Найти тему
Двойняшкины истории

Разговор с психологом об адаптации к детскому саду

Мы уже 3 дня ходим в детский сад. Тяжело пока. Поэтому я так рада, что в выходные удалось пообщаться со своей школьной подругой, психологом, мамой двоих детей Екатериной Шумских. У Кати еще множество регалий, но я их честно, не все помню🙈. Итак, погнали!

Психолог Екатерина Шумских
Психолог Екатерина Шумских

Как подготовить своего ребенка к детскому саду, чтобы адаптация прошла легче, мягче?

Начните с себя! Вот такой вот простой совет. Если мама готова к тому, что её малыш идёт в садик, не переживает, «не грузит» его своими переживаниями, то адаптация пройдёт на «ура». Не надо транслировать ребенку свой опыт, тем более если он у вас был негативный. Вообще, что такое тревога? Это неопредмеченный страх. Если мама покопается в себе, она поймёт, чего конкретно боится. И с этим страхом уже можно работать. Хотя чаще всего, когда мы его опредмечиваем, он уходит.  

Не нужно обещать лишнего: «Пойдёшь в садик, будешь с ребятками в игрушки играть». Да вы же не знаете наверняка, будут ли с ним ребятки играть. Вот игрушки там точно будут.

Бытует мнение, что 2-летки идут в садик легче, чем 3-летки. Почему?

Я бы так не сказала. Всё очень зависит от конкретного ребенка. Но, думаю здесь загадка кроется в кризисе трёхлетки, который ещё «не пришёл» к двухлетке. В 3 года у малышей ярко выражено «я сам» и «моё». «Мама моя», «игрушка моя», идёт борьба за внимание воспитателя. В общем, ярко выражена конкуренция. 

Почему одни малыши из яслей кусают других? (вопрос подписчицы)

Ооо, и это прекрасно! Это про отстаивание своих границ. В этом случае, ребёнка ни в коем случае нельзя резко осекать, только объяснять. Иначе через наказание он, уже будучи взрослым, начнёт и должностями делиться, и избранником. 

Я не согласна! У меня Петя отбирает у Паши все, вот все до единой машинки. И если тот не отдает, кусает. И даже когда Паша проявил чудеса коммуникабельности и выменял машинку у кого-то, Петя выменянную отбирать пытается. 

Да, потому что Петя все машинки считает своими. Он защищает свою границу и это НОРМАЛЬНО! Думаю, что он и брата считает своей собственностью. Поэтому здесь тебе может помочь только выдержка, терпение и постоянные объяснения по 100-500 раз: «Это машинка не твоя, она Пашина, давай вместе думать, что мы можем сделать! Потом можно предложить несколько вариантов развития событий».

Ребенок прекрасно остается с бабушкой и папой. Но как только появляется мама - тушите свет. Почему так? (вопрос подписчика)

И это тоже прекрасно (смеётся – Авт.) Это значит, что у ребенка осознанная прокачанная мама, у которой огромный контейнер. Сейчас расскажу подробнее. Весь день ребенок провёл с бабушкой или в детском саду, возможно ему было грустно, его обидели, подрался с кем-то. Но все эмоции он держал в себе. И тут появляется мама. Мама – это большой контейнер! А малышу просто необходимо разгрузиться, выплеснуть все-все эмоции, которые скопились. Если мама дает прожить свои эмоции, прорыдать их – это просто супер. Сначала можно просто сидеть рядом и молчать, дать ребенку пространство и возможность злиться. Потом постепенно включаться, мягко задавать вопросы. Ни в коем случае не осуждать, не затыкать. Ещё раз, эмоцию важно прожить, чтобы она не скоксовалась. 

А включаться, реагировать, отвлекать стоит или просто молчать? И сразу вопрос про еду: можно ли поощрять вкусняшкой? (вопрос подписчицы)

Нет. Если не хотите в будущем для своего ребенка расстройства пищевого поведения. 

А включаться и отвлекать в некоторых случаях, конечно, имеет смысл. Пришли вы в магазин за обувью, а ребёнок ни в какую не хочет мерять, начинает истерить. Тут уж не получится сесть рядом и ждать, когда эмоция "выйдет наружу". Нужно придумывать игру: давай сначала померяем бегакроссы, а потом ходикоботинки. Ну, на что фантазии хватит. Но если отвлекать всё время, он не научиться проживать свои чувства. Ах да и лучше проговаривать, что за чувства: «Тебе обидно… Тебе больно… Ты злишься….»

Как понять по ребенку, который еще не говорит, что в детском саду что-то произошло? Например, обижают! (вопрос подписчицы).

- Внимательно наблюдать. Ребёнок вдруг начинает себя щипать или царапать, или рвать волосы, или за половые органы хвататься. В этом случае нужно обратить внимание воспитателя на проблему, чтобы она присмотрелась, что тревожит малыша.  

Можно ли по воспитателю понять, что она способна на  эмоциональное, психологическое или физическое насилие?

Сразу скорее всего нет. Я вот с сыном только ко второму классу поняла, что наша учительница – жуткая манипуляторша. Но переводить уже был не вариант, хотя и предлагала. И дочке тоже воспитательница досталась очень непонятная, человек настроения. Как-то пришли с Аней в сад с опозданием, а она моей малышке кулак показывает и говорит: «Ай-яй-яй, почему опаздываем?» Я опешила и говорю, что скорее вопрос ко мне. Она как-то отшутилась. Разбираться я не стала, поняла, что свой контейнер нужно расширять. Поэтому иногда мысленно отправляла нашей воспитательнице привет, когда истерики выслушивала!

Может есть какие-то лайфхаки от психолога –мамы?

Когда что-то обещаете ребенку нужно стараться выполнять. И ещё, ребёнку непонятно: «я заберу тебя через 3 часа». Он будет всё время в напряжении, всё время ждать. Лучше сказать: «заберу после сончаса или после обеда». Тогда он будет понимать, когда это и напряжение уйдёт. 

Важно рассказывать ребёнку, как прошёл ваш день. Тогда и вы в ответ тоже будет слышать какие-то доверительные откровенности. Помните, есть спокойствие – есть стабильность!