По правилам к концу похода рюкзак должен потерять часть веса: припасы съедены, газ использован. Но если маршрут проходит по Уральским горам, то может случиться ровно наоборот - рюкзак станет неподъемнее. Всему виной - камни. О том, как на Урале мы наткнулись на заброшенное кернохранилище и набрали минералы, однажды рассказывала. Это лето не стало исключением - из похода вернулась с грудой находок из заброшенной штольни на горе Баркова, о которых и поведаю.
Впрочем, в поисках сокровищ по склонам бродила не я одна. У подножия горы находится турбаза "Желанное", через которую проходят туристические тропы. И хотя добраться сюда непросто – 130 км от ближайшего города Инта преодолеваешь на вездеходе за шесть часов, - летом это самое многолюдное место на Приполярном Урале.
Перед возвращением в цивилизацию мы заночевали на турбазе, а утром в ожидании вездехода решили сбегать на промышленную заброшку. На месторождении с поэтическим названием «Желаннное» долгие годы добывали кварц и горный хрусталь. И хотя мы на богатства в штольнях особо не рассчитывали, любопытство оказалось сильнее.
Для оборонки и ювелирки
На вершину к штольням ведет дорога из белоснежного кварца. В солнечный день камень настолько ослепителен, что режет глаз. Первые находки, которые стали распихивать по карманам, стали попадаться сразу под ногами. Но уже скоро мы их безжалостно забраковали.
«Желанное» считается крупнейшим месторождением жильного кварца – здесь находится 77 % от российских запасов этого минерала. И хотя кварц в общем-то камень немудреный – недрагоценный и самый распространенный на земле, все равно по-своему эффектный. Геологов он интересовал в первую очередь как материал полезный для экономики. Эти запасы на Приполярном Урале открыли в середине XX века, а в 1988 году после исследований участок получил статус месторождения. С тех пор добываемый здесь пьезооптический кварц и горный хрусталь отправляли на производство специзделий в оборонной промышленности.
Но не все шло в «оборонку». Красоту минералов тоже оценивали. Сначала месторождением заинтересовались, когда в 1956 году обнаружили уникальный кристалл горного хрусталя весом почти в 200 кг. В 80-е годы вскрыли крупное хрусталеносное гнездо. На память об этом добытый кристалл дымчатого кварца весом 4 тонны установили у администрации в городе Инта.
Размеры кристаллов, как отмечают геологи, здесь немаленькие - колеблются от нескольких сантиметров до 1,5 метров и больше. Найденный горный хрусталь дымчатой и цетриновой окраски использовали в качестве ювелирного сырья. Кроме этого, в породах находили лазулиты, турмалиниты, золото. Можно представить, какие сокровища Уральских гор мы тайно рассчитывали отыскать.
Отработали смену и вышли
Со времен добычи кварца на горе сохранился вахтовый поселок. Закрылся он, кажется, в 2016 году. И учитывая, что территория эта труднодоступная, многое здесь осталось в целости. Находись подобное производство поближе к городу, многое давно бы разорили и разграбили. Не знаю, по какой причине остановили добычу кварца. Но территория выглядит так, точно рудокопы закончили смену и вышли. Правда, задержались на несколько лет, а все вокруг ржавеет, разрушается ветрами и снегами.
На турбазе иногда проводят экскурсии по штольням, но мы обошлись без сопровождения. И с тем, как выглядела добыча кварца, разбирались сами.
Гора Баркова находится на территории национального парка «Югыд ва». И промышленный пейзаж заброшенных штолен, откровенно говоря, выглядит диссонансом на фоне первозданной природы. После горнодобытчиков на площадке остались мастерские, цеха по отгрузке руды, склады. По горе ползут линии электропередач с оборванными проводами. Скелетами динозавров разлеглись по слону рельсовые эстакады.
В некоторых бытовках до сих пор сохранились вещи из жизни горнорабочих. В комнате отдыха - ковер с оленем на стене, печка-буржуйка, аптечка, посуда. В рабочем помещении – устройства для зарядки фонарей, инструкции, с десяток резиновых сапог, на видном месте вывешены обязательства «Кожимского разведочно-добычного предприятия» по качеству.
В ремонтной мастерской на полках разложены запчасти, инструменты, а над столярным столом развешаны нетронутные, в упаковке запчасти. Для добычи в шахтах полагался еще и склад взрывчатых материалов, но определить его не удалось. Зато стоящий в отдельном бараке генератор, кажется, даже блестит заводской краской и выглядит вполне рабочим. Но площадку тут никто не охраняет - незачем и не от кого.
За хрустальной мечтой
Но прогулка по промышленной заброшке была лишь забавой перед тем, как мы попали в штольни. Некоторые из входов оказались разрушенными, с поваленными подпорками. Поэтому внутрь забираться не рискнули. Зато в один просторный проем зашли целой компанией и сразу окунулись в холод. Перед углублением в горную породу на входе был пристроен деревянный вход, поэтому в тени еще ощущалось лето. Но стоило пройти внутрь, как под ногами захлюпали лужи, начался лед, и сосульки обступили и сверху, и снизу.
Чтобы увидеть, где добывали кварц и горный хрусталь, нужно было пройти дальше, вглубь метров на 400. Как определили ученые, на месторождении Желанном хрусталь сформировался 250-264 млн лет назад. Представить такой временной отрезок в уме невозможно. Но можно сымпровизировать и сравнить его с расстоянием. Тогда, если один год принять за один миллиметр, то окажется, что от нашего места до эпохи формирования хрусталя будет около 250 километров.
Впрочем, добыть нетронутый хрусталь после промышленной выработки у нас не было никаких шансов. Если кварц добывают достаточно грубо – с отбойным молотком и взрывчаткой, то хрусталь вынимают из породы вручную. Знатоки говорят, что издавна для извлечения хрусталя использовали олений рог. Он достаточно острый, чтобы дробить породу, и при этом мягкий, чтобы не повредить хрусталь. Сейчас же для добычи хрусталя используют тепловые пушки. Они отогревают породу, а потом из вечной мерзлоты осторожно высвобождают друзы - куски сцепленных друг с другом кристаллов.
Увы, к спелеологическому исследованию заброшенной штольни мы были неподготовлены – в кроссовках по скользкому льду далеко не проберешься. Поэтому попозировав на фоне сталактитов и сталагмитов, выбрались наружу.
Зато попав на отвалы горной породы, отыгрались. Совру, сказав, что обломки друз попадались тут и там. Но все же несколько чудесных минералов удалось отыскать. Остановиться на одном-двух камнях не удалось, поэтому взяли минералы с запасом. Домой – в коллекцию, друзьям – на подарки, а кое-кто и солидный обломок – для украшения дачи.
Ставьте 💙, подписывайтесь на «Север неизвестный» и читайте: