АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление
В первой части был разобран компрессор низкого давления и разрезан шарикоподшипник, причём он «сидит как живой», то есть шарики видны, но не выпадают. Во второй — разобран уже компрессор высокого давления, он тоже спереди стоит на шарикоподшипнике, поэтому раскромсаем и его, чтоб было видно, но при этом крутилось. Чтобы двигатель после сборки выглядел так:
Итак, опора в разобранном виде — внешнее кольцо подшипника и пара стаканов, распределяющих по нему масло:
Отмеряю половину глубины с учётом бурта стакана, размечаю её на 1/4 окружности...
Дальше всё понятно...
Получилось — шарики не выпадают:
Самое сложное в резке КВД позади, теперь пришёл черёд самого зрелищного. Ротор состоит из чередующихся дисков с лопатками и барабанов, здесь барабан обозначен «4/5» — он разделяет 4-ю и 5-ю ступени, выполнен заодно с диском 4-й:
Весь компрессор — и ротор, и статор, то есть направляющие аппараты — сделан из титанового сплава, поэтому режется с фейерверком. Это показано на видео по этой ссылке.
Делаю «ризеншнауцер» всем дискам:
По форме краёв дисков и укорачиванию лопаток чётко видно форму канала, в котором течёт и сжимается воздух.
Собираю переднюю часть ротора, на неё потом ставятся остальные ступени:
Чтобы ротор был более жёстким, точка опоры вынесена вглубь — конусообразный носок вала, опирающийся на шарикоподшипник, подходит аж к 6-й ступени. Лучше это видно в профиль:
Как видим, диск 4-й ступени (светло-синий) выполнен заодно с барабаном, на фланце барабана лежит диск 5-й ступени, на диске — барабан 5/6, на барабане — фланец носка вала... За фланцем идёт диск 6-й ступени, потом S-образный барабан — в общем, вот чертёж:
S-образный этот барабан, естественно, только в разрезе, и то приближённо. На нём уже с помощью длинный болтов (зелёные) висят остальные ступени (в нашем АИ-25 — пять, на чертеже — шесть, так как начерчен АИ-25ТЛ). Первые три ступени стягиваются похожими болтами, но покороче — они видны на снимках.
Вот S-образный барабан с болтами поставлен (потом их, естественно, не вставить) и первые три ступени стянуты:
Теперь нужно распилить и статор. Он состоит из колец с торцевыми уплотнениями и половинок направляющих аппаратов:
Чёрная матовая поверхность изнутри колец — и есть торцевое уплотнение, легкосрабатываемое покрытие, которое прирабатывается к лопаткам. Справа виден направляющий аппарат с окнами по периметру — это выпуск воздуха к клапанам перепуска, он идёт с двух ступеней.
Так выглядит собранный пакет статора двух ступеней:
Видны ключи, не дающие собрать в неправильном положении, а также не позволяющие статору проворачиваться при работе — всё ж на лопатки действует немалая сила от закрученного потока, да и кольца при приработке норовят провернуться.
Разметил, режу:
Статор скомпонован с ротором, заднее полукольцо шарикоподшипника (под зелёной стрелкой), как видим, тоже стоит на месте — всё готово к стыковке:
Сперва напрягши конструкцию кран-балкой (виден уходящий вверх канат), а потом перенеся нагрузку на домкрат, загоняю конструкцию в опору:
Дальше уже заложить сепаратор, насыпать шариков, наколотить на носок вала переднее полукольцо и затянуть гайку — дело техники. Начало сборки положено, двигатель выглядит так, как на первом снимке в статье. Дальше будет сборка оставшихся 2/3, установка задней части вала с межвальным подшипником, камеры сгорания... Это уже в следующей части.
Чтобы подписчики быстрее узнавали об обновлениях и нашли нужные каналы в случае автоматической отписки — создана Телеграм-группа https://t.me/vsechtodviz, объединяющая уже семерых авторов Дзена по теме транспорта: