1,7K подписчиков

Кто такие вяшки и вяшата, откуда они взялись?

Слышали о вяшках и вяшатах, уважаемые читатели?

Лично меня с ними познакомили упомянутые на канале вот уже, наверное, раз этак в пятидесятый «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева.

Данный источник сомнительной достоверности (и, как следствие, ценности) сообщает следующее:

Если ночью что-то скребётся в стене, шелестит, словно солома шуршит, слышатся странные шорохи и треск, говорят, что это балуют Вяшки – домашние «позастенные» божки.
По ночам они пересчитывают соломинки либо доски крыши, перебирают паклю, плотнее конопатят стены, присматривают за каждой травинкой в огороде, каждым растением словом, от вечерней зари и до утренней всё время заняты по хозяйству, а днём отдыхают. Их очень много, размером мал мала меньше, самый большой с воробья, а бывают и с муху величиной.
Вяшата же вообще неразличимы простым глазом.
Это безусловно добрые духи, и если чрезмерно шумят по ночам, то не из озорства, а по усердию своему.

Ну что тут сказать...

О домовом в повседневной жизни, думаю, каждый из нас встречает время от времени кое-какие упоминания – нет-нет да и обмолвится кто-нибудь: домовой, мол, проказит.

О дворовом, как мне видится, вряд ли кто вспоминает (да и в полевых записях данный персонаж фигурирует на порядок реже). Есть вполне обоснованное и аргументированное мнение, что дворовой «откололся» (да и то отнюдь не повсеместно) от образа домового, но в самостоятельную фигуру толком не оформился.

А что же вяшки и вяшата?

А ничего...

Я нашёл лишь один источник старше «Русских легенд и преданий», упоминающий этих, с позволения сказать, духов. Собственно, оттуда они и перекочевали в сборник Грушко-Медведева.

И знаете, кто написал про вяшек и вяшат?

Юрий Петрович Миролюбов.

Тот самый, что заявил о находке так называемой Велесовой книги, а заодно якобы составивший её перевод. У сего писаки имелось не одно псевдоисторическое сочинение...

Цитирую миролюбовскую «Русь Заповедную»:

Ночью слышны шорохи в доме, поскрёб в стенах, шелест, будто солому переворачивают. «Старые люди» говорили в Юрьевке: «А то ж вяшки балуются! Их очень много и они величиной с воробья, а другой и жучка меньше, с пчелу, с муху величиной. Они добрые, и если шалят, так точно дети, без всякого зла». После Захариха сказала, что Вяшки «живут в стенах». Дед Канунник тоже знал про Вяшков. Он утверждал, что есть Вяшки, а есть ещё и Вяшата. Последние – совсем мелочь, а иных и глазом не увидишь. Из расспросов удалось выяснить, что Вяшки – «позастенные Божки», существа, наделённые вечной жизнью, но занятые мелкими функциями: одни из них стерегут кирпичи дома, чтоб не рассыпались, другие живут в соломе – «соломинки считают», третьи, величиной с жучка, по стеблю пшеницы карабкаются, как по дереву, чтоб посмотреть, наливается ли колос и не залезла ли туда какая нечисть. Есть Вяшата, кому листва поручена, цветы, ягоды, чтобы не пропали. Другие подчинены Домовому, Погребнику, царящему между кадушек, в погребе. Они должны паутину сметать. Все эти мелкие духи двора, хозяйственные Божки, другие, в поле, подчинённые Полевому, Садовому, Огородичу, Зерничу, Кореничу. Скажет Коренич, чтоб посмотрели, как корешки растут, а Вяшата проделают дырочку в Земле и каждый корешок осмотрят, почистят, чтоб не зацвёл плесенью. Другие Вяшата в цветах сидят, с пчёлами дерутся за мёд. Они очень любят мёд. Некоторые из них цветочную пыльцу собирают. Одним словом, Вяшки и. Вяшата – Божества низшего разряда, своего рода Инфра-Мир Божеств. Большие Боги – над человеком, от них зависит его судьба, а Вяшки под человеком, в низу жизни, но и от них зависит его судьба! Прозевают Вяшки с Вяшатами, и весь урожай пропасть может. Так что в крестьянстве, хоть и не занимались особенно Вяшками, но иной пчеловод, собирая соты, нарочно кусочек в траву уронит, а наутро – глядь, а Вяшки с Вяшатами и полакомились. Нет больше кусочка! Съели. Вяшки – Божества мирные, от них вреда человеку нет, разве что прозевают посмотреть за травой или Домового не послушаются вовремя, так какой-либо урон произойдёт, но урон этот не от злой воли Божков, а от невнимательной службы. Потому-то крестьяне, зная про Вяшков, никогда их не ругали и лишь укоризненно качали головой: «Ишь, Вяшки не досмотрели!» Последний укор был хуже битья. Добрые по натуре, они мучаются, если недосмотрели чего. И уж после можно быть уверенным, что положение исправится. Во дворе они играют мелкую роль, почти незаметную, потому что там Домовой с Погребником, Горешным, Овинником, Скотичем и Соломенным следят за всем, а в огороде, например, всего один Малый Бог – Огородич или в поле – Полевик. Там Вяшки с Вяшатами незаменимы. Они каждый листик, каждый цветок, корешок, стебелёк должны пестовать, а потому и роль их велика. Начинают они свою работу с вечера, с Зари до Зари, и кончают её, уходя спать на день.

Вот только кроме господина Миролюбова, за которым водился откровенный фальсификаторский грешок, никто никаких вяшек и вяшат в фольклоре не фиксировал, составители профанных энциклопедий якобы славянской мифологии касательно данных «позастенных божков» пересказывают именно его писанину.

И какой следует вывод?

Правильно, вяшки и вяшата – очередной, как можно нынче выражаться, фейк...

А ведь и без всяких придумок родная наша славянская мифология непроста и чрезвычайно интересна.

Как жаль, что не все это понимают...

Иллюстрация Алексея Монжалея
Иллюстрация Алексея Монжалея