Найти в Дзене
Царьград

Богачей заставят платить больше? Депутат рассказал про законопроект об особом налоге

VLADIMIR BARANOV/GLOBALLOOKPRESS
VLADIMIR BARANOV/GLOBALLOOKPRESS

Депутат Николай Арефьев призвал ввести увеличить подоходный налог для богачей до 30%. Это мера позволит принести в бюджет дополнительные деньги.

Прогрессивный подоходный налог следует увеличить до 30%, поделился в беседе с URA.RU Николай Арефьев, первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике. Такой шаг, по его словам, позволит бюджету получить дополнительные 2,5 триллиона рублей.

Мы вносили закон о прогрессивном подоходном налоге. Его до сих пор не рассмотрели, а надо. Там предлагается ввести прогрессивный подоходный налог до 30% на сверхдоходы. Бюджет получил бы 2,5 триллиона рублей, и не надо было бы просить их у олигархов. Мы ничего не придумывали. 28% прогрессивный налог в США. 60% - во Франции. В Норвегии - 28%,

- отметил парламентарий.

Всего практика введения прогрессивного подоходного налога существует в более чем 40 государствах.

Депутат добавил, что несмотря на непростую ситуацию, в России увеличивается число богачей. За прошлый год в стране стало на 22 олигарха больше, состояние олигархов увеличилось на 12 триллионов рублей. А между тем в бюджете не хватает 3,5 триллиона рублей.

C 2021 года в России действует повышенная ставка НДФЛ для граждан, чей доход превышает пять миллионов рублей в год (для них налог составляет 15%). Собранные средства идут на лечение тяжелобольных детей.

Это замечательное начинание правительства, но работу в этом направлении следует усилить. Всё больше приходит понимание того, что России нужна прогрессивка.

"Заплати налоги и спи спокойно". Вероятно, многие из вас помнят этот рекламный ролик, активно крутившийся по телевидению во времена оные. Мужчина не может заснуть, включает и выключает свет лампы, нервируя и раздражая свою супругу. Авторы как бы намекают нам: он чего-то недоплатил. Правда, в России ситуация с налогами, вернее, с их собираемостью значительно улучшилась за последние годы. Выстроенная Михаилом Мишустиным система Федеральной налоговой службы позволяет следить практически за каждым рублём. А плоская ставка в 13% не такая уж высокая для толстосумов, чтобы подставляться перед инспекцией ФНС лишний раз.

Тем не менее всё чаще раздаются призывы вернуться к прогрессивной шкале налогообложения. Свою задачу плоская шкала НДФЛ выполнила ещё в 2000-х. С тех пор страна стала другой, степень контроля за доходами граждан возросла, государство приобрело централизованность и силу, самых рьяных налоговых уклонистов вытеснили в Лондон или отправили в места лишения свободы, местных царьков приструнили. Почему же, спрашивается, богатые должны платить столько же, сколько бедные? Или наш федеральный бюджет не нуждается в деньгах? Ещё как нуждается.

Внедрению прогрессивки отчаянно сопротивляется министр финансов Антон Силуанов. Вообще глава Минфина не стремится быть цербером, выгрызающим налоги у толстосумов. Стратегия финансового ведомства очень робкая и нерешительная. В декабре 2021-го Антон Германович объявил: до 2024 года повышать НДФЛ, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость не будут. Не станут также вводить прогрессивную шкалу, хотя о необходимости этого шага уже сказал даже Международный валютный фонд, традиционно торпедирующий здравые инициативы.

Так называемая плоская шкала налогообложения не остановила отток капиталов из экономики, источником которого является, по сути, вывод денег из бизнеса. Это не только и не столько полученные дивиденды, хотя они есть, сколь иные формы. Богатые люди через свои позиции или позиции своих кадров выводят деньги из бизнеса, уплачивая скромный плоский налог 13%. Эти деньги компании не оставляют. А сама компания должна занимать на рынке, обрастать долгами, быть неэффективной, а в конечном итоге не выплачивать дивиденды.То есть плоская шкала поощряла отнюдь не протестантское буржуазное поведение, она поощряла расточительное поведение, когда бизнес рассматривался не как дело жизни, куда нужно вкладывать, и если там заработаны деньги, то они должны идти в инвестирование, а как шкатулка с деньгами, откуда они постоянно изымаются. Если удастся ввести шкалу прогрессивного налогообложения, то это не будет антибуржуазный акт. Это будет вполне логичное решение для буржуазного общества и для государства. Потому что в этом случае крупные собственники, да и собственники средние, будут вынуждены больше инвестировать. Они будут вынуждены оставлять и меньше занимать, навешивать меньше долгов на акционерные предприятия. Таким образом оставляя порой мелких акционеров без доходов,

– считает экономист, директор Института нового общества Василий Колташов.

С необходимостью возврата прогрессивки согласен и Константин Малофеев. По его мнению, уровень НДФЛ для богатых нужно поднять в несколько раз.

Я считаю, что прогрессивная шкала у нас обязательно должна быть, и богатые должны платить не 15%, как сейчас, а 50%. А разницу, как и сейчас, направлять на помощь детям с редкими заболеваниями. Так вот, почему богатые не хотят платить? И что нужно сделать для того, чтобы они захотели? Надо освободить от этого налога тех, кто сам направляет деньги на благотворительность. И тогда люди будут учреждать свои благотворительные фонды и помогать тем, кому они сами захотят. Например, родному краю или определённой группе населения, которая им кажется наиболее обездоленной. Руководителем фонда богатый человек обязательно назначит свою жену или дочь. А это значит, что изменится атмосфера в семье, потому что они все будут заниматься благотворительностью, будут это обсуждать. И это в целом изменит атмосферу,

– отмечает учредитель телеканала Царьград.