В нашу эпоху коренным образом изменились приоритеты в выборе профессии. Большинство детей мечтают стать не учёными, архитекторами, предпринимателями или лётчиками, а - актёрами, шоуменами, моделями. Причем касается это не только девочек, но и мальчиков. Такого мечтательного отношения к софитам и подиуму в СССР нельзя было даже и представить.
В Советском Союзе работать моделью (точнее, манекенщицей – в ходу было именно такое слово), считалось зазорным; тем, что не стоит афишировать. Так как гордиться тут нечем.
К примеру, жена известного актёра и режиссёра Никиты Михалкова – Татьяна, в девичестве Шигаева - до замужества работала манекенщицей. Но Михалков ещё долгие годы, вплоть до расцвета «перестройки», всем рассказывал, что она трудилась переводчицей. О модельном прошлом супруги – предпочитал скромно умалчивать. И так поступало большинство родственников и друзей девушек, которые работали советскими манекенщицами. Почему была такая тенденция? Об этом я и расскажу в сегодняшней статье.
Многие не знают, но в СССР были Дома моды и Дома моделей. Первые представляли собой престижные ателье по созданию вещей индивидуального пошива. Коллекции, которые создавали в них, не доходили до основной массы покупателей. Вещи из этих коллекций стоили дорого, рядовые труженики не могли и не хотели такого приобретать.
А Дома моделей - были основным местом работы художников-модельеров одежды и манекенщиц. Работа и тех, и других состояла в создании и показе, говоря современным языком, «прет-а-порте» - новых моделей вещей, которые будут массово производиться лёгкой промышленностью.
К примеру, знаменитый художник-модельер Вячеслав Зайцев (1938-2023) работал в Доме моделей на Кузнецком мосту. Первой его коллекцией (1962) была коллекция инновационной спецодежды для женщин-тружениц села. И это не шутка, а чистая правда.
Размеры манекенщиц советских Домов моделей были от 44-го до 48-го. Никаких конкурсов красоты, никаких заманчивых рекламных контрактов у них и в помине не было.
А вот трудовые книжки - были, шёл стаж. Туда вносилась запись, как и у любой «полноценной» профессии. В трудовой книжке писали не «модель» или «манекенщица», а - «демонстратор одежды».
Откуда же тогда взялось это понятие - что работа модели несерьёзна и позорна? Ведь в СССР был лозунг «Все работы хороши, выбирай на вкус»?Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, представив ход мыслей советских людей.
№4 Причина
Советские люди рассуждали так: ну что это за работа - демонстрировать платья или, прости господи, купальники? Для этого даже образования никакого не нужно. Не требуется также ни интеллекта, ни каких-либо особых способностей.
Пошагала по подиуму, покрутилась перед объективом фотографа… Легкомысленно и несерьёзно всё это как-то. Не профессия, а так – хобби какое-то. Ну, или подработка вдобавок к основной работе. На полноценную профессию - не тянет.
№3 Причина
Представительницы данной профессии зарабатывали мало. Ведь демонстрация новых моделей одежды была невостребованным родом деятельности, а рекламный сектор в советской экономике вплоть до конца 80-х оставался хилым и ничтожным.
Советские журналы для женщин услугами манекенщиц пользовались очень мало, так как иллюстрации с новыми моделями одежды были, по большей части, рисованными.
Официальная средняя зарплата манекенщицы была, как у уборщицы – 80 рублей. Действительно, судя по зарплате, - не полноценная работа, а – так, подработка какая-то.
№2 Причина
В СССР не было «жёлтой прессы» и скандальных телешоу. Поэтому люди придумывали себе «скандалы, интриги и расследования» сами.
В том числе, и о манекенщицах в народе ходили устойчивые скверные слухи. Их почти приравнивали к женщинам лёгкого поведения - из-за частых встреч с влиятельными людьми в приватной обстановке. Домысливали, что после модных показов манекенщицы уединяются с чиновниками сами понимаете для чего (хотя были и такие случаи).
Ведь билет на показ мод в Москве стоил 5 рублей. Для рядового труженика это было дорого, за какое-то сомнительное удовольствие. А вот для западных туристов и специалистов, работавших по контрактам в СССР – это смешная и ничтожная сумма.
Дом моделей иностранцы считали одной из достопримечательностей советской столицы, любили и охотно его посещали. Ещё и из-за этого обросла домыслами и слухами профессия манекенщицы. Что, конечно, повлияло на репутацию девушек, работающих в модной индустрии, не лучшим образом.
№1 Причина
Советские люди по-житейски рассуждали так: ну поработаешь ты манекенщицей, пока молодая, свежая и привлекательная, а дальше что? Молодость-то и свежесть, к сожалению, проходят быстро и незаметно.
Далее станешь ты зрелой женщиной – чем будешь заниматься? В качестве «вешалки» для художников-модельеров – уже не нужна, туда юные девушки тебе на смену пришли. До пенсии ещё очень и очень далеко, а нормальной «полноценной» профессии у тебя нет. Не приобрела! Прямо как Стрекоза из знаменитой басни Ивана Крылова «Стрекоза и Муравей».
Далеко не всем советским манекенщицам достались ценные мужья, подобные Никите Михалкову. К сожалению, гораздо чаще их судьба оказывалась намного более прозаичной, непростой, а то и печальной.
⚡За что лишили статуса вора в законе авторитета-легенду из СССР Сашу "Севера"?
Если уж на то пошло, то современные модели тоже далеко не все достигают звёздного статуса и получают огромные деньги + богатого и любящего мужа в придачу.
Но масс-медиа нашей эпохи устроены так, что профессия модели кажется чрезвычайно престижной и привлекательной. А вовсе не позорной, как это было при СССР.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
Как вы думаете, правильно ли девушки стеснялись этой профессии?