Чем дольше работаешь над картиной, тем лучше она становится. Этой истиной руководствуется художник Сергей КОЛОКОЛЬЧИКОВ: порой работа над полотнами занимает десятилетие, но зато и результат заставляет зрителя застывать возле каждой картины надолго.
Натюрморты Сергея Колокольчикова напоминают староголландскую живопись XVII века: многослойный фон с подтонами, мягкое мерцание затейливой металлической посуды и словно подсвеченные изнутри плоды. И такое совпадение не случайно: для написания своих работ художник использует ту самую технику старых мастеров.
Он признаётся, что создание каждой такой картины — это очень долгий и трудоёмкий процесс. Волшебство достигается благодаря лессировке — прорисовке в несколько слоёв прозрачной краской: именно этим способом художники XV-XVII веков добивались изображения светотени и оттенков на своих работах.
Одновременно в работе могут находиться десятки картин.
«Эта техника предполагает высыхание каждого слоя: когда он высохнет, я продолжаю над ним ещё работать. Когда высыхает лессировка, может быть корпусность — наложение какой-то корпусной краски, потом опять лессировка. Если просело, то лаком покрываю, продолжаю работать. То есть это не быстрый процесс работы, он длительный, с обязательным просыханием слоёв и дальнейшим продолжением работы по уже высохшим», — объясняет художник.
Секреты старых мастеров Сергей Колокольчиков постигал сам. «Когда мы учились, нас практически не обучали вот этим многослойности, лессировкам, фактурности. То есть мы не проходили, что стекло должно быть стеклянным, металл — металлическим, фрукты какие-то должны быть более-менее живые. Нас больше даже к такому, более декоративному искусству относили, — говорит он. — Всё то, что мы тогда делали, делали более декоративно: с элементами фигуративности, узнаваемости какой-то реалистичной, но с декоративным уклоном. А этим я уже сам, когда пришёл после армии, потихонечку начал заниматься. Я помню, сделал пару копий и в процессе вот этого копирования познавал как раз вот технику. Меня заинтересовало, я стал читать о технике старых мастеров».
Интерес к такой живописи заставил активнее ходить в музеи и читать книги. Теперь каждую картину художник может разобрать подробно: видит и тёплую подложку, и холодные тона с белилами и ультрамарином, которые создают характерный эффект. Признаётся, что по мере освоения техники старых мастеров те картины, которые раньше казались идеальными, уже не выглядят таковыми, но тем ценнее настоящие шедевры.
К тому, чтобы не бояться тратить больше времени на работу над одной картиной, его подтолкнул совет дяди. «Где-то в 90-х годах, когда было разрешено участвовать во всяческих вернисажах на Арбате там, в Измайлове, тогда для меня это был заработок, — вспоминает Сергей Колокольчиков. — Я писал быстро, план был такой: сделать несколько небольших картин для того, чтобы в конце недели повезти их на вернисаж, продать, получить денежку и от этого уже получать удовлетворение. Всегда для художников, особенно молодых, если его работы продают, это значит какое-то признание, да ещё и заработок. И мне тогда мой двоюродный дядя, на два года старше меня, который тоже закончил художественное училище, сказал: «Серёжа, а ты можешь попробовать дольше поработать над натюрмортом? Ты чувствуешь, что ты можешь улучшить работу? Попробуй. Можешь потом просить за одну работу те же деньги, которые ты за 3-4 работы просишь, если тебе этот материальный стимул необходим».
Теперь художник работает над картиной, пока не увидит, что добавить нечего. Потом откладывает её и через какое-то время возвращается. В таком режиме некоторые работы вызревают годами. «Вот есть такая техника «а-ля прима», это быстро и декоративно. Там если долго работать и переделывать, то получается не в пользу качества этой работы. А здесь, вот при этой многослойной технике, чем больше работаешь, тем качество лучше, и это видно, я это вижу. А когда уже не вижу, отставляю. Потом беру, смотрю снова. Если опять нечего улучшить, можно нести на выставку», — объясняет свой подход к работе Сергей Колокольчиков.
Одна из важных черт живописи XVII века — её символизм. Каждая деталь изображения имела своё толкование, поэтому работы старых мастеров можно читать как книгу. Сейчас с этим проще, и сам художник признаётся, что трудится скорее интуитивно, начиная от самого замысла, расстановки предметов, и заканчивая готовой работой. А уже смыслами его полотна наполняет зритель — каждый видит в этих картинах что-то своё.
Татьяна МЕЛЬНИКОВА
Фото: Наталья МАЙОРОВА