«Только в этот раз камней не привози», - попросил муж, когда мы с рюкзаками грузились в поезд на Крайний Север. Но спустя время дома к обломку застывшей лавы и кристаллам из пещеры добавился кусок серпентинита. Сочно-зеленый, массивный, в форме пирамиды – как раз такой, чтобы напоминал о суровой красоте Полярного Урала.
Но что значит моя «коллекция» по сравнению с той, на которую мы наткнулись в брошенном поселке Полярный. С 1963 года геологи привозили сюда керны - образцы всех минералов, найденных в подземных кладовых Полярного Урала. В 2004-м поселок закрыли (подробнее - Арктический Чернобыль: во что превратился брошенный посёлок геофизиков), а керносклад посчитали неважным объектом и оставили без присмотра. И теперь огромное кернохранилище - из тысяч обломков, бесчисленных минералов - превратилось в кучу сваленных образцов.
Каменная библиотека
Когда-то для жителей Полярного кернохранилище являлось сердцем поселка. Но сейчас от длинного одноэтажного здания остался только корпус – без крыши, окон и дверей. Внутри обрушившиеся стеллажи, а снаружи десятки разбитых ящиков с керном.
В безлюдный поселок движимые ностальгией иногда наведываются его прежние жители. Игорь Перминов за 40 лет исходил все ближайшие горы Урала, сам как геолог приносил на склад добытые минералы. А сейчас точно Сталкер проводит для путешественников экскурсии по поселку, превратившемуся в зону отчуждения.
Для обычного человека керн – кусочек горной породы, извлеченный из недр земли, - простой камень. Для специалистов - кладезь информации, благодаря которому можно судить о полезных ископаемых на той или иной территории. С помощью керна определяют состав горных пород, могут учесть все параметры для подсчета запасов нефти и газа, выбрать экономичные способы разработки месторождений.
Раньше керновые ящики размещали строго по скважинам, откуда были взяты образцы, а каждый ящик маркировали. На досках еще сохранились обозначения, но понять эту шифровку способен лишь специалист.
Игорь Перминов легко считывает происхождение камней. Помогают в этом не только надписи. С каждого из участков в поселок свозили породы, характерные своим местам.
- Тут керны с горного массива Раиз, другие породы - с долины реки Байдараты и Харматалоу, - Игорь Перминов узнает в груде ящиков то, что когда-то сам находил в горах.
Хотя склад разорен, мы тайно надеемся отыскать в нем необычные камни. Но Игорь Геннадьевич, предвосхищая наше желание, сообщает:
- Образцы наиболее ценных камней отсюда вывезли еще в начале нулевых в кернохранилище Лабытнанги. Но потом его закрыли, а керн отправили в федеральное кернохранилище под Москвой, - поясняет Перминов.
В разбросанных кернах я распознаю разве что белый мрамор, белоснежный кварц и зеленые нефриты с серпентинитом. Игорь Перминов дополняет мои скудные познания в минералогии и говорит, что здесь можно отыскать бариты, марганец, родонит, железо, медь, цинк, свинец, молибден, фосфориты, хромиты…
- Был когда-то золотой керн. А если и сохранился где, то вы его не определите. И нет радиоактивных кернов – с радием и торием. А так здесь все, что находили на Полярном Урале, - заключает Игорь Перминов.
Ценный научный материал утерян
За последнее десятилетие даже то ценное, что оставалось в каменной библиотеке, разграбили кочевники. Как ни печально признавать бывшему геологу, в нынешнем виде хранилище не имеет большой значимости.
Но для геолога пустой породы не бывает. По составу керна он может прочитать историю края как по страницам книги.
- Ценность керна заключается в том, что он носитель геологической информации. Нынешние специалисты могут разбираться в теме глубже, чем тот, кто описал керн много лет назад. И тогда они могут взять керн из скважины, как первоисточник, исследовать его со своей точки зрения и получить новую информацию.
Керн как атом неисчерпаем. Но даже не догадываясь о его тайнах, каждый очередной путешественник по наитию старается взять отсюда минерал на память о Крайнем Севере.
Ставьте 👍, подписывайтесь на «Север неизвестный» и читайте другие истории: ✔️Воркута: если бы депрессия была городом✔️ Хитроумные воркутинские дома, под которыми можно идти в полный рост