Развитие международного спорта требовало постоянного роста результатов, показанных на соревнованиях. Борьба за право быть первыми приводила к поиску наиболее талантливых спортсменов. Задача найти и выбрать «лучшего из лучших» становилась для тренеров одной из главных. Определённую помощь в этом им оказывали спортивные врачи.
Воспитание профессионального спортсмена носит комплексный характер, и продолжается несколько лет. За это время претенденты в сборные команды страны из различных краёв и областей подвергаются неоднократным испытаниям.
К селекции юных спортсменов особенно серьёзно относились в Голландии, Великобритании и Германии. В Советском Союзе этому звену спортивной работы стали уделять должное внимание с конца 1960-х годов, а в России — с начала текущего века.
Сегодня наборы детей в спортивные секции начинаются в возрасте с 6–7 лет и продолжаются до 15–17. Юноши и девушки, принятые на занятия позже, как правило, не добиваются высоких спортивных результатов, хотя без исключений правил не бывает.
Контроль за притоком детей в спортивные секции осуществляют спортивные ведомства и тренерские советы. При их отборе принимают во внимание физические данные, особенности проявлений характера и двигательных качеств — силы, ловкости, гибкости, быстроты и выносливости.
Оценка тренеров часто базируется на их опыте и интуиции. Они понимают, что любой «бриллиант» требует огранки и больших психоэнергетических затрат. Проявление педагогического таланта у тренеров часто требует времени: выходцы из их школ заявляют о себе «как лучшие» после нескольких первых, часто не очень удачных выпусков. Тренерское искусство предъявляет к его адептам на каком-то из этапов работы полного самозабвения и жертвования своими материальными и духовными интересами.
Вопросам спортивного отбора посвящалось достаточное большое количество исследований в СССР и России. Значительную роль в теоретическом обосновании методик отбора сыграли доктора педагогических наук Владимир Николаевич Платонов и Лев Павлович Матвеев.
Девиз врачей «светя другим, сгораю сам» может быть избранным и педагогами из сферы спорта. А вот следуют ли ему врачи, осуществляющие контроль за состоянием здоровья спортсменов? Не редко их функции носят очень формальный характер. Взгляд этих специалистов, приближённых к спорту, наукообразный и бюрократический, что блестяще иллюстрирует история борьбы с допингом.
Меж тем международная спортивная медицина, созданная в 1928 году, была предназначена не только для выявления физических лиц, применяющих лекарственные средства, которые вредны для здоровья и влияют на результаты выступлений.
В основные функции спортивной медицины входило наблюдение за физическим развитием, достижением и поддержанием ими высокого уровня физической подготовленности, а также овладением нужными гигиеническими навыками.
Одной из важных составляющих в работе спортивных врачей являлось участие в спортивном отборе. Именно с этой целью в СССР после Второй мировой войны была создана сеть врачебно–физкультурных диспансеров, которую всячески пытались разрушить в девяностые годы, и которая превратилась теперь в обособленные группы спортивных центров и кабинетов. Резкое размежевание медицины и педагогики, организованное органами современного здравоохранения, приводит к тому, что спорт утрачивает своё оздоровительное значение, а физическая культура в школе не позволяет достигать оздоровительного эффекта.
Огромные массы детского населения оказываются только под влиянием смартфонов и компьютеров, развивая своё воображение и «компетентности», но теряя правильные представления о физической культуре, необходимой для здоровья.
После окончания медицинской интернатуры в областной клинической больнице и двенадцати лет практики во врачебно–физкультурной службе я оказался в роли врача–ординатора, а затем ассистента кафедры спортивной медицины и ЛФК факультета усовершенствования врачей Московского медицинского стоматологического института. Руководил кафедрой профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки России Сергей Васильевич Хрущёв. Одновременно он возглавлял и отделение детской спортивной медицины НИИ педиатрии Российской академии наук.
В конце 50-х годов, вместе со своим коллегой, ставшим позднее также профессором, доктором медицинских наук и заведующим кафедрой спортивной медицины и ЛФК Московского государственного медицинского университета, Афанасием Варламовичем Чоговадзе, они участвовали в создании спортивной медицины Германской Демократической Республики. Оба профессора хорошо представляли то, как формируется европейский спорт высших достижений и какую роль в нём должны играть спортивные врачи. Опыт и пребывание профессора Хрущёва «на двух ступенях» позволяли ему давать обоснованные советы врачам сборных команд и тренерам, которые не только навещали нашу кафедру, но и были частыми гостями в НИИ педиатрии.
Как непосредственный участник встреч того периода, я был посвящён в тайны спортивного отбора в сборные команды страны и представлял меры сложности в воспитании новых генераций спортсменов. Мне довелось присутствовать ещё в 80-е годы на выездных сессиях Академии наук СССР, проходивших в Киеве и Минске, и посвящённых вопросам спорта и здоровья детей. Уже тогда (!) оба профессора приводили данные, указывающие на снижение физического потенциала детского населения по сравнению с 1960 — 1970 годами. Эта тенденция стала отчётливо проявляться в 90-е годы, приводя к уродливым формам в их конце (кстати, в 1999 году вполне серьёзно в Министерстве здравоохранения РФ рассматривали вопрос о ликвидации врачебно-физкультурной службы). Как бы там ни было, спортивная жизнь продолжалась, и спортсмены, защищавшие честь России на международных соревнованиях, выступали по-прежнему удачно, хотя многие из них проводили свои тренировочные сессии за границей или с иностранными тренерами.
Как показывает современная история, ошибочные политические решения приносят свои плоды не сейчас, не сразу, а спустя 20–30 лет — то есть, ко времени утверждения у власти нового поколения. Нечто подобное происходит и в спорте. Отсутствие налаженной, строгой системы спортивного отбора, к утверждению которой стремились педагоги и врачи 80-х годов, приводит к нежелательным последствиям.
Окончание следует...
Николай Коротаев
Москва, Россия