Лето закончилось — пора вспомнить белые ночи, в Петербурге они идеальны для прогулок по красивым местам. В этом маршруте — портал в удивительный двор, боги с цветами, самый маленький дом в городе, самый глубокий курдонер, два роскошных образца эклектики XIX века и еще много интересного.
Как добраться
Стартуем с Троицкой площади на Петроградке — удобнее всего доехать до метро Горьковская, от него пройти 400 метров.
Сквер на Троицкой площади:
Через него доходим до Петровской набережной:
И дальше — по Троицкому мосту.
В 1903 году он связал Петроградку (тогда это Петербургский остров) с «большим городом». Благодаря этому район превратился из заштатного в фешенебельный. За десять лет тут построили столько великолепных домов, что глаза разбегаются — можно сутками изучать. Многие из них я показал в прогулке по Каменноостровскому проспекту. Ну а в этой статье обратим внимание на другой берег.
Там нас встречает памятник Суворову перед Марсовым полем:
Справа — Мраморный дворец.
А слева за колонной — дом Салтыкова и дворец принца Ольденбургского.
Проходим Лебяжью канавку:
Дальше идем мимо Летнего сада:
Через Прачечный мост на набережную Фонтанки:
Где нас интересует дом Баура, инженер-генерала времен Екатерины II. Известен как дом чиновников придворного ведомства. Здесь родился Дмитрий Мережковский, поэт Серебряного века, а в 1924 году жила Анна Ахматова.
И именно в его дворах — одно из удивительных мест Петербурга.
Вход — как портал.
Мозаичный дворик
Здесь находится музей и мастерские школы Владимира Лубенко, а место известно как «мозаичный дворик».
Прямо скажем, Владимир Васильевич был неоднозначным человеком (умер в 2011). Много лет проповедовал авторское учение «стержневой истины». Созданные из мозаики им и его учениками образы — эзотерическая эклектика. Искать глубокий смысл здесь такое себе занятие, но как нечто специфическое привлекает внимание.
На фасаде:
На земле:
Чуть поодаль — фонтан «Мать и дитя»:
Меня больше заинтересовала шахта лифта, увитая виноградом:
Из двора выходим к дому Рерберга, ныне здесь — один из факультетов академии Штиглица.
Один из питерских «утюгов» врезается сразу в две улицы — Чайковского + Гагаринскую, а также в два переулка — Соляной и Оружейника Федорова.
Здание прекрасно в деталях — несколько башен, эркеры, причудливая лепнина на фасадах.
Например, вот такая:
Кто-то называет это «подбалконье». Если знаете точный термин, поделитесь в комментариях.
Место тихое, можно спокойно все рассмотреть.
Дальше немного пройдем по Гагаринской до дома №5. Особняк Симонова – Столыпина стоит того, чтобы сделать крюк.
Изначально он принадлежал доктору медицины Симонову, в конце XIX века сменил несколько владельцев, а в 1911 незадолго до гибели его купил Петр Аркадьевич Столыпин.
Внимание привлекает желтый домик.
В любительских источниках его называют самым маленьким в Петербурге. На самом деле статус условный, поскольку это не дом, а самовольная надстройка над аркой. Арку замаскировали под первый этаж, а вход на второй — по лестнице сзади со двора.
Обратите внимание на фото выше: у Малого Мраморного дворца по соседству справа аналогичный прием, и там виден вход в арку.
Вот такой казус)
Возвращаемся назад, проходим переулок Оружейника Федорова:
И оказываемся в Соляном переулке:
Который выводит нас к художественно-промышленной академии Штиглица. В архитектурном плане замечателен ее музей (купол справа):
Музей академии Штиглица
Вот он, красавец:
Путти около здания:
Зимой их утепляют:
В экспозиции музея — скульптуры, резная мебель, фарфор, изразцовые печи, гобелены (можно долго перечислять) русских и европейских мастеров. Даже не столько ради прикладного искусства, сколько ради интерьеров тут стоит побывать.
Большой выставочный зал:
Рядом с музеем — храм святого великомученика и целителя Пантелеимона, один из первых в Петербурге. В 1833–1834 годах напротив храма жил Пушкин, бывший его прихожанином. С этим местом у Александра Сергеевича связана забавная история. Подробнее — в статье Прогулка от Таврического до Летнего сада.
А по другую сторону улицы Пестеля (исторически — Пантелеимоновская) полюбуемся на доходный дом Соловейчика 1913 года рождения.
Архитектор Мариан Лялевич построил в Петербурге множество шедевров — «Дом моделей» на Невском, Сытный рынок, главный корпус нынешнего ИТМО, например. А этот дом он проектировал как для себя, поскольку жил здесь с момента постройки до эмиграции в 1917.
Сколько ходил мимо, Марс и Венера на колоннах — всегда с цветами:
Видно, там живет романтик)
Следующая остановка — около Пестеля, 11. Дом Зарембы стоит на изломе улицы и на первый взгляд не так примечателен. Интересна его история. Николай Иванович Заремба был директором Петербургской консерватории в 1867-1871 и в эти годы у него снимали жилье Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков. А в 1921-1922 здесь жил писатель Александр Грин.
В войну в брандмауэр дома попала бомба, а уже в 1946 его восстановили в виде мемориальной доски в честь защитников полуострова Ханко.
С фонтаном (чаша на фото) только дело не заладилось. Гидросистема, мягко скажем, «хромала» и напора на нормальную работу никогда не хватало. Иосиф Бродский посвятил ему стихи: «Здесь должен быть фонтан, но он не бьет. Однако сырость северная наша освобождает власти от забот, и жажды не испытывает чаша...»
Дом Ратькова-Рожнова на Пестеля
Владимир Александрович Ратьков-Рожнов, промышленник и меценат, владел в Петербурге множеством домов. Самый известный — «утюг» на углу набережной канала Грибоедова и Столярного переулка. Недалеко отсюда — дом на Кирочной. Но на Пестеля, на мой взгляд, шедевр из шедевров.
Арка до четвертого этажа и самый глубокий в городе двор-курдонер — почти 100 метров. Несмотря на внушительное пространство, он не мрачный, а, наоборот, очень светлый.
Вид внутреннего фасада в полночь в конце июня:
Хозяин дома, кроме всего прочего, владел пароходным обществом под названием «Самолет». Поэтому на фасадах изображены корабли и якоря, жезл бога торговли и ремесел Меркурия.
Интересно, что все три дома Ратькова-Рожнова построены по проектам Павла Сюзора, непревзойденного мастера эклектики.
Что означает ключ, висящий на цепи в арке, смотрите в статье Прогулка от Таврического до Летнего сада.
Дальше, на углу с Моховой улицей обращу ваше внимание на доходный дом Евментьева.
Дом Евментьева
Необарокко 1900 года. Так он выглядел в оригинале:
И так выглядит сейчас:
Вы спросите: куда делся угловой эркер с башенкой?
Цитата из блокадных воспоминаний Г.В. Суходольского:
«Как-то солнечным сентябрьским днем мы с мамой были в продовольственном магазине на углу улиц Пестеля и Моховой: там можно было лучше отоварить карточки. Началась воздушная тревога. Дружинники в магазине сказали, что надо идти в бомбоубежище, недалеко на Моховой.
Многие покупатели решили остаться в магазине: первый этаж крепкого пятиэтажного дома. Но мама со мной пошла в бомбоубежище. Мне запомнилось высокое голубое небо, а там маленькие блестящие на солнце самолетики. Это были немцы. И когда мы после отбоя тревоги вышли на улицу, то дома с магазином на углу не было. Все было обрушено донизу».
Прямое попадание бомбы — угол дома срезало как бритвой.
Именно ему поэт Вадим Шефнер посвятил стихотворение «Зеркало»:
Как бы ударом страшного тарана
Здесь половина дома снесена,
И в облаках морозного тумана
Обугленная высится стена.
Еще обои порванные помнят
О прежней жизни, мирной и простой,
Но двери всех обрушившихся комнат,
Раскрытые, висят над пустотой.
И пусть я все забуду остальное -
Мне не забыть, как, на ветру дрожа,
Висит над бездной зеркало стенное
На высоте шестого этажа.
После войны дом восстановили в том виде, как мы его видим на фото выше. Эркер с башенкой навсегда остались в 1941…
А дальше подходим к блестящей паре — домам Тупикова и Мурузи.
Дом Тупикова
Снова эклектика. Архитектор Дютель, 1877 год. Дом с шатрами, драконами и жар-птицами. Чудо, где смешались романский, мавританский и древнерусский стили. Историк Андрей Пунин говорил, что в нем «безудержное нагромождение арочек, колонок, шатриков, зубчиков, розеток».
В каждом эркере в виде шатра живет жар-птица. В справочниках пишут павлин, но я позволю себе некоторую вольность)
Вот она:
На противоположной стороне Литейного проспекта, по диагонали от дома Тупикова — еще один шедевр эклектики.
Дом Мурузи
Архитекторы Серебряков, Шестов и Султанов строили его одновременно с домом Тупикова. Это было своего рода соперничество, кто кого превзойдет в красоте отделки.
Доходный дом князя Мурузи — в восточном стиле. Авторы проекта руководствовались происхождением владельца. «Нет победителя, кроме Бога!» — такая надпись на арабском украшает ворота дома.
Фасад со стороны Пестеля:
В этой части дома с 1955 вплоть до эмиграции в 1972 жил Иосиф Бродский.
Вот знаменитое фото на балконе коммунальной квартиры №28, где видна перспектива улицы Пестеля и Литейный проспект:
А эта фотография с видом на другую сторону, где Спасо-Преображенский собор:
Сейчас в бывшей коммуналке Бродского — музей «Полторы комнаты».
А вообще дом Мурузи известен не только благодаря Иосифу Александровичу. До революции здесь жили Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, превратившие квартиру в литературный салон. После — Николай Гумилев устроил студию в бывших апартаментах банкира Гандельблата.
Есенин, Блок, Маяковский, Брюсов, Андрей Белый…список звезд Серебряного века можно долго продолжать, кто был здесь в гостях.
Ну а мы подходим к последней точке маршрута.
Перспектива улицы Пестеля перед Преображенской площадью (справа дом Мурузи):
Спасо-Преображенский собор
Преображенский полк квартировал в Литейном районе со времен Елизаветы Петровны. Именно его гвардейцам императрица обязана своим восхождением на престол, поэтому старалась как могла отдать им дань. На Кирочной улице — казармы, а здесь — полковой собор.
Начинал архитектор Земцов, заканчивал Трезини в 1745 году. Близкий к нынешнему облик храм приобрел уже в XIX веке по проекту Стасова. За столетие произошла трансформация из барокко в ампир.
Ограда собора сделана из турецких орудий, переплавленных после войны 1828-1829.
Если зайти внутрь, то можно увидеть пушки, направленные стволами вниз — знак того, что они никогда больше не будут стрелять.
Кроме орудий, возле западных ворот стоят также на чугунных лафетах два единорога.
Напоследок перенесемся из белых ночей в раннюю весну. На этих фото собор виден более отчетливо.
Днем:
И ночью:
Дальше зову на прогулку от Таврического до Летнего сада. Многие места уже знакомы, при этом рассказываю о них более подробно.
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — публикую то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии по самым чудесным местам Петербурга.