Найти в Дзене

Постоянно меняющиеся вещи

Рынок — это очень сложная и динамичная система, состоящая из множества частей, большинство из которых никогда не стоит на месте. Вот лишь некоторые из них:

📌 Информация и показатели, на которые люди обращают внимание, постоянно меняются. Так что даже если вы знаете, что произойдет на рынке, вы не можете знать, как другие люди отреагируют на это событие.

Джеймс Грант однажды сказал: «Успех в инвестировании заключается в том, чтобы заставить всех остальных согласиться с вами».

Поэтому одних верных предсказаний может быть недостаточно — вам нужно убедить миллионы других инвесторов в том, что на произошедшее событие стоит обратить свое внимание. И это очень не просто, потому что информация и показатели, привлекающие наше внимание, постоянно меняются.

В начале XX века наибольшее внимание инвесторов привлекала балансовая стоимость компаний. В своем «Разумном инвесторе» Бенджамин Грэм упоминает этот показатель в два раза чаще, чем фразу «чистый доход».

Но потом это перестало быть таким важным, потому что на сцену вышел показатель чистой прибыли. Затем на какое-то время первенство перешло к дивидендной доходности, а во время пузыря Доткомов все смотрели на просмотры интернет-страниц.

Если бы Uber существовал в 1985 году, когда инвесторы были одержимы свободным денежным потоком, то ее бизнес-модель посчитали бы неудачной шуткой. Но в 2010-х годах, когда рынок в основном интересует рост доходов, а не прибыльность, Uber стала рыночным любимчиком.

📌 Меняются предпочтения поколений, причем главная сложность заключается в том, что эти предпочтения не всегда связаны с полезностью продукта.

Beatles, Nike и Lego остаются популярными на протяжении нескольких поколений, но они являются исключением из правил. Большая часть вещей, которые нашли отклик у одного поколения, не передается следующему.

Одна из причин этого заключается в том, что людям трудно чувствовать свое движение вперед, когда ты ассоциируешься с брендами своих родителей. Каждое поколение хочет что-то свое. Шансы на то, что 16-летний подросток подсядет на сериал «Твин Пикс» и Фрэнка Синатру, практически равны нулю.

Практически каждая компания, чей бренд задает новую моду, технологию или тренд, имеет свой срок годности. Поэтому не стоит удивляться, когда предыдущие гиганты уступают свою долю рынка новым участникам, даже если их продукт уступает старому.

В то же самое время изменения происходят медленнее, чем мы могли бы себе представить — иногда может потребоваться целое поколение, чтобы новая технология раскрыла свой потенциал и завоевала мир.

📌 Люди используют успех как доказательство того, что нужно и дальше двигаться в том же направлении. Но успех при этом сеет семена собственной гибели, потому что то, что лежит в его основе, в какой-то момент может перестать работать.

Когда вы добиваетесь успеха, то происходит несколько вещей: во-первых, это привлекает конкурентов, которые хотят попробовать свои силы; во-вторых, это ведет к потере бдительности и снижает ваш страх потерпеть неудачу, которые и позволили вам достичь этого успеха.

Люди привязываются к тем идеям, которые работают в данный момент, но мир постоянно развивается. Поэтому и вы, и ваши последователи можете ошибочно принимать временную тенденцию за источник конкурентного преимущества.

Случаи серьезного успеха — будь то успешная компания или инвестиционная стратегия — никогда не длятся вечно, потому что вещи, которые привели к этому успеху, со временем утрачивают свою актуальность.

Бизнес и инвестирование — это появление и исчезновение причуд, расцвет и закат стратегий, взлет и крах популярных идей. Все эти вещи постоянно меняются, поэтому и рынок никогда не стоит на месте.

(с) авторский перевод статьи Моргана Хаузела.

Друзья, приглашаю вас в свой телеграмм-канал Финансовый механизм!

Материал ранее публиковался в моем Пульсе

Всем спасибо за внимание!