занималась лично, составив чёткий план развития наследников.

Большое внимание уделялось физической форме и здоровью. Например, температура воздуха в комнате должна была быть 16-17 градусов, чтобы больше гуляли. Никаких перин и теплых одеял. Одежда также самая простая. Если до ужина проголодаются, то перекусом служил кусочек хлеба. Главное - дети не должны были находится в праздном состоянии. И в лучших законах некоторых современных психологов: "в играх давалась им полная свобода, без унимания малых неисправностей"

Вот Константин и рос физически сильным и очень активным ребёнком, который с детства привык играть, как ему хочется.

А что же насчёт духовного развития?

По инструкции Екатерины учителя должны были прививать детям человеколюбие и сострадание, почтение к религии и бабушке. "Отучать от страха и приучать к учтивости". Но какими науками и средствами этого достичь? Императрица составила инструкции по обучению, которые передала Николаю Ивановичу Салтыкову.

Художник И.-А. Тишбейн, 1780 год
Художник И.-А. Тишбейн, 1780 год

Учить детей следовало тогда, когда они сами захотят и не больше получасу. За учебу ругать было нельзя, можно только хвалить за успехи. Обучать следовало языкам, но только в разговорах и тому, что развивает поворотливость и силу.

-3

С родителями Константин почти не виделся. Музыки и поэзии, которые раскрывают чувствительность, его не учили. Откуда он должен знать в 16 лет, как вести себя с женой? Он обучен играть и военному делу. Этим он и продолжил заниматься, но уже с женой, не спрашивая, нравятся ли ей такие занятия.

Анна Фёдоровна
Анна Фёдоровна
Пока еще невестой Анна жила вместе с великими княжнами, под надзором той же неизменной княгини Ливен, жених-сорванец являлся зачастую, увлекал за собой невесту к клавесину, раскрывал ноты военных маршей и кратко отдавал приказание:
– Ну-ка, сыграйте! А я буду аккомпанировать…
И он, прижав к толстым своим губам военную трубу или поправив на перевязи туго натянутый, звучный барабан, издавал вступительные шумные звуки на этих инструментах.

Как же удивительно похож по характеру и интересам Константин на своего деда Петра Третьего!

Мраморный дворец
Мраморный дворец

Они были слишком разными. Константин просто не видел примера отношений мужа и жены. Вот и вёл себя с Анной, как с любым другом из окружения. Ему 16, а ей 14. Просто время романтичных интересов ещё не пришло. И игры в новом доме молодоженов продолжились. Вот эта вседозволенность в играх с детства и привела к эпизоду с крысами. Честно, мне очень жаль, что юной Анне пришлось пережить тот эпизод.

Видишь: в клетках эти канальи… Я их тоже не люблю. Вот мы и будем казнить их, чтобы не грызли повсюду…
Бледная, испуганная, прислонилась молча к стене Анна, ожидая, что будет дальше. От страха она уж и сказать не решалась ничего…
И вот на ее глазах по знаку Константина слуга взял одну клетку, приложил ее дверцей к жерлу пушечки, уже снабженной пороховым картушем. Дверца западни со скрипом скользнула кверху, и две крысы покатились по дну клетки прямо в жерло пушечки, теперь глядящее кверху.
Быстро отняв клетку, слуга забил пыжом это живое ядро… Отошел немного. Константин сам, уже держа наготове горящий фитиль, поджег запальник… Огонек блеснул красной искрой…
Бухнул резкий удар… Клуб дыму вынесло из жерла…
Несколько темных комочков опередили облако дыма, мелькнули в воздухе и глухо шлепнули прямо в щит там, на другом конце, распластались на этом щите, давая мутные розовые потоки вниз и кругом…
Анна, как зачарованная, следившая за всем этим, вскрикнула и упала без чувств…

Когда императрица узнала про эту выходку Константина, она попыталась исправить ситуацию, забрав жить внука с невесткой в Зимний дворец. Весной вместе с двором они переехали в Таврический дворец, где Екатерина также держала Константина в ежовых рукавицах. Для Анны настало спокойное время. А осенью 1796 года Екатерины не стало. Не стало защитницы Анны, человека, который мог усмирить характер Константина. Поддержки от нового императора, её свёкра Павла Первого ждать не было смысла. Анну выбрала его матушка, а всё, что нравилось Екатерине, вызывало у него неприятие. Меж тем Анна взрослела и становилась ещё краше.

-6

При дворе её называли "вечерней звездой". Константин оказался довольно ревнивым молодым человеком. Внимание других мужчин к супруге он переносил с трудом. Поэтому, чтобы самому сильно не мучится, он стал запрещать жене покидать её личные покои. Он даже ревновал Анну к брату Александру. Я думаю, что ревность была напрасной, т.к. самым близким другом при дворе у Анны была супруга Александра Елизавета.

Елизавета Алексеевна На портрете Элизабет Виже-Лебрен (1797)
Елизавета Алексеевна На портрете Элизабет Виже-Лебрен (1797)
Графиня В. Н. Головина вспоминала: «Анне Фёдоровне тяжело жилось от невозможного характера, которого никто не мог обуздать. Его грубые выходки, отсутствие всякого такта превращали супружескую жизнь в настоящую каторгу, и скромная Анна Фёдоровна нуждалась в дружбе с Елизаветой, умевшей сглаживать частые нелады супругов…»

Начало тут. Продолжение тут